Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Консультация для воспитателей: «Художественное слово в развитии детей». Работа №306515

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Пословицы и поговорки знакомы каждому из нас. Как убедительно и красиво звучит речь, если человек подкрепляет свои мысли пословицей или поговоркой! Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится – так очень точно определил народ значение пословицы и живую связь ее с языком.

Пословицы и поговорки очень близки между собой. Они различаются тем, что первые обычно выражаются самостоятельным законченным предложением («Шило в мешке не утаишь»; «Где тонко, там и рвется»), а вторые входят в предложение как отдельные его части (предложение – Он бьет баклуши – включает поговорку бить баклуши, само не является ни пословицей, ни поговоркой). Многие пословицы и поговорки употребляются в переносном значении. «Любишь кататься, люби и саночки возить» – такими словами можно упрекнуть мальчика, который в самом деле не хочет возить санки, но с удовольствием катается. Однако эту же пословицу приводят во многих других случаях (например, кто-то озорничает, но не любит, когда ему делают замечания).

Работа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для воспитателей:

«Художественное слово в развитии детей»

Что за золото пословицы русские!

А.С.Пушкин

 

Пословицы и поговорки знакомы каждому из нас. Как убедительно и красиво звучит речь, если человек подкрепляет свои мысли пословицей или поговоркой! Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится – так очень точно определил народ значение пословицы и живую связь ее с языком.

Пословицы и поговорки очень близки между собой. Они различаются тем, что первые обычно выражаются самостоятельным законченным предложением («Шило в мешке не утаишь»; «Где тонко, там и рвется»), а вторые входят в предложение как отдельные его части (предложение – Он бьет баклуши – включает поговорку бить баклуши, само не является ни пословицей, ни поговоркой). Многие пословицы и поговорки употребляются в переносном значении. «Любишь кататься, люби и саночки возить» – такими словами можно упрекнуть мальчика, который в самом деле не хочет возить санки, но с удовольствием катается. Однако эту же пословицу приводят во многих других случаях (например, кто-то озорничает, но не любит, когда ему делают замечания).

Пословицы, которые становятся непонятными уходят из живой речи. Несколько иное дело с поговорками. Часто мы произносим их, не задумываясь о первоначальном смысле. Например: «Работать спустя рукава». Эта пословица возникла на основе действительных явлений. Возникла со времен Московской Руси, когда бояре носили одежду, доходившую до колен. С такими рукавами невозможно было что-либо делать.

Возникновение пословиц относится к глубокой древности. В них сосредоточен и выражен в краткой и художественной форме свод знаний, наблюдений, примет трудового народа. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский и социальный опыт и передают его последующим поколениям.

Борьба с иноземными захватчиками, горячая любовь к родине и ненависть к ее врагам, стойкость, мужество народа – все это нашло отражение в коротких, но мудрых изречениях. («Убогий мужик и хлеба не ест, богатый и мужика съест»).

Но, создавая новое, народ не выбрасывает все то лучшее, что накоплено за века нашими предками. И любовь к труду, умение, мастерство, смелость, честность, любовь к родине, дружба и другие качества, которые раньше не могли проявляться в полную силу, лишь в наше время получили все возможности для наиболее полного раскрытия. И пословицы говорящие об этих качествах будут нашими спутниками. Не утратили своего значения пословицы, разящие острым словом хвастовство, лень, эгоизм, лицемерие и другие пороки в поведении людей. Всегда будут справедливы слова: «Ленивый могилы не стоит».

Созданием новых и сохранением старых пословиц не ограничивается их жизнь. Многие пословицы переосмысляются, переделываются в соответствии с новыми условиями. Жизнь отельных пословиц можно проследить на протяжении многих столетий.

В наше время многие пословицы переделываются на новый лад. Была пословица: «Не топор тешет, а плотник»; а теперь говорят: «Не трактор пашет, а тракторист».

Русские писатели широко используют неиссякаемые запасы народной мудрости. Однако они не только берут из народного языка, но и обогащают его. Многие удачные выражения из произведений художественной литературы становятся пословицами и поговорками: «Счастливые часов не наблюдают»; «Как не порадеть родному человечку»; «Любви все возрасты покорны»; «А счастье было так возможно»; «Есть еще порох в пороховницах!», «А Васька слушает, да ест»; «Слона - то я и не приметил»; «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку» – все эти строки из произведений часто можно слышать в устной речи. Много пословиц и поговорок, метких выражений вошло в разговорный язык из произведений других русских писателей прошлого и нашего времени.

Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми.

Отбирая пословицы и поговорки для работы с детьми, необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста. Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям.

К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.

Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая - мать родная» и др.

Любовь к Родине и любовь к матери - чувства, неразрывно связанные между собой. Пословицы о женщине-матери являются действенным средством воспитания любви к самому дорогому человеку: «При солнышке тепло, при матери добро», «Другой матери не будет», «Счастья и доброту у матери найду» и др. Только народная мудрость просто и доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе этих знаний формируется положительное отношение к матери, любовь к ней становится более осмысленной. Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Пословицы о природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле: «Без хозяина земля - круглая сирота», «Земля заботу любит», «По погоде и урожай» и др. Анализ данных «педагогических миниатюр» позволил сделать вывод: развивая патриотические чувства у детей дошкольного возраста, необходимо более широко использовать народные пословицы и поговорки.

Очень важно, чтобы воспитатели сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети.

Пословицы и поговорки жили, живут и будут жить среди нас. Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость.

 

 

Использование в детских садах пословиц, поговорок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль» (А.П. Усова).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×