В данной статье говорится о жизненных ориентирах и ценностях современной молодежи, в ней представлены результаты опроса молодых людей ГБОУ ЛНР "Свердловская гимназия №2" по системе Милтона Рокича. Считаю данную проблему актуальной, поскольку именно молодежь является будущим каждой страны и от того, как сформируется жизненная позиция молодого человека, ценностные ориентации, цели и его собственные взгляды на мир, будет зависеть развитие человеческого общества. Материалы статьи могут быть использованы на классных часах в старшей школе, также в деятельности школьного психолога и социального педагога.
Здравствуйте, уважаемые участники семинара! Меня зовут Литвинова Юлия Владимировна, я учитель ГБОУ ЛНР «Свердловская гимназия №2».
Позвольте познакомить вас со своей статьей на тему: «Жизненные ориентиры и ценности современной молодежи».
Считаю данную тему актуальной, потому что от того, как сформируется жизненная позиция молодого человека, ценностные ориентации, цели и его собственные взгляды на мир, будет зависеть его будущее. Жизненные ценности играют большую роль в развитии человеческого общества. Почему же они так важны? Ответ прост! Они формируют систему оценок и мер, с помощью которой человек оценивает свою жизнь.
Я расскажу вам о самом понятии молодежь и ее особенностях, затрону влияние субкультуры на ценности молодых людей , а также влияние интернета и средств массовой информации.
В спpавочной литературе «молодежь характеризуется как социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения и социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества, возрастные границы которой от 14 до 35 лет, доля в составе населения до 23 %».
Особенностью молодёжи как социальной группы является:
высокая степень мобильности;
поиск смысла жизни и места в обществе;
перспективы в трудовой деятельности.
Времена молодости соотносятся с окончанием образования и вступлением в трудовую деятельность общества. В этот период молодости человек активно ищет своё «Я» и место в жизни.
Важную роль в том, каким вырастает человек и как пройдет его становление играют люди и малые социальные группы, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Одним из объектов социализации молодежи является субкультура.
Молодежная субкультура – это модели поведения, стили одежды, музыкальные предпочтения, язык (сленг), специфические ценности и их символические выражения, характерные для групп молодых людей.
На сегодняшний день наиболее популярными молодежными субкультурами являются эмо, готы, панки, скинхеды, анимешники, Ванильки, гламур, трэш модели, оффники, редановцы.
Если идеология субкультуры не разрушает психику подрастающего поколения, не противопоставляет подростка всему окружающему миру, не провоцирует его на открытый конфликт и не несет суицидальных мотивов, не разрушает психику и не наносит ущерба физическому здоровью подрастающего поколения, то вреда от такой субкультуры нет.
Но если идеология субкультуры разрушает психику подрастающего поколения, толкает его на совершение преступления, как против себя, так и против других, унижает чужие интересы и взгляды, то говорить о безвредности такой субкультуры совсем неразумно. А если у этой команды еще и идеология направлена на уничтожение, то это более чем опасно. Молодежные субкультуры охватывают малый процент молодежи, но тем не менее оказывают значительное влияние на формирование жизненных ценностей и ориентиров молодых людей.
Кроме субкультуры важное значение имеют интернет и средства массовой информации.
СМИ и интернет являются в наше время очень влиятельной силой. Они оказывают воздействие как на формирование сознания молодёжи, так и на его деформацию. Учитывая большую внушаемость детей, подростков, молодежи, их неопытность, неустойчивость психики, неокончательную сформированность жизненных идеалов и целей, пространство интернета выбрало их в качестве основного объекта своего влияния.
СМИ насыщены актами агрессии, насилия, жестокости. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения. Сцены насилия негативно воздействуют на сознание современной молодежи, в результате чего она становится агрессивной, несдержанной, проявляет девиантные формы поведения.
Говоря о положительном влиянии СМИ и интернета, в первую очередь, можно отметить их информационную и просветительскую роли.
В последнее время набирает силу тенденция превращения интернета в сферу самореализации личности. Развитие электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации - участие человека во взаимодействии с интересующими его по тем или иным причинам людьми, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними.
Мной были проведены анкетирование и опрос по методике изучения ценностных ориентаций Милтона Рокича среди обучающихся 10 - 11 классов, а также педагогов Свердловской гимназии №2. Всего приняли участие 46 человек, из них в возрасте от 15 до 16 лет -25 человек, от 16 до 17 -12 человек, от 23 до 35 лет – 9. Респондентам нужно было выбрать одну или несколько ценностей, которые для них наиболее значимы, поместив их на первое место. Один из значимых вопросов теста - о том, что больше всего они ценят в жизни. Большинство респондентов Свердловской гимназии отметили, что для них важна семья и семейные ценности, на втором месте – здоровье, затем любовь. Менее важен материальный достаток, работа, дружба, свобода, творчество и социальный статус.
Вопрос о жизненных планах ученикам 10 класса Свердловской гимназии дался пока что трудно, но ребята смогли дать ответ: многие мечтают о высокооплачиваемой работе и нахождении своего призвания. Для половины в планах закончить учебу и работать по специальности, для некоторых – семья и все время ей. Выпускники и педагоги дали четкие ответы: семья, успешное окончание учебы и работа по специальности.
Проведя данное исследования, я смогла выявить основные ориентиры и ценности молодых людей: ведущее место занимает семья, нахождение своего призвания, любовь и здоровье. Эти ценности невозможно оспорить, я считаю, что они приоритетны не только для молодежи, но и для взрослых, так как молодежь – это будущее. Если у каждого молодого человека будет такая система первоначальных ценностей, то наша молодая республика и великая страна точно будут иметь хорошее будущее.
Считаю, что результаты данного исследования могут быть использованы на тематических классных часах и внеклассных мероприятиях, а также в практической деятельности социальных педагогов и психологов, участвующих в процессе социализации личности.
Спасибо за внимание!