Тип занятия: урок изучения нового материала
Вид занятия: игра – развлечение
Форма занятия: групповая, подгрупповая, индивидуальная
Цели урока:
Развивающие:
Личностные УУД: формирование адекватной мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; формирование отношения к своему здоровью как к величайшей ценности.
Познавательные УУД:
· Общеучебные УУД: научить искать и выделять необходимую информацию, строить речевые высказывания.
· Личностные УУД: формирование умения классифицировать объекты на основании определенных критериев.
Коммуникативные УУД: формирование умения работать в парах, распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формировать собственное мнение, аргументировано его, излагать.
Регулятивные УУД: оценивать уровень успешности; производить контроль своих действий; определять цель учебной задачи; планировать свою деятельность, определяемую результатом, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Технологическая карта урока
Конспект урока по окружающему миру 2 класс.
Тема: «Что такое здоровье? Режим дня».
(из опыта работы)
Тип занятия: урок изучения нового материала
Вид занятия:игра – развлечение
Форма занятия:групповая,подгрупповая, индивидуальная
Цели урока:
Развивающие:
Личностные УУД: формирование адекватной мотивации к учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы; формирование отношения к своему здоровью как к величайшей ценности.
Познавательные УУД:
Общеучебные
УУД: научить искать и выделять необходимую информацию, строить речевые высказывания.
Личностные УУД: формирование умения классифицировать объекты на основании определенных критериев.
Коммуникативные УУД: формирование умения работать в парах, распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формировать собственное мнение, аргументировано его, излагать.
Регулятивные УУД: оценивать уровень успешности; производить контроль своих действий; определять цель учебной задачи;планировать свою деятельность, определяемую результатом, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Задачи урока:
Обучающие:создать вместе с учащимися условия для сохранения и укрепления здоровья;воспитывать стремление соблюдать эти правила;ознакомить со значением словосочетания « личная гигиена», «правильное питание», «режим дня» научить применять эти знания в жизни, закреплять навыки гигиены;учить правильно распределять время работы и отдыха (режим дня).
Воспитывающие:создать условиядля воспитания у учащихся ответственного отношения к своему здоровью через разумную организацию режима дня, питания, занятия физкультурой, спортом и потребностью в сохранении своего здоровья.
Прогнозируемые результаты:
Должны
знать
значение
словосочетаний «личная гигиена», «правильное питание», «режим дня», «здоровый образ жизни».
Должны
уметь
составлять
свой индивидуальный режим дня, осознавать необходимость ценностного отношения к своему здоровью, продолжить формирование адекватной мотивации к изучению своего организма, занятиям спортом.
Должны уметь
планировать практическую работу, устанавливать
причинно –
следственные связи, осуществлять коррекцию.
Должны уметь
работать в парах: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь, формулировать собственное мнение, аргументировано его, излагать, выслушивать мнение товарищей.
Должны уметь
находить необходимую информацию для выполнения работы, анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и использовать в собственной жизни.
Методы и приёмы:
словесные: беседа, художественное слово, вопросы, пояснения, указания, поощрения, похвала;
наглядные: показ иллюстративного материала; показ действий; показ движений;
практический: правильное применение на практике полученных знаний;
игровой: сюрпризный момент
Подготовительная работа:былиданы первоначальныесведения о работе внутренних органов человека и сведения о разнице понятий о внешнем и внутреннем строении человека.
Оборудование и ТСО:
учебник А. А. Плешаков, «Окружающий мир»; 2 класс, 2 часть, Москва, «Просвещение», 2017г;
Рабочая тетрадьА. А. Плешаков, «Окружающий мир», 2 класс, 2 часть,
Москва, «Просвещение», 2017г.
Ожегов. Словарь русского языка, Школьный толковый словарь.
Презентация
интерактивная доска, проектор, компьютер
записи на доске.
Технологии, используемые на уроке: ИКТ – технологии, игровые, поисково-исследовательские, гуманно-личностные, здоровьесберегающие.
Творческий подход, актуальность и новизна формы: данный урок является открытым мероприятие в виде игры-развлечения в проекте « Если хочешь быть здоров» и является прекрасным дополнением к образовательной области «Познание» во втором классе, особенно в той её части, где изучается раздел учебника «Здоровье и безопасность». Дети знакомятся со здоровым образом жизни в практических условиях, выполняя соответствующие поисково-исследовательские задания. У детей формируется положительная адекватная мотивация и интерес к здоровому образу жизни, к личной гигиене, к правильному питанию и режиму дня через игровую деятельность с применением современных педагогических и здоровьесберегающих технологий.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
- Сегодня у нас на уроке гости. Поздороваемся с ними.
И прежде, чем начать урок, я бы хотела поделиться с вами своим хорошим настроением. Приготовьте свои ладошки. Я передаю вам свое хорошее настроение, а вы делитесь этим хорошим настроением со своими одноклассниками и передайте его нашим гостям. Поделились настроением? Хорошо. Присаживайтесь. Спинка прямая.
-Давайте проверим вашу готовность к уроку.
-А всё ли у нас лежит на парте? (Учебники?Пенал?)
На нашем уроке нам пригодятся карточки, которые я вам приготовила. Давайте проверим. А еще нам понадобятся ладошки зеленая и красная.
2 . Актуализация знаний.
-Какой раздел начали изучать? (Здоровье и безопасность).
-Что уже изучили из этого раздела? (Строение тела человека).
А что мы узнали по этой теме? (Есть внешнее и внутренне строение)
Кто мне назовет внешнее строение человека?
А внутреннее? (головной мозг, сердце, легкие, печень, желудок)
Ребята, а что вы узнали про нервы на прошлом уроке? (если все нервы соединить в одну ниточку, то она протянется от земли до луны, вернется на землю и опять протянется до луны и опять вернется на землю).
Вот как много нервных ниточек в организме человека
-Сегодня на уроке продолжим изучать этот важный раздел.
3. Самоопределение к деятельности.
«Здравствуйте» - говорим мы при встрече.
- Что значит это слово?
- Так что же желают люди друг другу? (Здоровье)
Здоровье – это самое ценное, что есть у людей, а значит, его нужно беречь.
- Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О здоровье).
-Сформулируйте тему нашего урока.
-Я уточню тему урока. На доске тема «Если хочешь быть здоров…»
- Откройте учебник и прочитайте тему нашего урока. (Стр. 8).
- Какие цели нашего урока? (Узнать, что необходимо для сохранения здоровья)
А какие задачи мы поставим на уроке? (научиться беречь своё здоровье, научиться правильно строить режим дня).
- А еще мы будем развивать - речь, внимание, мышление.
-Ребята, как называют человека, у которого ничего не болит? (Здоровый).
Поднимите руку, кто никогда не болел. А вы бы хотели всегда быть здоровыми?
-А что надо делать, чтобы быть здоровым? (проблема).
А сделать это помогут наши помощники ступеньки здоровья, которые мы будем заполнять в течение урока.
4.Работа по теме урока.
1) Режим дня.
- Кто знает, как называется распорядок действий, которые мы совершаем в течение дня?
- Правильно, это режим дня.
Вот у нас появляется первая ступенька, ведущая к сохранению здоровья «Режим дня».
-А что такое режим дня?Прочтите у себя в учебнике значение этого слова. Слово «режим» - французское, оно означает «точно установленный порядок жизни».
Режим дня- это распорядок всех дел и действий, которые нужно совершить в течение дня.Организм человека обладает способностью привыкать к соблюдению внутреннего расписания и не любит, когда его нарушают.
- Посмотрите, какой режим дня был у мальчика Серёжи? (Стр. 8)
- Что делал Серёжа после того, как проснулся?
- Что он забыл сделать? (Обед после уроков в школе, прогулка, приготовление домашнего задания, ужин.)
- А кто из вас соблюдает режим дня?
-А вот сейчас мы проверим. Предлагаю игру –«Помоги,Винни - Пуху составить режим дня», работать мы будем в парах. У вас на партах лежат конвертики, в них вы найдете листочки. Давайте, вспомним, как мы работаем в парах: в парах можно разговаривать шепотом, одному работать нельзя, только в паре. Раскладываем листочки и попробуем составить режим дня, а потом проверим, верно, ли вы все сделали.
Давайте проверять
- Режим дня, который вы прочитали на слайде примерный. Он может немного меняться. Например, вы раньше пришли из школы или легли позже спать, если к вам в дом пришли гости. Дома вы составите в рабочей тетради свой режим.
- При составлении режима дня необходимо, чтобы учёба, работа сменялись отдыхом, не менее двух часов в день вы проводили на свежем воздухе, спали 8 – 9 часов, просыпались и ложились в одно, и тоже время. Режим дня – это один из помощников в сохранении здоровья.
Итог:- Какое правило надо соблюдать, чтобы сохранить здоровье?Я думаю, что вы постараетесь соблюдать режим дня.
Продолжаем дальше идти к нашей вершине – здоровья.
2)Правильное питание.
- Ребята, ваш любимый Винни попал в больницу. Он передал вам письмо.
«Своё письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звёздочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров.Что же мне делать? Как быть? Ваш Винни.»
- Правильно ли питался Винни? (нет).
- Каким должно быть питание? (Пища должна быть разнообразной и полезной).
- Чтобы вы посоветовали Винни?(Правильно питаться).
Вот у нас появляется вторая ступенька, ведущая к сохранению здоровья «Правильное питание».
Правильное питание – это разнообразное питание. Для жизни человеку необходимы питательные вещества, которые находятся в разных продуктах питания.Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Если есть возможность, старайтесь больше употреблять овощей и фруктов, пейте молоко и кефир, ешьте творог, поменьше употребляйте сладкого, жирного и соленого. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням. Есть лучше всего в одно, и тоже время, желательно 4-5 раз в день, но никак не меньше трех раз. И будете здоровы!
Давайте поиграем в игру «Полезные и вредные продукты». Если вы считаете продукт полезным – хлопаем, вредным – топаем. «Рыба», « кефир», «чипсы», «пепси», «геркулес», «торт», «жирное мясо», «лук», «капуста», «подсолнечное масло», «конфеты», «яблоки».
- Зачем человек ест? Без еды человек не может долго прожить – около месяца, еда человеку необходима в течение всей жизни.Пища даёт организму энергию, необходимую для работы мышц, сердца, мозга и других органов. При недостатке пищи человек слабеет.Тот, кто не садится, вовремя, есть или, наоборот, постоянно что-то жуёт (конфету, булочку, печенье), то портит себе аппетит и нарушает правильное пищеварение, свой нормальный ритм.
-Как человек получает продукты? Человек получает пищу благодаря растениям и животным. Поэтому продукты бывают животного и растительного происхождения.
Работа по учебнику текст (стр. 9). «Как правильно питаться». Работа в парах.
- Рассмотрите фотографии на стр. 9 и правильно распределите продукты по группам.
Работу проводим в парах. Помните о главном правиле работы в парах: это уметь договариваться.Проверка по сигнальным карточкам.
Давайте сделаем проверку. Если считаете правильно, то поставьте плюсик,если нет то минус.
- Так что значит правильное питание? (Правильное питание – это разнообразное питание).
Итог:- Какое условие для сохранения здоровья мы вывели?(Правильно питаться).
Продолжаем дальше идти к нашей вершине – здоровья.
3) «Физкультра и спорт».
- Что обязательно нужно делать, чтобы быть сильным, ловким, выносливым и главное обладать крепким здоровьем? (Заниматься физкультурой, спортом, закаляться…)
Вот у нас появляется третья ступенька, ведущая к сохранению здоровья «Физкультура и спорт».
- Значит, чтобы быть бодрым, нужна достаточная двигательная активность.
- Это занятие физкультурой, бегом, посещать спортивные секции, ходить пешком до школы, как можно больше быть на свежем воздухе, играть в подвижные игры, закаляться. Зарядка, подвижные игры, ходьба, катания на коньках и лыжах – все эти занятия укрепляют здоровье человека, делают его ловким, быстрым, выносливым.
-Ну, раз двигаться необходимо для нашего здоровья, давайте, и мы выполним физминутку:
-Давайте подумаем, почему школьники чаще всего пропускают занятия? (Простыли, появляется насморк, болит горло, уши, зубы и т. д.)
- Почему люди простужаются? (Одеваются не по погоде).
-Ребята, а кто из вас посещает спортивные секции? (Ответы детей).
Итог: - Какое правило надо соблюдать, чтобы сохранить здоровье?(Заниматься спортом, чтобы не болеть).
Продолжаем дальше идти к нашей вершине – здоровья.
4) «Личная гигиена».
- А сейчас, послушайте рассказ, про мальчика Федю.
«Утром Федя чинил велосипед. Днём играл с собакой. Потом он пошёл в туалет и забыл помыть руки. Мама позвала Федю обедать, и он сел за стол есть с грязными руками. На следующий день он не пошёл в школу. У него заболел живот, и поднялась температура».
-Почему у мальчика заболел живот? Что может попасть в организм человека вместе с грязью? (микробы)
- Одна из причин болезней живота — грязные руки.
- Ребята, вы сегодня грязную работу делали? Может быть, в саду землю копали? Может быть, пересаживали цветы? (Нет).
- А давайте проверим чистые ли у вас руки сейчас? У вас на столе лежат влажные салфетки. Достаньте их и протрите свои руки. Какой стала салфетка? (серой, грязной, уже не такой, белой, как была).
- На ней грязь, которая была у вас на руках.
- А сейчас я вам покажу, что находится у вас на руках, если мы их не помоем. Это мы увидим при помощи микроскопа. Посмотрим, как выглядят микробы в увеличенном виде.
- Какой вывод мы сделаем из увиденного?(нужно мыть руки, особенно перед едой). А то вся грязь с рук попадет к нам в животики.
ОПЫТ С ЯБЛОКОМ (проблемная ситуация)
-Илья, я хочу угостить тебя яблоком. Подойди. Можно ли съесть это яблоко сразу? (нет).
-Почему? (грязные руки, неизвестно где это яблоко лежало, и кто мог его трогать).
- Фрукты и овощи обязательно нужно мыть.
-Заболеть могут люди, которые не соблюдают правила личной гигиены.
Вот появляется следующая ступенька к здоровью «Личная гигиена».
- Ещё одно условие сохранения здоровья — соблюдать правила личной гигиены.
- Дети, что обозначают слова – «Личная гигиена»?
Личная – то есть эти правила выполняет каждый человек.
Гигиена – это те действия, которые должен выполнять человек, чтобы поддерживать свое тело и жилище в чистоте.
- Что же нужно делать, чтобы соблюдать правила личной гигиены? (ответы детей)Нужно мыть руки перед едой, правильно ухаживать за зубами, ухаживать за ногтями и волосами, мыться, чтобы наше тело было чистым,содержать в порядке одежду и обувь,
Помещение, в котором живём.
- В каждой семье должны быть предметы гигиены, которыми могут пользоваться все члены семьи, т.е. общие, и те, которыми может пользоваться только один человек, т.е. личные.
- Рассмотрите фотографии на стр. 10 учебника и подумайте, какие из этих предметов у каждого человека должны быть личные, а какими могут пользоваться все члены семьи?
Важно соблюдать правила личной гигиены.
- А как вы их усвоили, мы сейчас проверим. Нужно закончить предложения, данные в учебнике на стр.10.
Итог:- Какое правило надо соблюдать, чтобы сохранить здоровье?(Правила личной гигиены).
Продолжаем дальше идти к нашей вершине – здоровья.
5) «Уход за зубами».
- А теперь подумайте, о чём идёт речь? Отгадайте загадку.
Когда мы едим – они работают,
Когда не едим – они отдыхают,
Не будем их чистить –
Они заболеют. (Зубы).
- Какие зубы лучше: здоровые или больные? Почему?
- Здоровые зубы прекрасно измельчают пищу во рту. Больные зубы делают это гораздо хуже. Плохо пережеванная пища переваривается с трудом. Желудок над такой пищей трудится в несколько раз дольше, меньше отдыхает и начинает болеть. Поэтому пищу надо пережевывать не спеша, тщательно. Здоровые зубы помогают нам правильно и красиво говорить, украшают улыбку человека.
Работа по учебнику.
- Как сохранить зубы, чтобы они были здоровыми? Давайте познакомимся с правилами ухода за зубами на стр. 11 текст «Как ухаживать за зубами».
Вот появляется следующая ступенька к здоровью «Уход за зубами».
Работа в тетрадях.
- Ребята, я думаю, что вы хорошо запомнили все правила и будете их обязательно выполнять.
- Не менее двух раз в год нужно проверять зубы у врача. К какому врачу нужно обратиться, если возникли проблемы с зубами?(К стоматологу).
Итог:- Какое условие для сохранения здоровья мы вывели? (Беречь зубы).
Закрепление.
- О чем мы говорили сегодня на уроке? Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Что нового вы узнали? О чем вы расскажете дома родителям?
- Как вы думаете, зачем мы говорили об этом? (Чтобы сохранять и беречь своё здоровье).
- Какие правила вы теперь будете соблюдать,чтобы сохранить здоровье?
- Давайте посмотрим на нашу лесенку (схему).Назовите наших помощников в сохранении здоровья. (Режим дня, личная гигиена, физкультура и спорт, правильное питание, уход за зубами.
- Я желаю вам соблюдать все эти правила, чтобы вы всегда были здоровы!
-Получили ответы на свои вопросы? Выполнили цели урока?
Что вы будете делать, чтобы сохранить здоровье? Прочтите вывод Мудрой черепахи.
- Мудрые мысли люди заключали в пословицы. Попробуйте восстановить пословицы.
Начало пословиц написаны, а их продолжение надо найти.
- Попробуйте восстановить и соединить пословицы.
- О чем эти пословицы?
6. Рефлексия.
Ну, а теперь, ребята, я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке и поставили себе оценку, но для этого давайте посмотрим на карточку белую, которая лежит у вас на столе. Посмотрите на нашего главного героя сегодняшнего урока. Что тут непонятного есть? Правильно, у Винни не нарисован ротик. Ротик будет обозначать вашу оценку. Если вы нарисуете ротик вот так, то это будет 5 . Если вы совсем справились на уроке, не допустили ошибок и хорошо отвечали на уроке, то вы нарисуете ротик вот так /, то это будет 4 (значит где-то были, какие то недочеты). Ну а если ротик будет перевернут это 3, нужно будет еще подумать и поработать над этой темой уже дома. Нарисуйте, пожалуйста, свой ротик Винни.
- А сейчас, ребята, те, кто бережёт своё здоровья, соблюдает все правила по укреплению своего здоровья, покажет зелёный свет на сигнальной карточке.А те, кто считает, что не нужно беречь его, ему это ни к чему, тот покажет красный.
В конце урока я вам хочу пожелать, чтоб вы всегда оставались здоровыми
8.Домашнее задание.