В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Очень важно их своевременное выявление и эффективное использование.
Наиболее благоприятные условия для развития креативности можно наблюдать как раз таки в сфере образования, где одной из главных задач педагога является создание условий для развития креативного потенциала учащихся.
Статья
на тему: «Компьютерные игры, как средство развития креативности у детей младшего школьного возраста»
Выполнил(а)
Надешкина Мария Николаевна
Введение
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Очень важно их своевременное выявление и эффективное использование. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Именно в этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов: внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь. Большую роль в развитии учащихся младшего школьного возраста играет фантазия и воображение. К сожалению, в школе порой уделяют мало должного внимания развитию творческого мышления и воображения учащихся младшего школьного возраста, чем значительно ограничивают их возможности в будущем.
Наиболее благоприятные условия для развития креативности можно наблюдать как раз таки в сфере образования, где одной из главных задач педагога является создание условий для развития креативного потенциала учащихся.
Глава 1. Креативность и ее значение для младших школьников
В современном мире креативность и творческие способности все чаще рассматриваются как важные и даже необходимые характеристики, способствующие достижению успеха в различных сферах деятельности.
Творческий склад личности не только позволяет находить оригинальные решения и внедрять инновации — креативность тесно связана с такими психологическими характеристиками, как открытость новому опыту и толерантность к неопределенности, что подтверждается в ряде исследований.
Креативность – комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Признаки креативности, признаваемые большинством авторов: наличие интеллектуальной творческой инициативы, своеобразная открытость опыту, чувствительность к новому, умение видеть и ставить проблемы и др.
Чтобы диагностировать и систематически формировать творческую личность, необходимо знать ее особенности, творческие черты ее характера. Ученые-исследователи выделяют такие основные особенности творческой личности: смелость мысли, склонность к риску, фантазия, проблемное видение, умение мыслить, способность находить противоречие, умение переносить знания и опыт в новую ситуацию, независимость, альтернативность, гибкость мышления, способность к самоуправлению.
Младшим школьникам изначально присуща талантливость. Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. В психологических исследованиях высказываются различные точки зрения на детское творчество. Некоторые психологи считают, что все учащиеся от природы - художники, актёры, поэты. В игре, изобразительной деятельности самопроизвольно, независимо от воспитания и обучения проявляется творчество.
Залогом успешного формирования творческой личности, является наличие нескольких составляющих интеллектуальной деятельности, направленной на усвоение чего-то принципиально нового:
высокого уровня
сформулированности
элементарных познавательных процессов;
высокого уровня активного мышления;
высокого уровня организованности и целенаправленности познавательных процессов.
Исследования показывают, что наряду с интеллектом креативность как правило выступает значимым средством прогнозирования успеваемости у школьников.
Глава 2. Компьютерные игры и развитие креативности у младших школьников
Игровая деятельность сама по себе тесно связана с творчеством и креативностью. Игры, опосредствованные компьютерами и интернетом, изначально рассматривались психологами в тесной связи с творчеством. В работах О.К. Тихомирова и Е.Е. Лысенко компьютерные игры выступают как способ развития и изучения творческого мышления человека.
Освоение компьютерных игр многих жанров способствует развитию мышления, в том числе интуитивного, связанного с творчеством.
Психологи также отмечают, что увлечение компьютерными играми способствует развитию у детей младшего школьного возраста интуитивного мышления и невербального интеллекта (т. е. предикторов креативности), однако препятствуют развитию исследовательской деятельности и образного мышления.
Исследование Л. Джексон с соавторами, проведенное на выборке 491 подростка (средний возраст испытуемых 12 лет) показало, что продолжительная игра положительно связана с целым рядом показателей креативности.
В исследовании рассматривались игры различных жанров и типов, а также оценивалась степень увлеченности испытуемых другими медиатехнологиями (использование компьютеров в целом, пользование интернетом и мобильными телефонами).
Таким образом, связь между игровым опытом и креативностью не сильно зависит от характеристик игры и интенсивности применения информационных технологий.
В исследовании О.С. Андреевой с соавторами также была выявлена позитивная связь креативности (но не показателей интеллекта) со степенью увлеченности компьютерными играми у дошкольников.
Наиболее высокие показатели креативности и интеллекта продемонстрировали дошкольники, предпочитающие ролевые и стратегические компьютерные игры, имеющие определенный сюжет.
Компьютерные игры могут способствовать развитию креативности, но они также могут привлекать изначально более креативных пользователей за счет оригинальных визуальных образов, возможности пережить новый нереалистичный опыт.
Заключение
В наши дни в развитом обществе все сильнее проявляется потребность в творческих личностях на всех уровнях ее развития. Поэтому насущной необходимость становится развитие личность ее творческой самобытности, раскрытие и реализация сущностных сил ребенка. Заниматься развитием личности целесообразно в детском возрасте, потому что именно тогда формируются основы творческой и образовательной траектории, психологический базис продуктивной деятельности, формируется набор ценностей, качеств, способностей и потребностей будущей личности, которые лягут в основу ее творческого отношения к действительности.
Компьютерные игры, так широко используемые сейчас в обучении, связаны с развитием креативности у младших школьников. Но обзор имеющихся на данный момент исследований не позволяет сделать однозначный вывод о том, может ли игра в компьютерные игры повлиять в ту или иную сторону на креативность пользователей.
Однако положительные взаимосвязи между креативностью и увлеченностью компьютерными играми, демонстрируемые игроками всех возрастов, подсказывают, что, скорее всего, несправедливо распространенное житейское мнение, согласно которому компьютерная игровая деятельность однозначно отрицательно влияет на творческие и интеллектуальные способности детей.
Помимо этого, исследования показывают, что компьютерные игры могут способствовать развитию функций когнитивного контроля, тем самым косвенно обеспечивая развитие творческих способностей игроков.
Список литературы
Интернет-источники
https://cyberpsy.ru/articles/computer-games-creativity/
http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/14091/2/2019Kartashev.pdf
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/143972-igrovye-tehnologii-kak-sredstvo-razvitija-kre
https://www.ural.org/deti/razvitie-rebenka/kompyuternye-igry-pomogayut-v-razvitii-kreativnosti-u-detej/