Качество обучения, как основа начального образования. Большую роль в получении качественного образования играет педагогическое мастерство учителя, его умение найти подход к каждому ребёнку, подобрать к каждому «свой ключик».Учитель должен быть современным, должен владеть не только знаниями работы с современной техникой, которая поможет ему увлекательно провести урок и заинтересовать ребёнка, он должен знать, чем увлекаются ребята, какие треки, фильмы, компьютерные игры их увлекают.Задача педагога – научить ребенка учиться, научить ориентироваться в информационном потоке, искать нужную информацию и уметь применять ее. Следовательно, нужны другие подходы к обучению, учитель должен менять свой стиль преподавания. Он уже не является единственным источником информации. Нужны такие подходы и методы преподавания, которые будут повышать мотивацию детей к обучению.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«АНТРАЦИТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2 ИМЕНИ ВЕТЕРАНА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА КОНСТАНТИНА ВЛАСОВИЧА МЛАДШИХ
Статья
«Качество обучения, как основа начального образования»
Подготовила:
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Климова М. В.
2023 г.
При рождении ребёнка природа дарит ему вместе с жизнью и много разнообразных талантов. Малыш берёт не только внешнее сходство с мамой и папой, но и таланты, их способности, и даже увлечения. И, когда ребёнок достигает возраста, когда нужно идти в школу, родители с уверенностью и с надеждой, что, обучаясь в школе, его ребёнок не только научится писать, считать и читать, но и покажет свои врождённые таланты и, конечно, получит качественные знания, которые помогут ребёнку в дальнейшей жизни.
Повышение качества образования — одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Качество образования включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Не зря Л.Толстой сказал: «Ошибочно думать, что много знания есть достоинство. Важно не количество, а качество знания.»
Доказано, что у каждого человека развиты определённые способности: у кого - математические, у кого - гуманитарные. Школьная программа , особенно программа начальной школы, настроена на то, чтобы дать обучающемуся основные знания, умения и навыки, которые были бы «фундаментом» для дальнейшего развития, обучения и получения качественного образования ребёнка. Очень большую роль в получении качественного образования играет педагогическое мастерство учителя, его умение найти подход к каждому ребёнку, подобрать к каждому «свой ключик», быть одновременно и строгим, и весёлым, требовательным и справедливым, потому что дети очень ценят эти качества и не по-детски принимают их, когда речь касается именно их. Учитель должен быть современным, должен владеть не только знаниями работы с современной техникой, которая поможет ему увлекательно провести урок и заинтересовать ребёнка, он должен знать, чем увлекаются ребята, какие треки, фильмы, компьютерные игры их увлекают. Это сблизит учителя и ученика, и в дальнейшем поможет увлечь, заинтересовать ребёнка в получении новых знаний и умений. Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО — всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся. Задача учителя — всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что интересней полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков.
Главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным.
Основные причины снижения качества знаний:
- не интересно на уроке, т.к. преобладают пассивные формы (фронтальная, коллективная) обучения ребят над активными (групповая, проектная, системно-деятельностная, дискуссия, интерактивное и интегрированное обучение…)
- отсутствие единства требований к ответу обучающихся со стороны учительского состава (всё равно поставят 3, даже если ничего не знаю, а по ИЗО, физкультуре, технологии, музыке – 4 или 5)
- отсутствие мотивации к учению у ребят; не видение учениками перспективы для применения своих знаний, безразличие (будешь дворником)
- неумение организовать свою работу (даже элементарная работа с текстом, когда дается алгоритм действий: прочитай, найди, выбери, запиши; дистанционное обучение);
- не выполнение домашних заданий;
- возрастной период (мама кричит, ругает, но толку нет; папа пришёл с работы, устал, ему некогда заниматься сыном; пожалуюсь бабушке, она пожалеет, да и поживу у неё))
-личные проблемы или внутрисемейные конфликты (например, во многих семьях мамы или папы сами воспитывают детей );
- низкая занятость во внеклассных кружках, секциях;
- полное погружение в виртуальный мир интернета;
- ослабленный контроль со стороны родителей;
- слабая связь родителей с учителями-предметниками;
-пропуски занятий по болезни, так и по причинам , позволяющим 3 дня по записке (болели, но лечились дома, заболел живот, голова, отравились, температура 37, день рождения и т.д.)
Причины снижения качества знаний зависят от ученика, учителя и контроля родителей.
Задача педагога – научить ребенка учиться, научить ориентироваться в информационном потоке, искать нужную информацию и уметь применять ее. Следовательно, нужны другие подходы к обучению, учитель должен менять свой стиль преподавания. Он уже не является единственным источником информации. Нужны такие подходы и методы преподавания, которые будут повышать мотивацию детей к обучению. Основной подход к организации урока по ФГОС - системно-деятельностный подход, то есть, каждый урок – это деятельность, при чём деятельность ученика. Он из объекта обучения превратился в субъекта.