Рекомендации для экспериментов и наблюдений.
Консультация для воспитателей по теме: «Методические требования к подготовке и проведению наблюдений и экспериментов»
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Наблюдение за явлениями природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Задача воспитателя – развивать и наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.
Наблюдение является также и методом экологического воспитания, актуальность которого диктуется современными условиями.
В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с постановки педагогом конкретных задач.
Случайные эксперименты и наблюдения специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в зависимости от той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное на участке (например на участке увидели бабочку, в «Уголке природы»(например расцвел цветок) .Однако это не значит, что ситуативные наблюдения или эксперименты проводить просто. Важно, чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то способствующее развитию познавательной активности ребенка, воспитатель должен обладать немалыми биологическими познаниями. В противном случае, интереснейшие события пройдут мимо него непонятными и незамеченными. Отсюда следует, что воспитатель должен повышать самообразование в разделах биологии, географии, экологии, землеведения. Педагог должен быть сам готов разглядеть в природе новое и интересное. Проводя прогулку с детьми важно выискивать в природе те явления, которые могут заинтересовать детей, быть для них интересными, пополнить багаж знаний или просто доставить удовольствие, вызвать положительные эмоции или отклик.
Плановые наблюдения и эксперименты.
Подготовка к запланированных наблюдений и экспериментов начинается с постановки педагогом конкретной задачи. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям, изложенным выше. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и используя соответствующую литературу. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.
Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу,
Которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает к обсуждению методики и хода эксперимента. Не желательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.
Во время работы не следует требовать от детей тишины, работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Но, чувствуя себя свободными, дети не должны переходить определенных границ, за которыми начинается нарушение дисциплины.
В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из вида тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль. Из- за этого в работе детей возникает десинхронизация. Это вполне естественно, оно проявляется не только в детской, но и во взрослой аудитории.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулировка выводов. Иногда это можно сделать в словесной форме, иногда избирать другие способы.
После экспериментирования дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место- помыть (например совочки или палочки) и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор, вымыть руки с мылом. Временные рамки эксперимента определяются многими факторами: особенностями изучаемого явления, наличием свободного времени, состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Если дети устали, то эксперимент следует отложить, если наоборот, интерес велик, работу можно продолжить сверх запланированного времени. (в зависимости от ситуации) .
Эксперименты как ответ на детские вопросы.
Помимо запланированных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводят как ответ на вопрос ребенка.
К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение : «А ты сам посмотри, что будет в тепле со снежинкой», «Дети, Маша спрашивает, будут ли воробьи прилетать к кормушке, если положить туда семечки и крошки? Давайте проверим! » В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов.