Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Культура речи педагога - образец для подражания.. Работа №264823

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за не умением пользоваться словом, как инструментом, воздействующим на ребёнка, помогающим установить с ним контакт.

Работа:

«Культура речи педагога - образец для подражания».

Требования к речи воспитателя

Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом, как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые - спокойно или с раздражением, умеренно громко или «крикливо», уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Если вслушаться, как говорят воспитанники детских садов, то непременно можно заметить, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей - отца и матери, бабушки и дедушки, но и языковые особенности воспитателя. Ребенок передает ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи. Языковое богатство, как и недостаток языковой культуры тех людей, с которыми постоянно соприкасается ребенок, становится его достоянием. Одна из первостепенных задач воспитателя - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, чаще ставить перед собой вопросы:

Как звучит моя речь?

Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми?

Нет ли дефектов звукопроизношения?

Не форсирую ли я звук, когда обращаюсь к детям?

Может ли служить моя речь образцом для ребят?

Недостатки, встречающиеся в речи воспитателя

частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т. п.);

использование лишних слов (ну, вот, так сказать, значит);

в общении со старшими детьми - подлаживание под речь малышей, то есть неуместное использование звукоподражательных слов (Где

ав-ав

? и т. д.), сюсюканье, слащавость;

бедность языка;

многословие;

чрезмерная лаконичность;

«крикливость»;

шепелявость, гнусавость;

злоупотребление иностранными словами;

жаргонные слова: реакция воспитателя на шум в группе: Что за базар?

Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь. Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности, педагогической. Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова, далекие по своему содержанию от мира детских мыслей. Однако это не означает, что взрослый не может свободно использовать лексическое богатство родного языка, ведь главное - учитывать возрастные особенности дошкольников и употреблять в речи такие слова, которые им доступны и понятны. Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи. В результате у дошкольников накапливается соответствующий словарь, расширяется круг представлений, что создает возможность свободно общаться с взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения, слушать радио, смотреть телепередачи и т. д.

Звуковая культура речи - хорошая дикция, правильное литературное произношение - это то, чем должен владеть педагог. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят. А неправильное произношение может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка (картавость, шепелявость, сюсюканье) - следствие не только небрежного речевого воспитания, но и отрицательного речевого влияния взрослых. Дефекты произношения, подкрепляемые повседневной практикой, могут закрепиться, стать привычкой в более зрелом возрасте.

Известно, что ребенок впитывает особенности речи той местности, где он растет. Если ребенок слышит так называемый «окающий» говор (с подчеркнутым звуком «о») или «якающий» («нямного» вместо «немного»), то он и сам станет так же говорить. Поэтому педагогу необходимо следить за собственной речью и не отступать от норм литературного произношения.

Итак, произношение далеко не всегда совпадает с написанием слов. А каким считается правильное произношение? Прислушаемся к дикторам радио, телевидения, мастерам художественного слова, специалистам, занимающимся вопросами культуры речи.

И мы узнаем, что, например,

сочетание согласных «

сш

», «

зш

» произносятся как удвоенный долгий звук [ш]:

бешшумный

(вместо «бесшумный»);

сочетания согласных «

сж

», «

зж

» произносятся как удвоенный долгий звук [ж]: «

жжигать

» вместо - «сжигать», «

бежжалости

» вместо - «без жалости»;

сочетание звуков «

тч

», «

дч

» произносятся как звук [ч]: «

развеччик

» вместо «разведчик»;

сочетания звуков «

сч

», «

зч

» произносятся как звук [щ]: «

щастье

» вместо «счастье», «

расскащик

» вместо «рассказчик»;

в глаголах окончания «-

тся

», «-

ться

» произносятся как «-

цца

»: «

одеваецца

» вместо «одеваться», «

дерёцца

» вместо «дерется».

Интонационная выразительность речи - немаловажный фактор воздействия на ребенка. Педагог старается разговаривать с детьми, используя многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные интонации, присущие человеческой речи - помогают ребенку дошкольного возраста глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету.

Фраза может прозвучать интригующе, и ребенок ожидает, что ему сообщат что-то интересное, даже таинственное. Если же интонация деловая - возможно, доверят ответственное поручение. Очень важны доброжелательность и искренность интонации речи взрослого, даже если в ней выражается недовольство. Осмыслению того, о чем говорит воспитатель, способствуют и логические ударения, и паузы, и сила голоса. Немаловажно, как разговаривает педагог с детьми - быстро, умеренно или медленно. Ведь это один из значительных компонентов выразительности речи, который придает ей динамику, живость, убедительность.

Итак, если взрослый стремится сделать свою речь наиболее выразительной, то он использует все интонационные средства:

фразовые и логические ударения;

паузы;

движение голоса по высоте, силе, тембру;

темп речи.

Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится. Человек, обладающий культурой речи, умеет высказать мысль точно, доказательно и образно. Особо следует остановиться на выразительности речи, в частности на фразеологизмах.

Фразеологизм - лексически устойчивое и целостное по своему значению словосочетание, готовая речевая единица. Если мы говорим «работать засучив рукава», то это значит работать интенсивно, усердно, «работать спустя рукава» - работать плохо, «вставлять палки в колеса» - препятствовать делу, «тянуть канитель» - медлить и т. д.

Фразеологизмы придают речи эмоциональность, образность, лаконичность. Например, чтобы охарактеризовать времяпрепровождение человека, можно сказать: «Он привык бездельничать, праздно проводить время» и «Он привык бить баклуши». Сравним: в первом случае высказывание многословно, во втором - лаконично, эмоционально, прицельно точно.

В разговорной речи мы часто употребляем такие выражения, как «огород городить», «как пить дать», «остаться с носом», «медвежья услуга», «держать камень за пазухой» и т. п. Подобные конструкции ярко выражают национальное своеобразие языка, обогащают речь, делают ее особенно выразительной, экспрессивной. Мысль высказывается предельно спрессовано, и одновременно ей придается определенный оттенок: одобрения, осуждения, пренебрежения и т. д.

Однако иногда употребляют фразеологизмы, не понимая их истинного значения. И тогда возникают курьезы. Так что пользоваться фразеологизмами в речи надо очень аккуратно.

Положительно влияет на развитие детей речь педагога, изобилующая эпитетами. Эти художественные определения придают ей образность, эмоциональность.

У педагога, обладающего искусством употребления эпитета, и ребята более чутки к слову, способны сами метко выразить то, что они наблюдают, что на них произвело впечатление. Старшие дошкольники говорят: «Зима - художница. Вон как разрисовала стекла»; «Шапочка у Дашеньки будто одуванчик - белая и пушистая»; «Ветки, как лапы»; «Огромный подсолнух, будто таз для варенья»; «Поле - ситцевое платье: яркое и пестрое».


Не менее важно для педагога умение пользоваться афоризмами, крылатыми выражениями, что помогает глубже воздействовать на слушателя. Это присуще начитанному педагогу, хорошо знающему произведения русских классиков - писателей и поэтов. Учить на лучших образцах родного языка - одна из важнейших задач воспитателя, которую он решает в процессе повседневного общения с детьми. Педагог - активный пропагандист и поборник чистоты родного слова.

Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи.

2. Иметь ясную, четкую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.

4. Стремиться к правильному использованию интонационных средств выразительности с учетом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×