Статья об альтернативных способах коммуникации, такой как карточки РЕСS.
Информацию подготовила:
Григорьева А.А., воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 6 «Журавушка»
Выступление на педагогическом совете № 3
«Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) при работе с детьми с РАС.»
Как правило, родители детей с РАС знают об их специфическом восприятии мира. На данный момент написано большое количество научных трудов и коррекционных программ для обучения таких детей, в том числе и альтернативная система коммуникации PECS. Нам необходимо подробно ответить на часто возникающий у взрослых вопрос: «Как осуществлять общение с карточками PECS?».
Основания для ввода карточек PECS.
Для большей сознательности населения и лучшего понимания взрослыми своих детей с РАС необходимо, возможно, в очередной раз объяснить природу отклонений и корень проблемы.
Итак, дети с РАС, не имея врожденных дефектов психики и умственных отклонений, видят мир через призму своего измененного сознания. У каждого подобного малыша вырабатывается своя собственная призма. Некоторая биологическая или неврологическая (не психическая) поломка мешает, в том числе, стандартному пониманию смысла общения. А именно смысловой нагрузки и ценности коммуникации. Из-за этой поломки дети с РАС не в состоянии полноценно перенимать норму коммуникации от близких родственников, начиная с грудного возраста. Такие привычные для нас вещи, как понимание смысловой нагрузки улыбки — приравнивание ее к хорошему настроению носителя, так и ответная реакция в виде той же улыбки из-за врожденной способности к подражанию, не свойственны детям с РАС (как и другие проявления контакта в виде указующих жестов, плача и т.д.).
Ребенок играет с фигурками
Как утверждают многие исследования, эта проблема сопряжена в первую очередь с неэффективностью социального и отсутствием внутреннего поощрения.
Так мы и приходим к выводу о необходимости введения коммуникационных программ обучения с использованием эффективных поощрений или иначе подкрепительных стимулов. Система PECS зарекомендовала себя при работе с такими детьми также в связи с их схематичным виденьем мира, усиленным визуальным, а не эфемерным восприятием картины происходящего. Четкость и структура без двойных смыслов необходима для коррекции аутистических нарушений.
Осуществление коммуникационного процесса.
Как мы выяснили, изначально ребенок с РАС не имеет внутреннего стимула к контакту. Для возникновения желания взаимодействовать хотя бы на самом простом уровне используются любимые материальные объекты или пищевые привычки. То есть контакт изначально провоцируется и стимулируется взрослыми.
Ребенок играет
Внедрение коммуникационной системы обучения.
Для людей, только пытающихся опробовать PECS, трудности порой возникают уже на первом этапе. Стоит учесть, что этот этап не требует различения картинок. Нет необходимости сразу же обучиться распознаванию изображений и их соотнесению с предметами. Родитель сначала объясняет сам процесс обмена любой картинки на желаемый предмет. Для этого карточка находится в визуальном поле и физическом доступе для ребенка, в отличие от поощрения, которое может быть получено с участием посредника – родителя.
Дальнейшие этапы в основном предполагают следующее:
обучение распознаванию изображений;
развитие навыка самостоятельно поиска и предоставления родителю ожидаемой карточки;
предоставление правильной карточки родителю, для получения желаемого предмета из-за самостоятельно возникшего желания;
развитие навыка комментирования вопросов и происходящих событий при помощи карточек.
Здесь используется стандартизированная пошаговая система, разработанная в каком-либо приоритетном для родителей учреждении, либо расписанная в индивидуальном порядке с учетом выявленных нарушений и возможностей ребенка.