В соответствии с ФГОС, развитие связной речи и коммуникативных способностей дошкольников является одной из главных задач детского сада.
Поэтому формирование связной речи у детей с ТНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с ТНР предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.
Произведения живописи служат прекрасным материалом для обучения детей рассказыванию.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №146» г. Рязани
Коррекционно-развивающая работа
средствами ознакомления
с произведениями живописи
Подготовила
учитель-логопед
Калачева Н. Е.
Рязань, 2024
Коррекционно-развивающая работа
средствами ознакомления с произведениями живописи
В соответствии с ФГОС, развитие связной речи и коммуникативных способностей дошкольников является одной из главных задач детского сада.
Поэтому формирование связной речи у детей с ТНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с ТНР предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.
Произведения живописи служат прекрасным материалом для обучения детей рассказыванию.
В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающего мира. Картина не только расширяет и углубляет представления детей об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию.
В формировании умений описывать живописные произведения и составлять рассказы-повествования используются репродукции пейзажей и натюрмортов знаменитых художников: А.Саврасов «Грачи прилетели», И.Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март», А. Куинджи «Березовая роща», И. Шишкин «Утро в сосновом бору», В. Васнецов «Аленушка»; К.Петров-Водкин «Черемуха в стакане», И. Машков «Рябинка», П.Кончаловский «Сирень у окна» и т.д.
При отборе картин для рассказывания, предъявляются определенные требования.
Содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывать положительное отношение к окружающему миру;
Картина должна быть высокохудожественной;
Изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими, т.к. формалистическое изображение плохо воспринимается детьми
с ТНР
;
Содержание картины и её изображение должны быть доступны детям.
Также с
ледует избегать картин с чрезмерным нагромождением деталей, с сильным сокращением и
наложением предметов, сильной штриховки и
неза
вершенности
рисунка.
При обучении рассказыванию по картине, предварительно используют ее рассматривание и беседу по ее содержанию. Это подготовит детей к составлению описаний и рассказов-повествований. От уровня содержательности рассматривания картины зависит, на сколько эффективно пройдет последующее обучение детей с ТНР связному высказыванию.
Описание пейзажной картины или натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования.
Воспринимая произведение живописи, дети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, осознать свое отношение к воспринимаемому.
Необходимо использовать разнообразные методы и приемы для активизации речи детей с ТНР. Это могут быть вопросы, повторения отдельных слов, фраз; использование речевого образца, договаривание фразы за педагогом или ребенком, составление рассказа по цепочке…
Рассматривание пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы и с восприятием стихотворных произведений, в которых описывается природа. Запас непосредственных наблюдений над явлениями природы поможет детям проникнуться картиной и получить эстетическое удовольствие. Хорошо помогает повысить эмоциональный фон от картины рассматривание ее в сопровождении музыки. Такая форма вызывает у детей радость.
Одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему (И.Левитан «Сумерки. Луна», Ф. Васильев «Болото в лесу»), помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своих мыслей. Прием мысленного погружения в картину, осмотреться вокруг, прислушаться стимулирует творчество и дает полноту ощущения образа. Здесь необходимо продумать разнообразные задания, которые позволят включить в работу все возможные анализаторы детей, это сделает занятие более интересным и увлекательным.
Аналогично проводится работа по рассматриванию и описанию натюрморта. Его эстетическому восприятию способствует рассматривание посуды, цветов, овощей, фруктов, знакомство с их цветом, формой, запахом, фактурой и составление их них «живых натюрмортов» на столе.
Н.В. Нищева в пособии «Четыре времени года» предлагает конспекты комплексных интегрированных занятий в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по рассматриванию живописных полотен русских художников и составлению рассказов по ним. Эти занятия могут проводиться как одним педагогом, так и несколькими специалистами, можно с приглашением родителей, в качестве обеспечения интеграции усилий всех участников образовательного процесса.
Также занятия можно проводить как итоговые, открытые, тематические.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Овладение связной речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников с ОВЗ. Ее решение зависит от многих условий в процессе целостного речевого воспитания: от речевой среды, социального окружения, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка. И чем успешнее продвижение вперед этого процесса, тем совершеннее будет нервно-психическое и социальное развитие ребенка в целом.