Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Коррекция нарушений звукопроизношения сонорных звуков у детей старшего дошкольного возраста с помощью практических методов».. Работа №264356

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение одной из следующих задач: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития дошкольников, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи.

Значение речи для человека столь велико, что можно сказать: речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Можно сравнить ее с капиталом, приобретение, сохранение которого требует наших усилий и порой немалых. Причем этот капитал определяет все наши успехи, а его недостаточность становится серьезным препятствием на жизненном пути. Поговорка «Начало – полдела» полностью относится к истокам правильной речи. Неудачное начало может испортить все дело, и всю жизнь.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В настоящее время формирование у детей фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, является одной из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в образовательных учреждениях и в семье.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что чисто возрастные своеобразия звукопроизношения, являющиеся нормой его становления наблюдаются теперь лишь в 22,4 % всех случаев, тогда как все остальное приходится на его патологические формы, которые не могут пройти с возрастом. И именно по этой причине в первые классы школ теперь поступают свыше 52% детей с дефектами звукопроизношения.

Актуальность проблемы формирования звукопроизношения у детей с нарушениями речи определяется тем значением, какую играет правильная речь в психическом развитии ребенка и готовности его к обучению в школе. Многочисленными исследованиями отечественных исследователей в области дефектологии и логопедии А.Н. Гвоздевым, Н.И. Жинкиным,  Г.А. Каше, P.E. Левиной, О.В. Правдиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, М.Ф. Фомичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской подробно изучена и освещена проблема воспитания правильной речи, в особенности, формирования произношения звуков.

Таким образом, вопросы коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями приобрели на сегодняшний день особую актуальность.

В рамках реализации ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий.

Использование интерактивных игр при постановке и  автоматизации нарушенных звуков у детей старшего дошкольного возраста является яркой, полезной и увлекательной формой сотрудничества и  залогом укрепления положительных взаимоотношений родителей с детьми и педагогом, способствует мотивации детей на поисковую деятельность, дифференцирует обучение с учётом особенностей каждого ребёнка, повышает качество коррекционного процесса.

Всем известно, что процесс автоматизации поставленных звуков является одним из  важных  этапов  коррекции  звукопроизношения  у  детей  с  речевыми нарушениями. Автоматизация звука    это выработка нового навыка, требующая длительной систематической  тренировки.   Нередко  дефекты  звукопроизношения  у  детей  по  тем  или  иным  причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий,  прежде  чем  ребенок  привыкает  к  новым  звукам  с  правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы. Поскольку  процесс  автоматизации  звуков  речи  у  детей  протекает  достаточно сложно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению  нового  звука  в  речь. На помощь приходят разнообразные интерактивные игры по постановке и автоматизации нарушенных звуков у воспитанников. 

Использование компьютерных технологий в работе с детьми   дошкольного возраста особо актуально. Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, самореализации участников учебно-воспитательного процесса. Использование  информационно-коммуникативных  технологий  на  занятиях имеет  ряд  преимуществ  перед  традиционными  формами  организации  занятий. Компьютер  привлекателен  для  детей,  использование  анимации,  слайдовых презентаций,  фильмов  позволяет  вызвать  активный  познавательный  интерес  у детей  к  изучаемому  материалу.  Способы  визуальной  поддержки  материала позволяют  добиться  длительной  концентрации  внимания  воспитанников,  а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.

Интерактивные игры - совместный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. К сожалению, в этой области очень мало систематических исследований и широких наблюдений.

Одна из главных задач интерактивных игр по коррекции речи - способствовать ребёнку стать активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического и родительского воздействия. Это позволяет ребёнку осознанно усваивать знания.

Использование новых непривычных приёмов закрепления нарушенных звуков, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание и обеспечивают личностно-ориентированный подход к дошкольникам с речевыми нарушениями.

Работа:

Аттестационный материал

на первую квалификационную категорию

 

 

 

Опыт работы

на тему:

«Коррекция нарушений звукопроизношения сонорных звуков у детей старшего дошкольного возраста с помощью практических методов».

 

Анисимовой

Марии Сергеевны

учителя-логопеда

МБДОУ детский сад №1 «Светлячок»

 

 

 

 

 

г. о. Семеновский

2020 год

 

 

«Детская природа требует наглядности» К. Д. Ушинский

1. Актуальность.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение одной из следующих задач: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития дошкольников, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи.

Значение речи для человека столь велико, что можно сказать: речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира. Можно сравнить ее с капиталом, приобретение, сохранение которого требует наших усилий и порой немалых. Причем этот капитал определяет все наши успехи, а его недостаточность становится серьезным препятствием на жизненном пути. Поговорка «Начало – полдела» полностью относится к истокам правильной речи. Неудачное начало может испортить все дело, и всю жизнь.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В настоящее время формирование у детей фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, является одной из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в образовательных учреждениях и в семье.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что чисто возрастные своеобразия звукопроизношения, являющиеся нормой его становления наблюдаются теперь лишь в 22,4 % всех случаев, тогда как все остальное приходится на его патологические формы, которые не могут пройти с возрастом. И именно по этой причине в первые классы школ теперь поступают свыше 52% детей с дефектами звукопроизношения.

Актуальность проблемы формирования звукопроизношения у детей с нарушениями речи определяется тем значением, какую играет правильная речь в психическом развитии ребенка и готовности его к обучению в школе. Многочисленными исследованиями отечественных исследователей в области дефектологии и логопедии А.Н. Гвоздевым, Н.И. Жинкиным, Г.А. Каше, P.E. Левиной, О.В. Правдиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, М.Ф. Фомичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской подробно изучена и освещена проблема воспитания правильной речи, в особенности, формирования произношения звуков.

Таким образом, вопросы коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями приобрели на сегодняшний день особую актуальность.

В рамках реализации ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий.

Использование интерактивных игр при постановке и автоматизации нарушенных звуков у детей старшего дошкольного возраста является яркой, полезной и увлекательной формой сотрудничества и залогом укрепления положительных взаимоотношений родителей с детьми и педагогом, способствует мотивации детей на поисковую деятельность, дифференцирует обучение с учётом особенностей каждого ребёнка, повышает качество коррекционного процесса.

Всем известно, что процесс автоматизации поставленных звуков является одним из важных этапов коррекции звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями. Автоматизация звука – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы. Поскольку процесс автоматизации звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способами облегчить детям работу по введению нового звука в речь. На помощь приходят разнообразные интерактивные игры по постановке и автоматизации нарушенных звуков у воспитанников.

Использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста особо актуально. Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, самореализации участников учебно-воспитательного процесса. Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемому материалу. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.

Интерактивные игры - совместный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. К сожалению, в этой области очень мало систематических исследований и широких наблюдений.

Одна из главных задач интерактивных игр по коррекции речи - способствовать ребёнку стать активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического и родительского воздействия. Это позволяет ребёнку осознанно усваивать знания.

Использование новых непривычных приёмов закрепления нарушенных звуков, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание и обеспечивают личностно-ориентированный подход к дошкольникам с речевыми нарушениями.

Цели и задачи

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста правильного звукопроизношения посредством использования компьютерных технологий.

Задачи:

Автоматизация звуков у дошкольников посредством компьютерных технологий.

С

пособствовать формированию познавательной мотивации дошкольников к речевой деятельности

посредством компьютерных игр

;

Развитие связной речи и совершенствование грамматического строя речи у дошкольников.

 Повысить познавательную активность и работоспособность детей;  

Обеспечение психологического комфорта с помощью разнообразных игровых приемов и упражнений у де

тей на логопедических занятиях

;

Развивать навыки контроля и самоконтроля произношения звуков у старших дошк

ольников с речевыми нарушениями

;

А

ктивизировать речевой потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интерес

а к речевым интерактивным играм.

3.Теоретическое обоснование.

3.1.Анализ психолого-педагогических исследований.

Представление о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста выдвинуты в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича. Взгляды авторов исследований направлений речевого развития отражены в следующих  положениях:

Речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речи;

Язык и речь представляют собой своеобразный узел, в который «сплетаются» различные линии психического развития – воображение, мышление, память, эмоции;

Исследования психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

В последние годы наблюдается значительное снижение уровня развития речи дошкольников. При обследовании речи детей 4-5 лет специалистами-логопедами в разных  регионах страны показала, что у 79% детей зафиксированы различные речевые дефекты. В чем причина этого? В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным ведущего невропатолога России доктора медицинских наук И.С. Скворцова в настоящее время у 70% новорожденных выявлены перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии и обучении ребенка, а так как развитие речи находится в прямой зависимости от созревания и развития головного мозга, то при заболеваниях последнего речь страдает одна из первых. Своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение специально организованного обучения позволяют исправить первичный дефект.

Анализ литературы позволяет отметить, что ряд авторов выделяют несколько форм нарушения звукопроизношения: фонетическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (О.В. Правдива, М.А. Александровская, Р.И. Мартынова). В литературе имеется немало исследований, фонетико-фонематического недоразвитию речи и его коррекции. Данная проблема рассматривается в работах Г.В. Гуровец, С.И. Маевской, И.И. Панченко, О.В. Правдиной, Е.Ф. Соботович, М.Ф. Фомичевой и многих других. В своих исследованиях они приводят данные об особенностях состояния и развития речи у детей, о современном состоянии проблемы фонетико-фонематического недоразвития речи и об особенностях речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) старшего дошкольного возраста.

В связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями речи термин психолого-педагогической классификации "Фонетико-фонематическое недоразвитие речи" определяется, как "нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем" (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, А.В. Ястребова). Специфика логопедической работы в детском саду определяется структурным анализом речезвукового дефекта ребенка и должна иметь дифференцированный характер в зависимости от качества основного дефекта (О.В. Правдина, И.И. Данченко)

Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Необходимо учесть, что сложное нарушение звукопроизношения может повлечь за собой целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию и сходные по артикуляции звуки речи. Фонематические дефекты сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устранённые нарушения закрепляются, становятся стойкими. Это приводит к тому, что ребёнок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как следствие программой начального обучения в целом.

Фонетико-фонематическое недоразвитие может также спровоцировать возникновение психологических особенностей (стеснительность, замкнутость, нерешительность, замедленная включаемость в ситуацию общения, нежелание поддерживать беседу, неумение вслушиваться в звучащую речь). Такие дети стараются меньше говорить, замыкаются, нарушается коммуникативная функция речи.

По мнению профессора М.Е. Хватцева, обучать новому звуку и закреплять его следует преимущественно в слове, в связной речи, одновременно упражняясь в произношении изолированного звука, используя игровые приёмы и звукоподражание, однако, не злоупотребляя ими. Когда подражание целому слову безуспешно, мы выделяем неправильный звук и обучаем ребёнка произношению этого звука. В трудных случаях работаем над каждым из элементов звука без резкого разрыва одного с другим, а затем объединяем их в звук и снова включаем в звукоподражания, слова, затем в предложения. Наряду с этим очень полезно проводить игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха. По заданию взрослого дети находят указанный звук в именах, названиях предметов, придумывают слова с этим звуком.

Для осуществления поставленной цели были изучены и систематизированы методологические основы коррекции недостатков звукопроизношения, разработанные Рау Ф.Ф., Правдиной О.В., Хвацевым М.Е., Фомичевой М.Ф.. Большую помощь в подаче идеи оказали различные практические пособия по автоматизации звуков, авторами которых являются Богомолова А.И., Коноваленко В.В., Пожиленко Е.А., Руденко В.И., Зуева Л.Н.

Что побудило нас искать новые пути, методы в работе с дошкольниками с речевыми расстройствами. Проводя традиционные занятия с такими детьми, мы заметили, что очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти и использовался в новых условиях. Работа с ребёнком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной, разнообразной. И это объективно подтолкнуло нас к поискам новых игровых приёмов и созданию речевой среды. Ведь ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития. Важно заинтересовать ребёнка и удивить его так, чтобы ему самому захотелось участвовать в различных играх, выполнять упражнения, от которых речь его станет лучше.

«Если учитель хочет, чтобы что-либо было хорошо усвоено, он должен заботиться о том, чтобы это было интересно», - говорил Л. С. Выготский. А «обучение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувства, творчества, красоты, игры».

Использование компьютерных заданий, еще один способ наполнения логопедических занятий учебно - игровой деятельностью, а это в свою очередь повышает результативность коррекционно-образовательной деятельности, поддерживает активность детей во время занятия, наполняет образовательный процесс новыми формами. Это вовсе не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создает положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребенка, и наставника. Тем самым ускоряется процесс достижения положительных результатов.

Многим отечественным методистами и педагогами, Л.С. Выгодским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.П. Усовой отмечается, что игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Как отмечает Ткаченко Т.А. "Коррекционный процесс требует длительных упражнений с много кратным повторений. Он не прост для детей - они ещё очень малы. Поэтому постарайтесь разнообразить занятия, внести в них элементы игры. Это облегчит малышам работу, сделает занятия менее утомительным и более привлекательными".

Разработкой способов и этапов автоматизации звуков занимались М.Е.Хватцев, М.Ф.Фомичева, Г.В.Гуровец, С.И.Маевская и другие. И.А. Смирнова отмечает, что логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающие стабильные результаты. И это необходимо делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка.

Использование на логопедических занятиях интерактивных игр дает ряд преимуществ:

на каждое занятие логопед может создать свою уникальную неповторимую презентацию или игру, все зависит от воображения педагога;

можно быстро изменить материал и использовать во всех формах работы;

любое неверное действие или проведенную ребенком линию можно легко исправить;

благодаря интернету существует широкая возможность подбора наглядного материала и изменение его размеров, количества;

колоссальный объем игрового, наглядного материала можно уместить в одном носителе информации;

Определению именно этого направления в работе способствовало наше желание разнообразить деятельность детей, сделать занятия еще более интересными и познавательными, более эффективным. Ведь это способ для отличной автоматизации полученных на занятии навыков на новом коммуникативном этапе логопедического воздействия, кроме того создаётся эффективная обратная связь и обеспечивается своевременная коррекция речи.

3.2. Этап автоматизации звуков

Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понятна правильно, а значит – служить средством общения. Т.А. Ткаченко

В методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения этап автоматизации звуков обозначен как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С.Волковой).

Физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Она осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

Автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

Автоматизация звука в предложениях;

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

Автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

Автоматизация звука в разговорной речи.

Прежде всего, проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.

Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат последовательность иная: сначала автоматизация в обратных слогах, затем – в прямых открытых. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.

На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения: са-са, са-са, са-са-са, са-са-са, са-са-са. На первых порах следует активно проводить работу по слоговым таблицам.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

На данном этапе звук автоматизируется в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связных текстах, разговорной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.

На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Интерактивные игры

в процессе автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время в литературе о дошкольном воспитании опубликовано много апробированных на практике разнообразных игр. В тоже время следует признать, что до настоящего времени в литературе недостаточно освещены особенности влияния игр и игровых приемов на развитие речи старших дошкольников с нарушениями речи.

Невозможно переоценить то значение, которое в дошкольном детстве имеет игра для всестороннего развития ребёнка. Она составляет основное содержание жизни малыша. В игре он активно знакомится с окружающим, познаёт как мир вещей, так и мир человеческих отношений. В ходе игры он не только отражает свои представления и знания об окружающем, проявляет имеющиеся у него умения и навыки, но и приобретает новые. Происходит развитие всех сторон психики ребёнка – дошкольника. Причём в игре это происходит значительно легче и быстрее.

        Особое значение имеет игра для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Эти дети часто бывают, раздражительны, упрямы, плохо вступают в контакт. Они много плачут и очень быстро утомляются. Работа с такими детьми должна быть организована на более высоком методическом уровне, с учётом психологических особенностей этих детей.

Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес. В логопедической работе есть моменты, требующие кропотливой и, зачастую монотонной, длительной тренировки ребёнка – этапы закрепления приобретённых произносительных умений (автоматизация звуков).  

     При тяжёлых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребёнку долго не удаётся правильно произносить поставленный звук в слогах  словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребёнка. Дело осложняется ещё и тем, что для некоторых звуков речевой материал довольно ограничен (г, д, й, щ и др. звуки). Если же ребёнок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приёмов и говорить не приходится. У дошкольника теряется интерес к занятиям и пропадает интерес к логопедическим занятиям.

       В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру. Результативность этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребёнка. Если он не просто шаблонно будет рассматривать и называть картинки, а будет играть.

   Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения. Это позволяет решить сразу несколько задач:

1. Пробудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения; 

2. Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

3. Повысить познавательную активность и работоспособность детей; 

4. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

5. Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

6. Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

 

Описание опыта

В работе были определены 2 этапа:

Организационный

Практический

Организационный этап работы предусматривал:

Изучение методической литературы по данной теме

Подбор и изготовление дидактических и интерактивных игр

Разработка перспективного планирования Приложение 2

Обследование детей по речевым картам

Мною была изучена и проанализирована следующая методическая литература:

Игра в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1981, Мастюкова Е.М. Формирование у детей правильного произношения. / Дефектология. 1990., Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: «ВЛАДОС», 1994, Максаков А.И., Туманова Г.А. Учите, играя. М.,1983..

О педагогической значимости дидактических игр доказывают многие психологи и педагоги.

Дидактические игры – эффективное средство автоматизации звуков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении  нужных звуков. Дидактические игры могут проводиться как с игрушками, предметами и картинками, так и без наглядного материала – в форме словесных игр,  построенных на словах и действиях играющих.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение,  развивается связная речь и умение выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей самостоятельно составлять рассказы о предметах и явлениях. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых и видовых понятий. Нахождение синонимов, антонимов, слов сходных по звучанию – задача многих словесных игр.

Была проведена первичная диагностика состояния звукопроизношения. На основе диагностики разработаны индивидуальные маршруты обучения.

Намечены условия коррекционной работы по коррекции звукопроизношения.

Индивидуализация логопедического воздействия

достигается за счет тщательного изучения структуры нарушений речи каждого воспитанника, объективного анализа причин наблюдаемых отклонений и особенностей в его речевом развитии.

Системность

при оказании логопедической коррекционной помощи, проведение продуманной

,

рационально спланированной и ежедневной работы дает основание говорить о достижении положительных результатов в коррекции звукопроизношения. В логопедическом кабинете созданы условия для системного и планомерного коррекционного процесса, где воспитанники овладевают необходимыми умениями и навыками по всем речевым направлениям, выделены зоны:

Организационно-планирующей

работы

Индивидуальной работы

Коррекционной подгрупповой работы

Игровой деятельности

Комплексность

коррекционного воздействия

осуществляется через взаимодействие всех участников коррекционного процесса –

«логопеда - педагогов ДОУ - родителей». На основе рекомендаций логопеда педагоги и родители создают обогащенную предметно-развивающую среду в ДОУ и семье. Методическая помощь педагогам и родителям осуществляется через индивидуальные и групповые консультации, практикумы, посещение занятий и организацию совместной работы взрослых и детей на занятиях и при выполнении домашних заданий.

 

Ведущая педагогическая идея.

Применение дидактических игр и игровых упражнений на занятиях по формированию правильного звукопроизношения в индивидуальной, подгрупповой работе, а также вне занятий является эффективным коррекционным средством и способствует быстрому введению поставленного звука в свободную речь.

В данной работе представлены игровые методы и приёмы автоматизации звуков поэтапно:

На этапе закрепления изолированного звука

В слогах

В словах

В предложениях

В связной и самостоятельной речи.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

обучающую

(помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);

терапевтическую

(выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);

коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);

развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

Игровые технологии, используемые учителем-логопедом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.

При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия:

выразительность проведения игр;

необходимость включения педагога в игру;

оптимальное сочетание занимательности и обучения;

простота, доступность, ёмкость и наглядность;

индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

Игры и пособия, используемые логопедом, должны:

регулировать психоэмоциональное состояние детей;

формировать положительную мотивацию к занятиям;

преодолевать барьер в общении;

создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;

создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

Комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата позволят специалисту провести привычную "зарядку для язычка" под музыку и в сопровождении стишков. Эффективность такой зарядки видна сразу.

 

 

На этапе закрепления изолированного звука  использовались такие игры, как:

«Клоун и голубь» Набор интерактивных упражнений на постановку звука Л.

«Где мой рык?» Игра для постановки звука Р.

При автоматизации звука в слогах применяются такие интерактивные игры:

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя такие интерактивные игры.

 

 

 

 

     На этапе автоматизации звука в предложениях, я часто использую эффективную и полезную игру: «Живое предложение».

Дети становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными» (согласованными), в конце предложения нужно ставить знак – точку, восклицательный или вопросительный знаки. Дети запоминают жестовый показ знаков: сжатый кулачок – точка, на кулачок ставится прямая рука – восклицательный знак,  на кулачок ставится рука, изогнутая в форме вопроса – вопросительный знак. Вследствие чего закрепляется не только правильное произношение звуков, но и проводится работа по профилактике дисграфии.

«Закончи предложение» - ребёнку предлагалось закончить предложение, произнося последнее слово в нём, отчётливо проговаривая звук.

Я иду, и ты …(идёшь).

Я пою, и ты …(поёшь).

Я несу, и ты …(несёшь).

Я беру, и ты …(берёшь).

«Исправь ошибку» - ребёнку предлагается послушать стихи, в которых надо исправить ошибку, меняя последнее слово.

 

***

С другом мы играем в … чашки,

Пили чай из белой … шашки!

***

Вылезла из норки … шишка,

На неё упала … мышка!

***

Мы с сестрой посуду …шили,

И наряды куклам … мыли!

После того, как звук ш был автоматизирован в словах, мы предложили задания на автоматизацию звука в предложениях.

Инструкция: Мы сначала слушаем слоги, затем показываем картинки с этими слогами и ребенок произносит слова, затем мы ребенку предлагаем повторить предложения.

«Повтори, чётко произнося ш»

шашаша, шашаша,

шапка, шайба, шар, лапша.

Ши – ши – ши, ши – ши- ши,

Шило, шина, малыши.

Шашаша, шашаша,

Наша Маша хороша.

На последнем этапе автоматизации звука в связной и самостоятельной речи используются различные пересказы, составлении рассказов по картине или по серии картин. Эти задания довольно утомительны для ребёнка, поэтому, чтобы вызвать интерес, можно использовать пересказы и рассказы с фигурками на магнитной доске, придумывание сказок и их разыгрывание  и др.

На этом этапе автоматизации «приходят» на занятия сказочные  персонажи, которые становятся героями игр - путешествий, игр — драматизаций это стимулирует и заинтересовывает детей.

 Герои всё время ошибаются – в их предложениях слова не дружат (Рома рубить дрова. Егорка кувырком скатиться с горка), или слова стоят не на своём месте: Мышка съела кошку. У шубки красивая Маша. Дети помогают героям исправить ошибки, объясняя, что они сделали: «подружили» слова в предложении, поставили слова по порядку. Загадывают им загадки и просят выполнить трудные задания: закончить предложение, подсказав последнее слово по картинке, самостоятельно придумать предложение по картинке или с заданным словом, собрать разрезанную картинку и придумать предложение, сделать схему предложения.

       Все игры нацелены на то, чтобы поддерживать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, стать основой для установления контакта с трудными детьми, а значит, будут способствовать достижению наибольшего эффекта в коррекции произношения звуков.

Игра, действительно, является одним их средств или методов коррекционного воздействия и, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, обладает и воспитывающими и обучающими характеристиками. Применение игры в логопедической работе имеет большое значение и является результативным. Основываясь на заключение теоретиков и практиков психологии (Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), что игра является ведущим видом деятельности старших дошкольников, можно определить две основные цели игры: 1) Игра как средство обучения; 2) Игра, как работа ребёнка над собой, над перестройкой и совершенствованием психики.

Игра обучает: ребёнок исследует и познаёт предметную и социальную действительность, позволяет ему перепроверять и исследовать мир посредством рук, глаз, слуха, речи. Игра позволяет ребёнку развиваться всесторонне (физически и интеллектуально). Роль педагогов в любой игре - это создание условий для неё, оказание помощи (но не жесткого контроля), опосредованное обучение всем ходом воспитательной работы, накопление содержания игр и игровых упражнений.

Повышение активности ребенка посредством включения его в игровую ситуацию, формирование игровой мотивации, способствующей развитию самоконтроля, обеспечивают оптимальность коррекционного процесса и, как следствие, сокращение продолжительности процесса автоматизации.

Кроме того результаты игровой организации логопедических занятий убеждают в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи. Игровая деятельность является мощным фактором развития речевого мышления ребенка с нарушением речи. Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе игр развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность.

Важно то, что направлена такая организация работы не только на коррекцию звукопроизношения, но и на формирование связной речи и лексико-грамматических ее компонентов, на развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, зрительно-моторных координаций, мелкой моторики пальцев рук, т. е. всего того, что необходимо для полноценной подготовки дошкольников к обучению в школе.

В результате не только сокращаются сроки коррекции произносительных дефектов, но и заметно повышается уровень речевой готовности к школе детей 6-7 лет.

Для успешного результата конечно важным является взаимодействие с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна, потому что родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и только у родителей есть возможность закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения с ребенком. Одним из условий  развития правильной речи детей выступает правильная, образная речь родителей, которая должна быть образцом для ребёнка. Каждое слово родителей должно быть значимым, помогать ребёнку познавать окружающий мир и осваивать язык. Активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей – залог успеха в этой работе.

        Начиная работу с родителями необходимо объяснить им, что их участие в речевом развитии ребёнка должно быть не разовым, а систематизированным. Если родители не будут выполнять данных и рекомендаций, то нарушится целостность педагогического процесса, вследствие чего страдает ребёнок.

Основа взаимоотношений закладывается в ходе знакомства на первом организационном собрании, когда обозначаются цели и задачи нашей совместной работы по данному направлению, формах работы и возможности личной консультации, где каждый родитель может получить ответы на все интересующие вопросы.

Были проведены консультации «Автоматизация поставленных звуков, роль семьи в процессе автоматизации», и мастер-класс «Роль семьи в автоматизации поставленных звуков». Приложения 3 и 5

Акцентируется внимание на возможности участия семьи в коррекционной работе и значимости их помощи. В начале года заполняются анкеты. Подбирается специальная литература по данной теме, изучение которой может помочь родителям стать более информированными по данной теме. В процессе работы с родителями используются вспомогательные средства. Оформляются информационные стенды в родительских уголках в группах, где помещаются консультации, памятки и рекомендации, о том, как правильно заниматься дома с детьми, какие лучше игры использовать в домашних условиях, развивающие речь.

Взаимодействие всех взрослых необходимо для успешного речевого развития ребёнка. Углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приёмов при содействии  родителей и воспитателей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес детей к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и качество их подготовки к школе.

Применять эти игровые приемы можно как индивидуально, так и на подгрупповых занятиях. Многие из них можно использовать на дальнейших этапах по развитию фонематического восприятия, могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков. Все упражнения легко изменяются с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.

Работа с воспитателями началась с консультации «Игровые приемы в автоматизации звуков». Приложение 4

Были предложены и продемонстрированы игры по автоматизации. В ходе чего, воспитателям предлагались рекомендации и советы. Воспитатели активно включились в работу по закреплению поставленных звуков. Были изготовлены предложенные мною игры «Белкины запасы», «Поможем Чебурашке поймать бабочку», «Грузовичок с подарками», «Угостим мышонка сыром» и многие другие.

Изучая работы Е. И. Тихеевой, я встретила мнение о том, что если развитие детей протекает нормально, то речевые ошибки постепенно и последовательно изживут себя. Она утверждает, что обязательные педагогические мероприятия должны заключаться в том, чтобы не воспроизводить ошибки детей, а говорить с детьми всегда безупречно правильно.

Нужно оберегать детей от восприятия речевых форм, могущих испортить их язык; заботиться о том, чтобы слух ребенка воспринимал образы лишь совершенной речи. Но самое главное, неустанно вести работу с детьми. Прежде всего, следует тщательно регистрировать главнейшие, преобладающие ошибки детей и  уделять им специальное внимание, придумывать соответственные устные и письменные упражнения, воздействуя на сознание детей в одном и том же направлении, содействовать искоренению этих ошибок. Но злоупотреблять этими упражнениями нельзя, а главное, их нужно вести весело, живо, позволяя детям разнообразить их содержание по своему усмотрению.

Из сказанного Тихеевой, логично вытекает мысль о том, что вести работу по искоренению ошибок лучше всего в игре, и игре дидактической. В своей работе использовала методики и технологии следующих авторов:

Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. АПН РСФСР, 1958.

Максаков А.И., Туманова Г.А. Учите, играя. М.,1983..

Рождественская В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. М.,1968.

Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.  М.,1981.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,1980.

На занятиях с использованием компьютерных презентаций большинство детей становятся более активными, открытыми, у них менее выражена тревожность. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у них большой интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведётся речь, внимание детей удерживается дольше. Дети уходят с занятия радостные, с ощущением успеха.

Была мною разработа интерактивная игра на автоматизацию звука «Л» - «Лунтик и его друзья». Лунтик учит совместно с ребенком звук «Л». Игра рассчитана на автоматизацию звука «Л» от изолированного произнесения до введения звука в речь. В игре не только происходит автоматизация звука, но и развития психических процессов, обогащение словаря и развитие лексико-грамматической стороны речи. Приложение 7

Это довольно неполный перечень игр и игровых приёмов, используемых мною на логопедических занятиях по автоматизации звуков. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. А польза их использования несомненна.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов, при содействии родителей и воспитателей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.

Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.   

Результативность опыта

Результаты итогового обследования детей старшего дошкольного возраста позволяют говорить о положительном влиянии использования игровых технологий и дидактических игр по автоматизации звуков в устранении речевых нарушений:

ускорились сроки автоматизации звуков;

снизилась утомляемость;

повысилась эмоциональная заинтересованность ребёнка;

улучшились распределение и устойчивость внимания;

активизировалась мыслительная деятельность.

Сравнительный анализ преодоления речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Приложение 1

 

Речь в норме

Начало учебного года

Конец учебного года

 

4 человека (16 %)

20 человек (80%)

Фонетический дефект (нарушен один или два звука)

9 человек (36%)

5 человек (20%)

Фонетико-фонематические нарушения (нарушено произношение 4 и более звуков)

12 детей (48%)

-

 

 

Перспектива развития опыта.

Рассматривая перспективу развития этой темы, были определены задачи на будущее: Внедрить в образовательную деятельность игровые технологии: моделирование. Разработать новых форм работы с родителями: проведение викторин и круглый стол с родителями, а также повышение своего профессионального уровня в вопросах коррекции звукопроизношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Список литературы

1. Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе //Дошкольное воспитание, 2008, №8. - С. 28 - 33.

 2. Бодраченко И.В. Речевые игры: что это такое и как в них играть // Логопед, 2007, № 3. - С.97 - 102.

3. Бохан О.А. Игровые приемы в коррекции звукопроизношения // Логопед, 2006, № 2. - С. 69 - 71.

4.Костылева Н.Ю. Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным // Логопед, 2008, № 2. - С. 74 - 77.

5.Левина Е.В. Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков // Логопед, 2004, № 5. - С. 58 - 64.

6.Подобед С.О. Игры для детей с тяжелыми нарушениями речи // Логопед, 2004, № 5. - 67 - 71.

7.Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников // Дефектология, 1995, № 3.

8.Черноусова Ю.В. Автоматизация звуков с помощью игровых приемов // Логопед, 2006, № 5. - С. 41 - 42.

9.Бородин А.М. Методика развития речи детей. М.: «Просвещение», 1974.

10. Игра в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1981.

11. Логопедия: Учебное пособие./ Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989.

12. Мастюкова Е.М. Формирование у детей правильного произношения. / Дефектология. 1990.

13. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: «ВЛАДОС», 1994.

14. Основная образовательная программа дошкольного образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада №1 «Светлячок».

15. Дергунская В.А., Рындина А.Г. « Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста» - М.: Центр Педагогического образования, 2012 год.

16. Интернет ресурсы

http://www.logolife.ru, http://logoped.gmn25.edusite.ru/p50aa1.html, http://edumsko.ru.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×