Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Коммуникативная компетентность педагогов в ДОУ. Работа №266697

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

        В условиях модернизации образования, современной науки и практики приобретает особую актуальность и выдвигается на первый план коммуникативная компетентность педагога.

        Сегодня, в связи с введением ФГОС и ФГТ в дошкольное образование, возрастают требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, развитию у него необходимых компетенций. Эффективность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные, целесообразные взаимоотношения со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: коллеги, дети, родители.

        В научной литературе выделяются следующие виды компетентностей:

  • познавательная;
  • интеллектуальная;
  • информационная;
  • технологическая;
  • культурологическая;
  • психологическая;
  • психолого-педагогическая;
  • профессиональная;
  • социально-психологическая;
  • общекультурная;
  • коммуникативная.

 

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. Competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).

Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.

Опыт работы показывает, что одной из острых проблем стала проблема общения педагога с родителями и детьми.

Гуманистическая психология относит потребность в общении к основным, базовым потребностям человека.

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с детьми, родителями, коллегами, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу, т.к. именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.

В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха.

Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения разных моментов педагогической деятельности, позволяют констатировать нерадостную картину. В период огрубления нравов современного общества, упадка общей культуры и речевых традиций снизились коммуникативная культура некоторых педагогических работников ДОУ, осознание социальной значимости и личной ответственности за нее не является движущей, мотивационной силой.

Для значительной части педагогов характерна в большей степени информационно-деловая направленность коммуникативности с явно выраженной авторитарностью. Есть педагоги, которые совершенно не придают значения умению разговаривать с коллегами, родителями и детьми, допуская менторкие нотации, недоброжелательный тон, жалобы на ребенка, обвинение его и родителей в чем-то. Искусству разговора следует учиться. Я считаю, что данному вопросу следует специально уделять внимание на педагогических советах, методических объединениях. И здесь огромная роль принадлежит педагогу-психологу образовательного учреждения, который, используя различные формы и методы работы, способен влиять на развитие и повышение  необходимых коммуникативных знаний, навыков и умений педагогов ДОУ, тем самым повышая общую коммуникативную культуру всего образовательного учреждения.

Коммуникативная компетентность педагога должна рассматриваться, на мой взгляд, как один из первостепенных показателей личности при аттестации, уровень которой объективно, не формально оценивается и определяет тем самым профессиональную категорию. Необходим постоянный поиск интерактивных методов для успешного совершенствования коммуникативных способностей.

Пожалуйста, подождите.
x
×