Полноценные представления об окружающем мире чрезвычайно важны для социализации: их можно отнести к числу ключевых компетенций ребенка. Развитие представлений об окружающем мире также является необходимым элементом формирования личности ребенка. Не исключением являются и дети с нарушениями речи. Эти дети характеризуются как дети, которые имеют проблемы с речью, но с сохранным слухом и интеллектом. Дети с патологией речи имеют небольшой словарный запас, что ограничивает общение с окружающими. Эти дети понимают речь, адресованную им, но не могут устно ответить на обращение. В коллективе ситуация детей с нарушениями речи сложна, они не могут полноценно участвовать в совместных играх с другими детьми и активно общаться. Речевые расстройства выражаются в том, что звуковые, лексические, грамматические аспекты речи оказываются неполноценными. В связи с этим в умственном развитии детей с таким расстройством наблюдается ограниченное мышление, трудности в обучении чтению и письму. Эти особенности усложняют процесс обучения, несмотря на то, что у этих детей есть первичное сохранение интеллектуального развития. В психоэмоциональной сфере у детей с нарушениями речи наблюдаются скрытность, негативизм, сильные эмоциональные срывы или апатия, застенчивость, неустойчивость внимания. Степень выраженности этих эмоциональных расстройств низкая, если родители не фиксируют у ребенка дефект речи, поддерживают его, не инфантилизируют, методично обучают речи. Психофизическое развитие детей с нарушениями речи отличается от развития нормально развивающихся детей. В связи с этим, было принято решение о проведении диагностического исследования по изучению представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста нарушениями речи.
«Воспитание самостоятельности у детей младшего возраста».
Дети младшего дошкольного возраста проживают кризис трех лет, который непосредственно выражается в «Я сам» - самостоятельности.
Самостоятельность, является ценным качеством человека, которое воспитывается с ранних лет. Дети сами по себе очень активны, такие качества, как аккуратность, воля, упорство, уверенность в себе, стремление и желание добиться успеха легко развиваются в ребенке. Поэтому от взрослых требуется поддержка ребенка в его самостоятельности, направление в действиях, похвала и одобрение, а так же родители должны стать примером для подражания, ведь дети в младшем дошкольном возрасте обладают большой подражательностью.
Так определенную роль в воспитании самостоятельности ребенка играет самообслуживание, которое способно резко поднять самооценку, тем самым являясь «большим шагом» к независимости. Самостоятельность и самообслуживание напрямую зависят друг от друга. Ожидая от ребенка самостоятельности, необходимо прививать навыки самообслуживания и наоборот, ожидая проявления навыков самообслуживания, необходимо поддерживать, развивать самостоятельность.
Как помочь ребенку стать самостоятельным в самообслуживании?
Учите ребенка дома самостоятельно раздеваться и одеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать и вещать на место одежду.
Закрепляйте умение детей самостоятельно мыть руки, лицо, не разбрызгивать воду, не мочить одежду, пользоваться мылом и полотенцем.
Приучайте детей вежливо здороваться, благодарить, прощаться, называть взрослых по имени, отчеству в детском саду.
Напоминайте детям, что нужно слушать взрослых, вести себя спокойно: не кричать, шуметь, говорить слова «спасибо», «пожалуйста», «до свидания».
Воспитывайте у детей добрые чувства: дружбу, умение делиться игрушками, не обижать других.
Обратите внимание на культуру питания: за столом сидеть спокойно, кушать аккуратно, учите держать ложку правильно в куре, вытирать рот салфеткой.