Коммуникативная компетентность личности – это все внутренние ресурсы, обеспечивающие эффективное взаимодействие: роли, установки, стереотипы, знания, умения.
Структура коммуникативной компетентности охватывает знания и умения, которыми обеспечивается эффективная коммуникация и создание отношений с окружающими.
Понятие коммуникативной компетентности определяет способность человека выслушивать собеседника, вести переговоры, адекватно защищать свое мнение.
Коммуникативная компетентность означает осознаваемый и развивающийся опыт общения людей, формирующийся при непосредственном взаимодействии между ними
Коммуникативная компетентность – это высокоэффективные навыки пользования средствами коммуникации. Коммуникативная компетентность означает свободное владение и руководство средствами общения (вербальными и невербальными), рассматривается, как система регулировки отношений личности, собственно, к себе, и также к миру (природному и общественному).
Коммуникативная компетентность личности – это все внутренние ресурсы, обеспечивающие эффективное взаимодействие: роли, установки, стереотипы, знания, умения.
Структура коммуникативной компетентности охватывает знания и умения, которыми обеспечивается эффективная коммуникация и создание отношений с окружающими.
Понятие коммуникативной компетентности определяет способность человека выслушивать собеседника, вести переговоры, адекватно защищать свое мнение.
Коммуникативная компетентность означает осознаваемый и развивающийся опыт общения людей, формирующийся при непосредственном взаимодействии между ними.
Развитие коммуникативной компетентности нераздельно связано со становлением самой личности. Усвоение коммуникационного опыта совершается во время непосредственного взаимодействия и также лично во время чтения, просмотров кинофильмов, наблюдая за людьми.
Коммуникативная компетентность личности формируется, получая данные об особенностях коммуникационных взаимодействий, межличностных проблем и тактик их решения. Когда индиви развивает коммуникационные способности, он перенимает из внешней социальной среды визуальные и словесные средства, с помощью которых анализирует коммуникационные ситуации взаимодействия. Во время происходит процесс становления коммуникативной компетентности, она происходит несколькими путями: через идентификацию с взрослыми, через усвоение культурного наследия и посредством наблюдения за общением других людей.
Коммуникативная компетентность педагога
Понятие коммуникативной компетентности педагога определяется, как способность выслушать ученика, понять его точку зрения, грамотно и тактично отстоять свое мнение, не навредить ученику, и построить с помощью коммуникации теплые и доверительные отношения.
Структура коммуникативной компетентности педагога имеет несколько составляющих компонентов:
- мотивационно-ценностный – это готовность учителя профессионально совершенствоваться, саморазвиваться, самореализовываться;
- когнитивный – это информация, познания педагога;
- операциональный – применение знаний практическим образом;
- позиционно-ценностный – отношения педагога к своей профессиональной деятельности. Эти компоненты тесно связаны между собой и отсутствия одного означало бы неполноту системы. При интенсивном развитии всех элементов повышается коммуникативная компетентность педагога.
Наибольшее значение в процессе обучения имеют взаимоотношения педагога с учеником, и то, каким будет качество этого взаимодействия, настолько эффективным будет процесс формирования и развития познавательных процессов учеников и уровень их мотивации.
Полноценное сотрудничество между учителем и учеником, наличие эффективной коммуникации оказывает влияние на стремление к творчеству, учебному процессу, постановке и достижении целей, постановке задач и работы над ними, желании экспериментировать, вести исследовательскую деятельность, участвовать в конференциях, олимпиадах.
Развитие коммуникативной компетентности учителя начинается еще во время обучения в вузе, где он приобретает все необходимые теоретические знания, проходит практику, и вместе с этим происходит нечто более важное – человек становится личностью. Еще недавно он был учеником, а теперь становится педагогом и будет иметь влияние на таких же учеников. Поэтому с первых же дней знакомства с учениками, он должен построить доверительные отношения с ними, а это достигается за счет умения грамотного, коммуникационного взаимодействия. Базовые позиции коммуникативного стиля будущего педагога формируется во время общения с одногруппниками, преподавателями, и во время производственной практики – с учениками. Таким образом, формируется педагогический стиль, позиция, она определяется через систему ценностей личности.
Компонент развития коммуникабельности определяется погружением в общение, формированием коммуникационных техник, установки на открытое эмоциональное общение, ориентация на собеседника. Формирование специфических коммуникационных умений – построение высказываний, определение эмоционального фона разговора, корректировка грамматической стороны речи, наблюдение за интонацией и тоном голоса, умение их подстраивать и следить за мимикой, и другие особенности невербального общения.
С помощью приоритета в развитии эмоциональной стабильности и организаторского потенциала происходит формирование позитивного самовосприятия, уверенности в себе, самоуважения. Также происходит развитие организаторских умений во взаимодействии, в ситуации конфликта, для этого существуют тренинги развития навыков и стратегий поведения в конфликтной проблемной ситуации, умении увидеть причину конфликта, формирование опыта взаимодействия с собеседником.
Приоритет развития рефлексии помогает развить навыки рефлексивного поведения, с помощью самоанализа, установки на самосовершенствование, опыта квазипрофессионального воздействия, развитие потребности воспитать, сделать кого-то лучше, помочь ему усовершенствоваться. Актуализируется умение оценивать свое поведение, понимать свое влияние и соответственно к воспитательным целям осознанно выбрать интонацию, темп речи, тон.
Таким образом, формирование коммуникативной компетентности педагога обозначает обеспечение условий для расширения коммуникативной позиции, это вызывает потребность в общении, направленность на приобретение коммуникативных знаний и практических умений.
Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста
Понятие коммуникативной компетентности понимается, как совокупность элементов, необходимых для результативного общения: владение языком, мимикой, пантомимикой, ориентация на предмет общения, на собеседника, умение построить разговор, задействовав необходимые вербальные и невербальные приемы.
Коммуникативная компетентность дошкольников имеет свои особенности, но ее структура практически не отличается от стандартной.
Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста и ее структура имеет три составляющих: мотивационно-личностный, поведенческий и когнитивный элемент.
Мотивационно-личностный элемент выражается в направленности ребенка на общение и его характерологических особенностях, которые определяют характер его общения, умение владеть силой голоса, следить за темпом речи и контролировать свое эмоциональное состояние, умение сохранять спокойствие и уверенность, держать себя в руках в ситуации конфликта.
Поведенческий компонент определяется через коммуникативные умения, способ реагирования на ситуацию, первый опыт взаимодействия, его воздействие на развитие коммуникативной компетентности в будущем, способность к расположению окружающих к себе, самостоятельно принимать решения, стремится к достижению цели, следовать общепринятым нормам поведения, осознавать и управлять собственным поведением.
Когнитивный компонент – это система знаний об общении, как процессе взаимодействия: сведения о поведенческих особенностях, личностных качествах, чувствах и эмоциях, которые влияют на общение, познания о целях и ценности общения, умение ориентироваться в общении, реагировать на критику, помогать сверстникам, прислушиваться к их соображениям, способность к самовыражению.
Все вышеперечисленные компоненты и названные умения являются основой для полноценного становления личности и влияют на формирование коммуникативной компетентности. Собственно они позволяют дошкольнику предсказать общение, ориентироваться на собеседника, вживаться и управлять коммуникативной ситуацией.
Также структура коммуникативной компетентности имеет еще три дополнительных компонента: коммуникационные знания, умения и способности.
Коммуникационные знания – это полученные сведения о средствах и видах взаимодействия между людьми.
Коммуникационные умения – это умение понимать окружающих людей, разговаривать с взрослыми на понятном языке, выражать свои чувства и эмоции адекватно к ситуации, правильно задавать вопросы, пользоваться вербальными и невербальными способами общения.
Коммуникационные способности – это способность детской личности к пониманию состояния собеседника, способность к выражению собственного отношения. Вместе с умениями они проявляются в коммуникационном взаимодействии с другими детьми, родителями и воспитателями в садике. По отношению к дошкольному возрасту, коммуникационная деятельность является самостоятельным процессом общения межличностного взаимодействия субъектов.
Недостаточное развитие коммуникационных умений может быть преградой в свободном общении, замедляет личностное развитие малыша, препятствует улучшению его познавательной и речемыслительной деятельности, негативно влияет на поведение крохи.
Свободное общение, случается в процессе разговора субъектов и обмена между ними информации. К такому виду коммуникации детей дошкольного возраста располагает игровая деятельность, обычная беседа, с помощью которой приобретается новая информация. Также такое общение говорит о спонтанности малыша, свободном выражении волнующих чувств и естественном способе демонстрирования эмоций, о владении информации и желанием поделится ею с друзьями.
Коммуникативная компетентность дошкольников развивается одновременно со становлением разнообразной деятельности ребенка (познавательной, игровой, трудовой, продуктивной, творческой). Наибольшее значение в коммуникационной деятельности имеет именно игровая деятельность. Благодаря игровому процессу дети вступают в многочисленные контакты, и таким образом, они развивают свою речь и усваивают базовые нормы общения. Субъектная позиция ребенка и его высокая активность в свободном общении положительно влияют на формирование коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность обусловлена половыми, индивидуальными, особенностями, спецификой предметно-практической деятельностью, особенностями пространства общения, социально-экономическими условиями, организацией воспитательного процесса и демонстрирует степень овладения малышом высокой культуры вербального общения.
Чтобы развитие коммуникативной компетентности ребенка дошкольного возраста было эффективным, должны быть соблюдены определенные условия: стимулирование коммуникативной деятельности, с помощью использования и постановки проблемных задач и ситуаций, создание ситуаций, в которых ребенок сможет продемонстрировать свои коммуникативные способности и похвалить его за успехи, устранять коммуникативные барьеры. Повышать уровень успешности в коммуникации, заниматься коррекционной работой по усовершенствованию коммуникационных навыков, учитывая индивидуальные особенности и уровень развития каждого ребенка отдельно, следует заручиться помощью психолога, а если есть затруднения в речевом развитии тогда еще подключить логопеда. Необходимо, учить малыша выражать чувства, мысли, эмоции, потребности с помощью речи и мимики, развивать невербальную лексику, обеспечить одновременное исполнение образовательной и самостоятельной деятельности, создавать и проектировать игровые ситуации, которые бы мотивировали ребенка к коммуникации. В коммуникационной деятельности обеспечить необходимую поддержку и фасилитацию во взаимодействии педагога и ребенка, также детей между собой, понять социальную ситуацию и те обстоятельства, в которых проживает ребенок, признать его семью, как фактор, который является наиболее влиятельным в развитии личности ребенка и формировании его коммуникационной грамотности.
Чтобы развитие коммуникативной компетентности ребенка происходило нормально, необходимо, чтобы педагоги сами, в первую очередь, имели личную хорошо развитую коммуникационную грамотность. При коммуникации с детьми в процессе образовательно-воспитательной деятельности педагоги должны соблюдать некоторые правила.
В первую очередь, должен быть установлен личный контакт с каждым малышом, необходимо обращаться к нему по имени, во время разговора быть на уровне глаз у ребенка. Детей необходимо выслушивать до конца, даже тогда, когда времени немного, не перебивать их речи. При каждом взаимодействии нужно анализировать свое поведение, подумать над тем, что мешает слушать ребенка до конца, есть ли желание перервать его, имеется ли мысль о неважности детской речи, нужно проследить есть ли желание все время что-то возразить ребенку, присутствует ли внутренняя полемика.
Не забывать следить за собственной речью, понимать, что все высказывания педагога могут повлиять на дошкольника. Исключить из собственной речи резкие интонации, окрики, пренебрежительность в тоне. Нужно помнить, что те интонации, которыми пользуется педагог, влияют на психику ребенка, и он также может их перебрать на себя, и научиться выражаться в подобной манере. Также избавится от слов-паразитов, которые быстро могут ввести дети в свой словарный запас.
Следить за невербальным поведением, во время разговора выражать всем своим лицом любовь и теплоту, улыбаться, контактировать с помощью глаз, делать плавные жесты. Нужно следить за своим настроением и часто улыбаться, это способствует улучшению психологического микроклимата в группе.
Необходимо развить в себе способность к самонаблюдению, анализировать собственную деятельность, мысленно поставить себя на место малыша, чтобы отследить, как он реагирует на определенные манеры и жесты. Помнить, что дети дошкольного возраста очень впечатлительны и склонны к высокой подражательности.
При коммуникации требуется использовать некоторые приемы педагогического воздействия, такие, как убеждение и внушение. Чтобы убеждение было удачным, следует быть самому твердо уверенным в сказанном, очень доступно излагать детям доводы, вместе с этим быть терпеливым и спокойным. Если необходимо, что-то внушить дошкольнику, то делать это нужно, смотря ему в глаза, и максимально повелительным тоном.
Соблюдение всех этих правил и рекомендаций, поможет педагогу-воспитателю развить свой педагогический такт, лучше понимать дошкольника и стать более проницательным, а ребенок, в свою очередь, будет иметь необходимые гармоничные условия для вырабатывания коммуникационной грамотности, и хороший пример для подражания.