Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем все время пребывания в детском саду, он организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском воспитательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности.
Автор: Савинова Ольга Мхайловна
Организация: МБДОУ №23
Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Белорецк
Организация образовательного процесса комплексно-тематического планирования
Тема: Знакомство с народной культурой
1 раздел. Целевая направленность
Цель: Знакомство с многонациональностью страны /города/, знакомство с национальной культурой народов. Расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о культуре народов, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к своей нации.
Задачи:
- Образовательная:
Сформировать у детей начальные представления об многонациональности страны; первоначальные представления основ народной культуры; знакомить детей с обычаями, праздниками, предметами обихода; расширять кругозор и словарный запас детей.
- Развивающая:
Развивать у детей уважительные чувства к другим нациям; развивать художественные и творческие способности. Развивать интерес к народному фольклору.
- Воспитательная:
Воспитывать у детей любовь к народным традициям; желание поддерживать традиции в своей семье. Воспитывать уважение друг к другу.
2 раздел. Организационные формы работы
1. Игры
Дидактические, настольно – печатные:
«Народные узоры», лото «Народные промыслы», вырезные куклы «Народные костюмы», «Найди лишний элемент», «Подумай и отгадай», «Узнай по фотографии», «Найди по описанию», игры
пазлы
, «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Найди пару» «Декоративное домино», «Собери целое», «Дорисуй рисунок».
Сюжетно – ролевые игры:
«Путешествие в прошлое», «Экскурсия в музей», «Ярмарка», «Швейное ателье», «Мастерская», «Концерт».
Подвижные игры:
«Жмурки», «Лапта», «Салки», «Колечко».
Музыкальные игры:
«Горелки», «Пирог», «Рыбаки и рыбки», «Ручеек».
Хороводные игры:
хоровод «Три весёлых братца», «Ветер».
2. Беседа: «Народные традиции», «Народная игрушка», «Многонациональная страна», «Чем играли наши бабушки и прабабушки»; «Ярмарочные гулянья в старой России»; «Традиции празднования Рождества на Руси»; «Как одевались на Руси»; «История возникновения матрешки»; «В гости к дымковским мастерам»; «Путешествие к мастерам Гжели и Хохломы»; «Русская народная игрушка».
3. Просмотр: фильмы, мультфильмы, презентации.
4. Продуктивная деятельность:
Рисование:
праздников, народные костюмы, семейные традиции.
Лепка:
посуды, национальные игрушки.
Аппликация:
костюмов, посуды, игрушек.
5. Проектная деятельность: создание альбомов, устных журналов, папок передвижек.
6. Музыкальная деятельность: слушанье музыки разных народов, игра на национальных ДМИ, разучивание песен народов к праздникам, разучивание народных танцев.
7. Чтение: художественной литературы (стихов и небольших рассказов) и энциклопедий.
8. Выставки:
Детское творчество: кукла-оберег, рисунки на тему «Народные праздники», «Народные костюмы», «Забавы».
Создание мини-муз.
Фотовыставка «Народные традиции».
9. Конкурс: костюмов, рисунков, национальная игрушка своими руками.
10. Викторины: «Русская народная культура», «Что? Где? Когда?» на тему
«История, культура, традиции и обычаи народов», «Самый умный», «Скороговорки и пословицы».
11. Праздники: ярмарка, масленица, коляда.
12. Развлечение: «Русские народные игры», веселые эстафеты.
12. Экскурсии в музей.
14. Оформление уголка «Народные промыслы», «Куклы в национальных костюмах».
3 раздел. Обогащение предметно – развивающей среды (средство решения задач)
1. Художественная литература: «Детям о традициях и праздниках русского народа.» С.Ю.Куликова, «Праздники, обряды и обычаи русского народа.» Забылин М.М., энциклопедия «Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи», «Русские обряды и обычаи» Юдина Н.А., Праздники народов россии: энциклопедия., русские народные сказки.
2. Загадки
Все вокруг блины пекут,
Кушать вдоволь нам дают,
Чучело зимы сжигаем,
А весну к нам зазываем.
(Масленица.)
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Даже всех не сосчитать.
(Матрешки.)
Его празднуют весной,
Этот праздник заводной,
Ярмарку все посещают,
И блинами угощают.
(Масленица.)
Чашки, чайники и вазы
Отличите эти сразу.
Белый фон снегов белей,
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли купцы откуда?
(Из Гжели.)
3. Пословицы и поговорки:
- «Все новое – хорошо забытое старое».
- «На чужой роток не накинешь платок».
- «По одежде встречают, по уму провожают».
- «Век живи – век учись».
- «Любишь кататься, люби и саночки возить».
- «Добрая совесть - глаз божий».
- «Алмаз остаётся алмазом, даже если бросить его в грязь».
- «Игла хоть и мала, а больно колется».
4. Стихи-потешки: «Киса, киса, кошка», «Под горой избушка» («Мордовские народные песни-потешки», изд. «Детская литература», 1982 г.), «Шанежка» («Удмуртские народные песни», изд. «Малыш», 1979 г), «Удалая старушонка» («Белая курочка», изд. «Детская литература», 1973 г.)
5. Музыкальные произведения:
- «Ах вы, сени, мои сени».
- «Валенки».
- «Жили у бабуси два весёлых гуся».
- «Во поле берёза стояла».
6. Частушки:
- Эх топни, нога
Топни правенькая
Я плясать пойду
Хоть и маленькая.
– Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре.
– А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала подружки.
– Пойду плясать
По соломушке
Раздайся народ
По сторонушке!
– Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
– По деревне я шла
И Ванюшку видела,
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела
7. Дидактическое пособие и материал: папки передвижки «Народные традиции», «Назад к истокам»; альбом /фотоальбомы/ «Народные костюмы», «Народное ремесло», демостр.материал с народными инструментами, домашняя утварь, куклы-обереги; мини книжки-самоделки о народной культуре, раскраски.
8. Предметы старины: создание мини-музея «Бабушкин сундук».
9. Использование ИКТ:
- Презентация на тему: «народная культура и традиции» /https://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/narodnaja-kultura-i-tradicii.html/;
- Презентация на тему «Народная культура и традиции русского народа» /https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/10/19/prezentatsiya-na-temu-narodnaya-kultura-i-traditsii/
- «Традиции масленицы» https://www.youtube.com/watch?v=c9hr6fqJ5xQ
- «Народное декоративно - прикладное искусство России» https://www.youtube.com/watch?v=w-rAml4Qg2o
- «Русские народные инструменты» https://www.youtube.com/watch?v=wjauKPp8Wws, https://www.youtube.com/watch?v=KphifPyOrbk
10. Репродукции: художников В.И. Суриков, А.П.Рябушкин, Б. Кустодиев.
11. Макет: праздника «масленицы», русской печки.
4 раздел. Методы работы с детьми
1. Наглядные методы
- Использование дидактических пособий и материалов
папки передвижки «Народные традиции», «Назад к истокам»; альбом /фотоальбомы/ «Народные костюмы», «Народное ремесло», демостр.материал с народными инструментами, домашняя утварь, куклы-обереги; мини книжки-самоделки о народной культуре, раскраски.
Цель: познакомить с предметами обихода в старину; закреплять знания о народной культуре; приобщать родителей к народной культуре, обычаям и традициям.
- Рассматривание плакатов, энциклопедий, иллюстраций, фотографий о народной культуре.
Цель: Знакомить, расширять и закреплять представления детей о народной культуре, их обычаях и традициях. Познакомить с особенностями культуры разных народов.
- Рассматривание этнической карты мира.
Цель: Познакомить детей с многонациональностью страны.
- Просмотр видеоматериала: Этнографическая выставка «Живая старина: русский орнамент», видеоэкскурсия «Музей старинной утвари и быта», «Музей старинных вещей», презентации
Цель: Расширять знания детей о культуре народов. Формировать позитивное, уважительное отношение к народной культуре.
- Организация выставки «Утварь в нашем доме», выставка рисунков «Традиции, обычаи глазами детей», фотовыставка «Традиции нашей семьи»
Цель: Закрепление полученных знаний о культуре народов. Воспитывать чувства любви к своему народу. Приобщать родителей к традициям и обычаям своего народа.
- Оформление уголка «Народная культура».
Цель: Познакомить детей и родителей с родным городом.
2. Практические методы
- Экскурсии в библиотеку «Возвращение к истокам», «К истокам народной культуры», «Мир дому твоему: традиции и обычаи», «Народным традициям жить и крепнуть», «Традиции живая нить», «Традиции. Духовность. Возрождение», «Традиции хранить и умножать». Экскурсии в музей д/с «Культура народов».
Цель: Вызвать у детей интерес к истории народной культуры. Учить видеть красоту в традициях и обычаях. Воспитывать чувство гордости за свой народ.
- Проектная деятельность: «Костюмы народов», «А я люблю свой народ».
Цель: Знакомить детей с многонациональностью. Познакомить с орнаментом костюмов, учить различать их.
- Совместный проект воспитатель, дети и родители: Изготовление альбомов: «Утварь народов», «История возникновения обычаев», стихи и загадки о народной культуре».
Цель: Приобщение родителей к совместной деятельность.
- Викторины: «Предание старины далекой», «Русская старина».
Цель: Закрепить знания детей о народной культуре.
- Изготовление макетов «Русская изба», «Двор на Руси».
Цель: Побуждать детей использовать свои знания о народной культуре в творчестве.
- Консультации для родителей: «Детям о народной культуре», «Обычая и традиции семьи».
Цель: Побуждать родителей рассказывать детям о своем народе, посетить с детьми выставки, музеи.
3. Словесные методы
- Рассказы воспитателя: «Наша страна многонациональна», «Обычаи и традиции народов»
Цель: Познакомить детей с многонациональностью, с их обычаями и традициями. Вызвать интерес к своему народу; прививать чувство гордости за свой народ.
- Беседы: «Праздники народов», «Традиции и обычаи вашей семьи», «Утварь народов», «Игры народов», «Мы все разные»
Цель: Познакомить детей с обычаями и традициями народов, с праздниками и играми народов. Пополнять и активизировать словарь детей. Воспитывать уважение друг к другу.
- Чтение художественной литературы, пословиц, поговорок, стихов разных народов
Цель: Учить видеть красоту народов через художественную литературу. Уточнить знания детей о народной культуре.
- Загадывание загадок
Цель: Закреплять знания детей о промыслах, игрушках народов, утвари.
- Составление рассказов
«Старинная игрушка», «Праздник масленица», «Что я видел в музее», «Мой любимый народ»
Цель: Развивать монологическую форму речи, развитие интеллекта и связной речи, обогащать словарный запас. Воспитывать чувство любви и гордости к своему народу.
- Сочинение загадок
Цель: Углублять знания детей о родном городе.
- Вопросы детям
Как называется праздник проводов русской зимы? (Масленица.)
Какое угощение было обязательно на этом празднике? (Блины.)
Какие блюда русской кухни вы знаете? (Щи, каша, пироги, блины.)
Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)
Что такое изба? (Деревянный крестьянский дом.)
Назовите русский сувенир, известный во всем мире? (Матрёшка.)
Какую одежду носили русские женщины? (Сарафан, сапожки.)
Как называется русская мужская рубашка? (Косоворотка.)
Какое национальное дерево России? (Берёза.)
Назовите первую столицу русского государства? (Киев.)
4. Игровые методы
- Настольно – печатные: «Народы мира», лото «Утварь», пазл «Собери костюм», куклы вырезные в народных костюмах.
Цель: Учить собирать одну картинку из частей. Продолжать знакомить с культурой народа.
- Дидактические игры: «Подумай и отгадай», «Назови праздник», «Что за народ», «Узнай по фотографии», «Угадай орнамент», «Найди по описанию», «Найди лишнее».
Цель: Закреплять знания детей о культуре народов. Закреплять названия утвари, предметов обихода, одежды.
- Сюжетно – ролевые игры: «Мы идем на масленицу», «Готовим в печи», «Встречаем гостей /хлеб да соль/», «Производство глиняной посуды», «Мы – экскурсоводы».
Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх знания о культуре народах. Закрепить знания детей о традициях и обычаях.
- Строительные игры: «Русская печь»
Цель: Развитие конструктивных способностей, воображения.
- Подвижные игры: «Ручеек», «Городки», «Салки».
Цель: Закреплять знания детей о народных играх. Развивать ловкость и бег.
Список литературы:
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования
/ П
од ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 3-е изд.,
испр
. и доп.- М.:
Мозайка
- Синтез 2015.-368 с.
Бабаева, Т.И., Гогоберидзе, А.Г., Солнцева, О.В. Детство /Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева – СПб
.:
Детство-пресс, 2014. – 280с.
Кенеман
, А.В., Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателя дет
.с
ада/
А.В.Кенеман
– М.: Просвещение, 1988. - 239с.
Крылова, В.Н., Проблемы и перспективы современной Российской праздничной культуры /В.Н. Крылова//Вестник казанского государственного университета культуры и искусств.-2015.-№4-1. http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-sovremennoy-rossiyskoy-prazdnichnoy-kultury.
Межнациональное воспитание детей: учебное пособие/М.И. Богомолова, Л.М. Захарова.- М.: Флинта: Наука, 2011.-176с.
Библиотека учебной и научной литературы http://sbiblio.com/biblio/