В данном выступлении рассмотрены вопросы критериев оценочных средств, разработанные для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 5-9 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку.
Указаны руководства (данные) по выполнению письменных работ, выполняемых на уроках. Данные даны в написании средних колличеств слов.
Оговариваютс два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Также рекомендуется два виды контрольных работ – диктант и списывание. При написании контрольных работ надо исходить их того, что достаточный уровень – это Контрольный диктант. При минимальном уровне обучающие пишут Контрольное списывание. Количество слов при Списывании несколько меньше, чем при Диктанте.
При этом контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым учеником.
Критерии оценочных средств по русскому языку
для обучающихся с ЛИН в 5-9 классе
Критерии оценочных средств разработаны для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 5-9 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку.
Основными видами письменных работ учащихся по русскому языку являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
При выполнении письменных работ надо руководствоваться тем, что за урок должно быть написано в среднем:
5 класс – 45-50 слов; 6 класс –50-60 слов; 7 класс – 65-70 слов;
8 класс – 70-80 слов; 9 класс – 80-90 слов.
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
Программа по русскому языку предусматривает два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основные виды контрольных работ – диктант и списывание. При написании контрольных работ надо исходить их того, что достаточный уровень – это Контрольный диктант. При минимальном уровне обучающие пишут Контрольное списывание. Количество слов при Списывании несколько меньше, чем при Диктанте.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).
Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих. Тексты должны быть понятными учащимся.
При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе рекомендуется только при условии выполнения данных заданий на уроках и понятных обучающимся.
Контрольный диктант или Списывание оцениваются одной отметкой. В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта (списывания) и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две отметки за каждый вид работы.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым учеником.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
«5» ставится за работу, написанную без ошибок.
«4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
«3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
«2» ставится за работу, в которой допущено более 6 ошибок.
В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке.
Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:
«5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
«4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
«3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
«2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Оценка письменных работ обучающихся с ЛИН – всегда индивидуальна.