Понятие: «дети с ограниченными возможностями здоровья» отражает собой необходимость оказания обществом специальной помощи указанной категории детей для реализации их возможностей и обязанность обеспечения и защиты их гражданских прав. Одним из них является право на своевременное получение квалифицированной медико-психологопедагогической помощи, а значит, и возможности обучения, т.е. создания специальных условий, способствующих реализации их сохранного познавательного потенциала. Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики),сенсорных и психических функций.
детей с особыми возможностями здоровья
(ОВЗ)
Введение
Понятие: дети с ограниченными возможностями здоровья отражает собой необходимость оказания обществом специальной помощи указанной категории детей для реализации их возможностей и обязанность обеспечения и защиты их гражданских прав. Одним из них является право на своевременное получение квалифицированной медико-психологопедагогической помощи, а значит, и возможности обучения, т.е. создания специальных условий, способствующих реализации их сохранного познавательного потенциала. Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики),сенсорных и психических функций.
Цель работы: Выявить основные методические подходы к развитию речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Охарактеризовать особенности развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья 3. Выявить главные методические подходы к развитию речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Главной особенностью данной категории детей является незавершенность всех этапов его психологического развития. Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития. Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
Речь – это проявление интеллектуального развития человека, его мышления и других психологических процессов. У детей с ограниченными возможностями здоровья речь развита недостаточно и требуются специальные условия, программы, упражнения, которые будут способствовать её развитию.
В трудах многих современных исследователей выделяется целый ряд особенностей развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья, притом, что именно закономерности её формирования одинаковы и в патологии и в норме: - разнообразные нарушения в развитии речи у этих детей встречаются намного чаще, чем у их здоровых сверстников, - у большинства этих детей отмечаются отклонения в сроке становления речи и своеобразие данного процесса, - число детей с различными речевыми нарушениями, в том числе со сложными формами, растет постоянно.
У большинства из них речевые отклонения являются доминирующими, так как у них нарушается способность к приему и переработке информации. По мнению Е.А. Стребелевой, отставание в развитии речи начинается у таких детей с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Не сформированы такие предпосылки речевого развития, как интереса к окружающему, эмоционально-волевая сфера, в частности эмоциональное общение со взрослыми, не сформирован фонематический слух, не развит артикуляционный аппарат.
Нарушения речевой деятельности у детей очень многоплановы и разнообразны. Они могут возникнуть при разных видах отклонений: при умственной отсталости, при задержке психического развития, при детском церебральном параличе, при нарушениях слуха, зрения, социально психологической запущенности, эмоциональной депривации, при ограничении речевых контактов ребенка, при общении с детьми, имеющими дефекты речи, и др. Нарушение речевой деятельности при дефектах развития детей является общей закономерностью их психического развития.
Суть данной закономерности состоит, по мнению Е.А. Стребелевой, в том, что если не осуществляются необходимые коррекционные воздействия, наступает деформация речевого общения и взаимодействия ребенка с социальной средой, ограничивается круг представлений об окружающем мире, нарушается способность к приему и переработке информации, возникают трудности социальной адаптации, что отрицательно сказывается на общем психическом развитии ребенка.
Одновременно с речевыми нарушениями в той или иной мере страдает личность ребенка. Естественно, степень нарушения общего психического и личностного развития и отдельных функций ребенка при речевых нарушениях не одинакова и во многом зависят от характера имеющегося 6 дефекта, степени выраженности расстройств отдельных психических процессов и функций, от эффективности медико-педагогического воздействия, условий жизни и воспитания ребенка и ряда других факторов. Поэтому для всех детей, у которых наблюдается нарушение речевой функции, необходимо раннее выявление их причин и организация своевременной коррекционно-развивающей и социально-реабилитационной помощи, что является важным условием преодоления и создания более благоприятных возможностей в формировании ребенка как личности. Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями создает дополнительные трудности в их социальной адаптации и установлении взаимоотношений с окружающими людьми. Однако это не значит, что эти трудности непреодолимы.
Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь грамматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. 7 У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Основными задачами занятий по развитию речи являются воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование грамматической правильности речи, формирование разговорной речи, воспитание интереса к художественному слову.
Методические подходы к развитию речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
Методика развития речи опирается не только лишь на общую психологическую теорию речи, но также и данные детской психологии, которая изучает особенности и закономерности речевого и психического развития детей на разных этапах детства, но так же и возможность овладения детьми разными формами и функциями речи. Методика развития речи опирается не только на общую психологическую теорию речи, но и данные детской психологии, изучающей закономерности и особенности психического и речевого развития детей на разных этапах детства, а так же возможность овладения ими разными функциями и формами речи.
Леонтьев, один из исследователей речевой деятельности в книге Язык, речь, речевая деятельность писал, что Речевые навыки – это складывание речевых механизмов, а речевые умения – это использование данных механизмов для различных целей. Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носит творческий, продуктивный характер. Овладение речью происходит именно в процессе общения и соответственно в ходе познания ребенком с ОВЗ действительности. Взрослый организует и языковую, и материальную среду, увлекает их в совместную деятельность и сам выступает как образец, как бы живой носитель тех способностей, которыми ребенку предстоит только овладеть. Педагог это образец речевой культуры. Для педагога при этом развитие речи детей – это их основных целей всей коррекционной работы, но у самих детей данной 9 цели нет. Для них сама речь не цель, а именно средство реализации всех своих потребностей в общении, в познании, в игре. Поэтому и главной формой обучения будут не столько специализированные занятия воспитателя, дефектолога, учителя – логопеда, сколько вся естественная жизнь детской группы.
Вот те формы работы с детьми, которые детям во многом помогут в развитии речи:
Игры. Ролевые игры. Театрализованные игры – как средство развития речи;
Общение: подготовленное и неподготовленное. Общение по телефону. Живое общение с правилами, называемое этикетное. Общение через письма. Расширение круга знакомств;
Учебно-игровые ситуации, которые возникли по инициативе ребенка либо взрослого, где ребенок может проявить наибольшую речевую активность;
Чтение стихотворений, пение;
Организация экскурсий;
Труд: речевые и трудовые действия;
Развитие речи с использованием средства массовой информации (периодическая детская печать, телевизор, радио);
Досуг. Развлечения и праздники как эффективная форма обучения речи.
С чего же начать развитие ребенка с ОВЗ? Начинать данную работу необходимо с диагностики. Диагностическая работа педагога заключается именно в выявлении трудностей и особенностей речевого развития самого ребенка. Педагог должен действовать именно по определенному алгоритму: - изучает динамику и уровень речевого развития всех своих воспитанников; 10 - квалифицирует (с помощью специалистов либо самостоятельно) вид речевых недостатков, а также устанавливает возможные их причины; - конструирует индивидуальные и групповые программы речевой работы с детьми коррекционно-развивающей и профилактической направленности. Для диагностики педагог должен использовать данные методы: - беседы с родителями; - изучение истории его общего, речевого развитий и соответственно условий семейного воспитания; - наблюдение за ребенком в процессе разнообразных видов деятельности и при выполнении диагностических заданий. Коррекционная работа педагога по развитию речи предусматривает обязательное введение в образовательный процесс упражнений дыхательной, артикуляционной гимнастики, на развитие фонематического слуха, мелкой моторики, расширения словаря, игр на формирование грамматических форм и словообразование. Очень важная деятельность для ребенка – игра, а основная потребность –общение. Главная задача данных игр – занятий – воспитание культуры поведения, но они также очень важны и для развития речи, потому что закрепляют навыки хорошей, связной речи, обогащают словарь ребенка.
Огромное внимание педагоги должны уделять развитию мотивации, восприятия, доступных форм словесно-логического мышления, а также познавательных процессов, укрепление веры воспитанников в свои силы, созданию в детском коллективе доброжелательной обстановки, формирования у детей интереса к знаниям. У детей с ОВЗ часто наблюдаются специфические проявления особенностей работоспособности, мышления, внимания, памяти, развития личности. Нужно четко определить цели, которые хотелось бы достичь в процессе обучения.
Перед самим началом обучения составляют программу обучения по этапам. Процесс обучения желательно сделать трехступенчатым:
Вначале ребенку объясняют либо показывают, что он должен сделать.
Далее оказывают при необходимости ту либо иную помощь.
Поощряют за выполненное задание и создают ситуацию успеха.
Чтобы помочь ребенку показать себя с хорошей стороны необходимо: предлагать короткие задания, при этом стараясь сделать их более разнообразными соответственно чередовать разные виды деятельности; начинать, а также заканчивать каждую серию любых заданий ситуацией успеха: сочетать какие либо новые трудные задания с известными старыми, наиболее легкими.
Основные приемы и методы развития речи детей с ОВЗ:
1. Метод мозгового штурма. Задачи: - развивать коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других, отвечать на вопросы педагога и т. п. - развивать у детей способность к анализу - стимулировать творческую активность в поиске решения проблемы. - формировать умение давать большое количество идей в рамках заданной темы.
2. Метод системного анализа. Цель данного метода – сформировать у детей умение анализировать, обобщать и систематизировать. Метод системного анализа позволяет: - знакомить с частями предмета; - рассмотреть предмет в динамике, увидеть предмет одновременно в функциональном, временном и структурном аспекте.
3. Метод фокальных объектов. Данный метод позволяет совершенствовать объект, применяя на него свойства другого объекта. Цель МФО – установление ассоциативных связей с различными случайными объектами. Главная задача – развитие фантазии и словотворчества у детей.
4. Метод синектики. Задачи: - развивать умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий, - воспитывать чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности.
5. Типовые приёмы фантазирования. Задачи: - формировать диалектическое мышление - развить конструктивные идеи ребенка, его фантазию, воображение, образного мышления - изменять представления о некоторых особенностях предмета, снимать стереотипы сознания - развивать речь и обогащать словарь.
Педагогам, которые работают с детьми с ОВЗ нужно не спешить и набраться терпения. Не нужно стараться научить ребенка сразу всему, а лучше двигаться маленькими шажками, поднимаясь как бы по крохотным ступенькам. Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают сами педагоги, которые способны реализовать как бы особые образовательные потребности для детей этой категории. Это именно создание психологической нравственной атмосферы, в которой данный ребенок перестанет себя ощущать не таким как все. Это такое место, где ребенок с ОВЗ может реализовать не только лишь своё право на образование, также будучи включенным в полноценную социальную жизнь товарищей, обрести право на обычное детство.
Заключение
Овладение речью происходит именно в процессе общения и соответственно в ходе познания ребенком с ОВЗ действительности. Взрослый организует и языковую, и материальную среду, увлекает их в совместную деятельность и сам выступает как образец, как бы живой носитель тех способностей, которыми ребенку предстоит только овладеть.
Педагог это образец речевой культуры. Для педагога при этом развитие речи детей – это их основных целей всей коррекционной работы, но у самих детей данной цели нет. Для них сама речь не цель, а именно средство реализации всех своих потребностей в общении, в познании, в игре. Поэтому и главной формой обучения будут не столько специализированные занятия воспитателя, дефектолога, учителя – логопеда, сколько вся естественная жизнь детской группы.
Коррекционная работа педагога по развитию речи предусматривает обязательное введение в образовательный процесс упражнений дыхательной, артикуляционной гимнастики, на развитие фонематического слуха, мелкой моторики, расширения словаря, игр на формирование грамматических форм и словообразование.
Очень важная деятельность для ребенка – игра, а основная потребность – общение. Главная задача данных игр – занятий – воспитание культуры поведения, но они также очень важны и для развития речи, потому что закрепляют навыки хорошей, связной речи, обогащают словарь ребенка. Основные формы и методы работы с детьми, которые детям во многом помогут в развитии речи: игры, общение, учебно-игровые ситуации, чтение стихотворений, пение, организация экскурсий, труд, речевые и трудовые действия, развитие речи с использованием средства массовой информации, досуг.
Список литературы
Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 110 с.
Асташина И.В. Логопедические игры и упражнения для детей. - М.: ООО Группа Компаний РИПОЛ классик, ООО Издательство ДОМ. ХХI век, 2008. - 189 с.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 2006. - 163 с.
Жукова Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи. - М.: Эксмо, 2010. - 114 с. 5
Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи: (3-й уровень): I-III периоды. - СПб.: Детство-Пресс, 2012. - 174 с.
Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы /Авт.-сост. Л.Е. Кыласова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 367 с.
Коррекция нарушений письменной речи: учебно-методическое пособие /Под ред. Н.Н. Яковлевой. - СПб.: КАРО, 2013. - 201 с.
Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 2 /Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селеверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с.
Логопедическая служба: настоящее и будущее: Сборник материалов научно-практической конференции. - Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2008. - 127 с.
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - М.: Питер, 2012. – 319с.
Малофеев Н.Н. и др. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Просвещение, 2013. - 41 с
Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. - М.: МГППУ, 2012. - 92 с.
Перегожин Л.О. Специфические расстройства речи и школьных навыков. Диагностика и коррекция. - М., 2005. - 251 с.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии Книга для педагога-дефектолога,2009г.
10