Традиционно, когда речь идёт о готовности ребенка к школьному обучению, особое внимание, как правило, уделяется готовности интеллектуальной. С дошкольниками в рамках детского сада проводят систематические занятия по обучению грамоте, математике. Детей учат считать и даже читать. Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители, воспитатели упускают из виду формирование таких коммуникативных навыков, как умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение подчинять свое поведение требованиям детской группы, менять социальные роли в детском коллективе.
Коммуникативная готовность к школе проявляется в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Ребенок, научившийся сопереживанию и эмпатии, успешно адаптируется в коллективе школьников и имеет все предпосылки к успешной самореализации.
Наиболее важные показатели социально-коммуникативной готовности — это характеристики межличностных взаимодействий в группе, формирование конструктивных взаимодействий в процессе ведущей деятельности, появление коммуникативной активности в связи с расширением спектра и круга общения.
«Критерии коммуникативной готовности ребенка к школьному обучению».
Традиционно, когда речь идёт о готовности ребенка к школьному обучению, особое внимание, как правило, уделяется готовности интеллектуальной. С дошкольниками в рамках детского сада проводят систематические занятия по обучению грамоте, математике. Детей учат считать и даже читать. Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители, воспитатели упускают из виду формирование таких коммуникативных навыков, как умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение подчинять свое поведение требованиям детской группы, менять социальные роли в детском коллективе.
К выделению критериев готовности к школе представляет отечественный психолог Д.Б. Эльконин, он выделяет в качестве основных критериев:
сформированность функций замещения предмета,
умение подчиняться правилам и инструкциям,
сформированность операций мыслительной деятельности.
Коммуникативная готовность воспитанников ДОУ играет немаловажную роль для успешного перехода к самостоятельной школьной жизни, является целью, условием и результатом эффективного педагогического взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса. Учитывая возрастные возможности дошкольников, мы говорим об элементарных навыках и знаниях о стилях общения, методах, приемах и средствах коммуникации.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Составляющие психологической готовности ребёнка к обучению в школе включаются следующие критерии:
познавательного развития — способность к дифференцированному восприятию, к переключению и распределению внимания, к логическому запоминанию;
овладение операциями мыслительной деятельности;
речевого развития — фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, связности речи, словарного запаса;
сформированности навыков учебной деятельности — планирование, самоконтроль и самооценка, действия по образцу и по инструкции, объём оказываемой помощи;
личностного развития — произвольность поведения, способ выполнения действий, познавательная активность, контекстность общения;
эмоционального развития: эмоциональная устойчивость, сила и модальность эмоций, способность к эмпатии, эмоциональная децентрация.
сформированность коммуникативных навыков.
Коммуникативная готовность к школе проявляется в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Ребенок, научившийся сопереживанию и эмпатии, успешно адаптируется в коллективе школьников и имеет все предпосылки к успешной самореализации.
Наиболее важные показатели социально-коммуникативной готовности — это характеристики межличностных взаимодействий в группе, формирование конструктивных взаимодействий в процессе ведущей деятельности, появление коммуникативной активности в связи с расширением спектра и круга общения.
Как показали исследования, проведенные под руководством М.И. Лисиной, развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов.
На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на
подражании и эмоциональном заражении
ребенка. Главной коммуникативной потребностью является
соучастие
, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей.
На втором этапе (4-6) лет возникает потребность в
ситуативно-деловом сотрудничестве
со сверстниками. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится
совместная
, главным образом,
игровая деятельность
. На этом же этапе возникает другая, во многом противоположная,
потребность в уважении и признании сверстника
.
На третьем этапе (6-7лет) общение со сверстниками приобретает черты вне ситуативности содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться
устойчивые избирательные предпочтения между детьми
.
Помимо возрастных особенностей, уже в дошкольном возрасте определяются весьма существенные индивидуальные варианты отношения к сверстникам. Это как раз та область, где личность ребенка проявляется наиболее ярко. Уже в группе детского сада между детьми возникает множество конфликтов, которые свидетельствуют о неправильном развитии межличностных отношений. Как правило, проблемы и конфликты между детьми порождают острые переживания: обиды, неприязнь, зависть, злость, страх. Такие переживания могут стать серьезным препятствием для развития у детей потребности в общении с другими, умения подчиняться интересам и обычаям детской группы, способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Процесс формирования коммуникативной готовности к школе воспитанников дошкольного образовательного учреждения связан с отбором и разработкой методик развивающей и коррекционной работы, адекватных целям реализации возможностей «зоны ближайшего развития» и устранения причин, тормозящих развитие ребенка. Рекомендуется применять активные игровые, коррекционные и развивающие технологии. Необходимым условием успешной работы ДОУ по формированию коммуникативной готовности к школе его воспитанников является следующий алгоритм:
анализ коммуникативной готовности каждого ребенка на основе анкет и вопросников для педагогов;
составление плана групповой и индивидуальной работы с детьми группы на основе диагностики и анализа;
составление плана индивидуальной коррекционной работы с дошкольниками группы риска с учетом состояния здоровья; отбор методик, соответствующих типу межличностных отношений субъектов воспитательно-образовательной среды ДОУ;
контроль эффективности спланированных мероприятий на основе вопросника и педагогических наблюдений, охватывающий все компоненты структуры коммуникативной готовности;
итоговый контроль эффективности работы на основе диагностики, анализа и наблюдений взаимоотношений субъектов воспитательно-образовательной среды ДОУ;
сбор статистической информации.
К началу обучения в школе дети должны уметь:
строить сложные предложения разных видов;
составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
находить слова с определенным звуком;
определять место звука в слове;
составлять предложения из 3-4 слов;
членить простые предложения на слова;
членить слова на слоги (части);
различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
иметь представления о сезонных явлениях природы, называть времена года, их характерные отличия;
знать свой домашний адрес, телефон, свою фамилию, имя, отчество, а также фамилию, имя, отчество родителей
.
Высокий уровень — ребенок определяет содержание задания, способен проводить все словесно-логические операции, имеет высокий уровень всех видов памяти, внимание устойчиво, способен к длительной его концентрации, речь развивается без отклонений, ребенок контролирует собственную деятельность на всех этапах работы, результат соответствует поставленной цели, самооценка адекватна, использует рациональные продуктивные способы, действия адекватны и осмысленны, ему нужна только организующая помощь, он самостоятельно способен преодолеть трудности.
Средний уровень (характерен детям с задержками развития) — трудности возникают при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, обобщения; сравнивая, ребенок не может выделить признаки сходства; обобщение проводит на интуитивно-практическом уровне, словесно не обозначая выделяемые понятия; восприятие недифференцированное, неспособность к длительному напряжению и концентрации внимания, затруднения в запоминании вербальной информации, фонетико-фонематическое недоразвитие речи: дефекты звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха и восприятия; не сформированы устойчивые способы самоконтроля и самооценки, ребенок не может адекватно оценить результаты своей деятельности использует нерациональные способы, действуют методом проб и ошибок, действия не всегда адекватны ситуации, помощь взрослого принимает и использует ее при выполнении заданий. Взрослый разъясняет инструкции, правила и в ходе совместной деятельности показывает образец работы, эмоциональное состояние характеризуется истощаемостью организма из-за умственных нагрузок, эмоциональной неустойчивостью.
Низкий уровень (присущ детям с выраженными нарушениями интеллектуально-эмоционального развития) — при выполнении заданий требующих анализа, сравнения, обобщения, нужна развернутая помощь взрослого; восприятие не целостно, искаженно; низкий уровень развития памяти, внимание крайне неустойчиво, общее недоразвитие всех компонентов речи: дефекты звукопроизношения, фонематических процессов, ахроматизмы в речевом оформлении, не усвоение грамматических стандартов, речь не связная и односложная; ребенок не контролирует собственную деятельность на всех этапах работы, самооценка неадекватна, ребенок не замечает и не исправляет ошибок, его эмоциональное состояние ухудшается по мере утомления или неуспешности в выполнении заданий, эмоционально неустойчив, реактивен.
Особая актуальность изучения проблемы психологической готовности ребенка к школьному обучению связана с тем, что на сегодняшний день именно несформированность у ребенка коммуникативной готовности к школе часто является главной причиной проблем, возникающих у ребенка в первый год обучения в школе.
Зачастую ребенок, имеющий хорошее интеллектуальное развитие, трудно адаптируется к школе, при первой же неудаче отказывается ходить в школу, не испытывает интереса к выполнению домашних заданий. Это происходит в результате несформированной коммуникативной готовности ребенка к школе, отсутствия «внутренней позиции школьника». Таким образом, по окончании первого года в школе у ребенка может выработаться стойкое нежелание учиться. Коммуникативная готовность очень важна, так как ребенок, приходя в школу окунается в среду изобилующую постоянными контактами как со взрослыми- учителями, другими взрослыми людьми, так и со сверстниками- одноклассниками, другими детьми. Чтобы ребенок был успешен, хорошо учился, с радостью ходил в школу и с удовольствием занимался – возможно только при сформированной коммуникативной готовности ребенка к школе.
Источники:
//Вечеринина Н.А. Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе (консультация для родителей.
//Синицару Л. А. Коммуникативная готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
// Якубенок Т. В. «Скоро в школу».