Мотивация к обучению или создание ситуации успеха для каждого. Вечный вопрос учителя:"Как заинтересовать ученика?"
Проблема мотивации во все времена является ключевой в педагогике. Мотивация- это процесс побуждения себя и других участников учебно-воспитательного процесса (учащихся, родителей , коллег ) к деятельности для достижения поставленных личных целей.
Задача учителя – суметь правильно подвести учащихся к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержанием образования.
Во все времена профессия учителя была значимой и уважаемой. Перед уважающим себя учителем всегда стояли и стоят несколько вопросов: «Как заинтересовать детей изучением своего предмета?», «Как сделать урок увлекательным и познавательным?»
Проблема мотивации во все времена является ключевой в педагогике. Мотивация- это процесс побуждения себя и других участников учебно-воспитательного процесса (учащихся, родителей , коллег ) к деятельности для достижения поставленных личных целей.
Задача учителя – суметь правильно подвести учащихся к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержанием образования.
Методы мотивации, используемые учителем:
1. Эмоциональные (поощрение, похвала, стимулирующие задания, учебно-познавательные игры, свободный выбор заданий, создание ситуации успеха, создание ассоциативных представлений)
2. Познавательные методы мотивации (создание проблемной ситуации, поиск альтернативных решений ситуации, творческие задания, коллективный «мозговой штурм».
3. Волевые методы мотивации (объявление учебных требований, ознакомление с обязательными результатами обучения, формирование ответственности по отношению к коллективу и процессу обучения, прогностическая деятельность, самооценка, рефлексия).
4. Социальные методы мотивации (заинтересованность в конечных результатах коллективной работы, взаимопроверка, воспитание патриотичности, развитие силы воли, способность стать сильной личностью).
Ученики должны работать самостоятельно, предлагать и проверять идеи, предположения, гипотезы. Уметь делать выводы, обобщения, применять свои знания и умения в соответствии с определенной ситуацией.
В своей работе я использую различные педагогические приемы и задания, которые позволяют формировать и развивать мотивацию:
Кроссворд – урок начинается с кроссворда,
учащиеся отгадывают слова, в результате получают ключевое слово – которое является темой урока.
Например: АММИАК
Его латинское название – нитрогениум. (азот)
Двенадцатый элемент Периодической системы.(магний)
Элементы, у которых небольшое число электронов на внешнем энергетическом уровне.(металлы)
Элемент, у которого одинаковое количество протонов, электронов, но разное количество нейтронов.(изотопы)
Совокупность изотопов.(атом)
Соль угольной кислоты.(карбонат)
Ассоциативные пазлы – к конкретной теме выписываю два столбика ассоциаций, необходимо их совместить.
Например: 8 класс, тема «Кислоты»
Серная H2SO4
Соляная HCl
Азотная HNO3
Угольная H2CO3
«Банк идей» - метод, который позволяет собрать определенную информацию за минимальное время. На стадии осмысления лучшая идея генерируется
, а на стадии рефлексии получаем конечный результат.
Например: 10 класс, тема «Карбоновые кислоты»
Что объединяет эти картинки?
Ответ: Вкус
Учитель: Какой?
Ответ: Кислый. Они все содержат кислоты.
Использование задач – урок начинаю с решения задачи на определение формулы вещества. Заданное вещество и будет темой урока.
Можно использовать и другие приемы мотивации, например – противоречие, заведомо ложное задание, недостаточность предыдущих знаний и т.д.