Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Консультация
"Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности"
Цель экспериментально - исследовательской деятельности в детском саду - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети дают отчет об увиденном, формулируют выводы. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей развитие и обогащение речи, воспитание у детей таких качеств, как эмпатия, уверенность в себе, коммуникабельность.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Многими педагогами и психологами подчеркивается преимущество данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Осознавая необходимость развития у детей активной познавательно - исследовательской деятельности, при принятии нами активной роли ребенка, одним из направлений моей работы в рамках программы изучение особенностей детского экспериментирования и внедрения его в своей практической деятельности.
Формы, методы и приемы:
Формы:
- занятия (с игровой мотивацией, интегрированные, традиционные).
Очень интересно проходят занятия с детьми. Дошкольникам задаются вопросы: “Какой песок легче - сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде - камень, песок или дерево?’, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это Положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.
Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывав у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Затем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.
- целевые прогулки экскурсии
Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях, (опыты с песком, снегом, почвой и т.д.)
Наблюдение за сосульками, снежинками, лужами после дождя, солнцем, радугой...
-развлечения и досуг ( праздник воздушного шарика, солнечных зайчиков..)
Методы: - Словесный (беседа)
- Наглядный (наблюдение, демонстрационный опыт (« Радуга в комнате»,),
С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д.р.) и приобретают различные навыки, направленные на познание.
- практический (опыты)
Опыт используется как способ решения познавательной задачи
Например, \на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?» Бесполезно объяснять, что снег холодный и можно заболеть, что снег грязный: он такой белый, чистый, сверкающий.....убедительно и наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта:/дети видят, что снег тает и образуется грязная вода. «Кто же положил сюда грязь? Никто. Значит, снег был грязный»,- делают вывод дети.
- объяснительно - репродуктивный ( применяется при решении следующих задач: * познакомить с чем-то....
* дать или расширить представления о чем -то....
- продуктивный метод (готовые знания реализуются в практической деятельности. «Повторяй за мной»).
- метод проблемного изложения ( это решения проблемных ситуации в разных условиях)
Например: «Как сделать цветную воду для снеговика?»,
«Как освободить бусинки из плена?»
Приемы: - сообщение
- описание
- объяснение
- инструкции
- постановка вопроса
- показ (демонстрация ) опыта
Ведущие принципы развития дошкольников:
Принцип психологической комфортности - заключается в снятии стрессовых факторов;)
Принцип
природосообразности
— развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием; /
• Принцип дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуации, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников детского сада.
Принцип деятельности - включение ребенка в игровою, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
Принцип творчества
-м
аксимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
В связи с важностью деятельностного подхода к развитию личности ребенка в группе создана предметно - развивающая среда, которую строю на принципе доступности, новизны и с учетом личностно ориентированной модели взаимодействия. Это уголок экспериментирования, где детям предоставляется свобода выбора для исследовательской деятельности.