Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Поэтому развитие современного образования определяет своей ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания педагога - личность воспитанника, активизация познавательной, поисковой и исследовательской деятельности детей, расширение сферы его интересов и интеллектуальных запросов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения. Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду
Выступление из опыта работы Севостьяновой О.Н.
ДОУ№76 г. Липецка
Квест-игра, средство успешной социализации ребенка-дошкольника».
«Человек тогда в полном смысле человек,
если он — человек играющий,
а значит, творящий, то есть
создающий в игре свой мир»
Ф. Шиллер
Актуальность темы.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Поэтому развитие современного образования определяет своей ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания педагога - личность воспитанника, активизация познавательной, поисковой и исследовательской деятельности детей, расширение сферы его интересов и интеллектуальных запросов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения. Образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО. И становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Обоснование выбора темы.
В течение последних трех лет я работаю над вопросами формирования у дошкольников умений, которые способствуют развитию активной, деятельностной позиции ребенка, ходе решения игровых поисковых задач. Дети от природы любознательны, они всегда находятся в поиске, ведь любознательность - это естественное стремление ребёнка к приобретению новых знаний. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и квест-технология, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Квест, как форма организации образовательного процесса в детском саду, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений.
Таким образом, квест - это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. В настоящее время квест-технология востребована и актуальна.
Цель: Создать условия для формирования предпосылок социализации и личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста, в том числе посредством активного включения игровую деятельность.
Начиная работу по этой теме, я поставила перед собой задачи:
вовлечь каждого ребенка в активный творческий процесс, посредством организации индивидуальной и групповой деятельности детей, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
развивать с помощью
квест
-
игры, познавательные
, творческие способности дошкольников, воображение, поисковую активность, стремление к новизне;
формировать навыки исследовательской деятельности, публичных выступлений, проявление инициативы;
расширять кругозор, эрудицию.
воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение работы.
Теоретическая база опыта.
Работа по теме данного опыта началась с изучения инновационных технологий, используемых в работе с детьми дошкольного возраста. Проведя анализ собранного материала, выбор был оставлен на квест-технологии. Была изучена методическая литература по данному вопросу. Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен летом 1995 года Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего.
Ученый разрабатывал инновационные приложения для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Квестом он назвал сайт, содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет.
Попытки расширить и дополнить определение Берни Доджа были предприняты Томасом Марчем, которой значительно детализировал понятие и представил ряд теоретических формулировок, помогающих глубже проникнуть в суть технологии квеста.
Квест, по мнению Т. Марча, - это построенная по типу опор учебная структура, использующая ссылки на существенно важные ресурсы и аутентичную задачу с тем, чтобы мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением, развивая тем самым их умение работать как индивидуально, так и в группе в ведении поиска информации и ее преобразовании в более сложное знание.
Во многом опираясь на труды Л. С. Выготского Т. Марч утверждал, что этот вид поисковой деятельности нуждается в «опорах», которые должен предоставить педагог. Опоры - это помощь учащимся работать вне зоны их реальных умений. Примерами опор могут быть такие виды деятельности, которые помогают учащимся правильно строить план исследования, вовлекают их в решение проблемы, направляют внимание на самые существенные аспекты изучения.
Согласно критериям оценки качества квеста, разработанным Т. Марчем, хороший образовательный квест должен иметь интригующее введение, четко сформулированное задание, которое провоцирует мышление высшего порядка, распределение ролей, которое обеспечивает разные углы зрения на проблему.
По мнению многих ученых, таких как, Быховский Я. С., Бовтенко М. А., Сысоев П. В., Б. Додж, Т. Марч в основе квест технологий лежит деятельность по формированию информационных и коммуникативных компетентностей дошкольников. При применении квест-технологии дети проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость. Квест, как недавно определившаяся педагогическая технология, совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, игры, и соответственно, решает ряд задач, возложенных на вышеперечисленные технологии.
В работах отечественных ученых не было единого взгляда на сущность квеста, что и не удивительно, поскольку, на тот момент она, являясь сравнительно новой технологией в педагогике. Проблемой квестов в нашей стране занимались Андреева М. В., Быховский Я. С., Николаева Н. В., я опиралась на данную методологическую базу.
Новизна опыта заключается в развитии активной деятельностной позиции ребенка, посредством решения игровых поисковых задач. Сегодня миссия дошкольного образования звучит как, создание условий развития ребенка, применяя наиболее эффективные методики и образовательные технологии. Одной их таких технологий и является Квест-игра. Эта технология дает педагогу возможность создать условия для развития всех видов детской деятельности. Форма проведения образовательной деятельности в виде игры-квеста нестандартна, интересна и увлекательна для детей.
Описание опыта.
В своей педагогической деятельности я стараюсь, иди в ногу со временем, поэтому при выборе эффективных форм взаимодействия с детьми, я отталкиваюсь в первую очередь от интересов, и предпочтений моих воспитанников. Ребенок должен получить знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни, поэтому в решении данной проблемы важным направлением является поисковая игровая деятельность. Она вызывает интерес и желание познать новое. Работу я осуществляю по следующим направлениям:
Оснащение предметно-пространственной развивающей среды:
В группе создана и широко применяется игровая развивающая среда, которая стимулирует поисковую игровую деятельность, удовлетворяет потребности ребёнка в освоении окружающего мира, способствует его социализации. При формировании предметно-развивающей среды я учитываю, что пространство, в котором происходит действие, дает детям возможность воображать, придумывать, творить, т.е. предметно-развивающая среда является «пусковым механизмом» для творческой активности. Мотивацией в достижении поставленной цели является получение приза на финише.
Она включает в себя: игрушки и наборы для сюжетно – ролевых игр (игровой модуль «Кухня» (соразмерная ребенку) с плитой, посудой и аксессуарами, комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Парикмахерская», комплект (модуль-основа, соразмерная росту ребенка, и аксессуары) для ролевой игры «Магазин», Штурвал для ролевой игры «Моряки».
Существует также подборка энциклопедической литературы, картинок, иллюстраций и плакатов, картотека квест-игр по формированию у дошкольников умений, которые способствуют развитию активной, деятельностной позиции ребенка.
2. Использование квест-игры с детьми на занятиях и в свободной деятельности, при нерегламентированном общении с ребенком:
Разработанная мною картотека содержит описание более 10 игр, таких как: «В поисках пиратских сокровищ» (летний период), «В поисках пиратских сокровищ (зимний период)», «По следам Буратино», «Машины шалости», «В здоровом теле, здоровый дух», «Навстречу Весне».
Первая квест - игра у нас состоялась в летний период. В которой ребята почувствовали себя настоящими героями приключенческой истории. На память о нашей первой игре мы с ребятами создали красочный фото альбом, с самыми яркими событиями прошедшей игры.
В начале зимы, просматривая летний фотоальбом, ребята вспоминали самые интересные моменты, делились впечатлениями, и вновь захотели еще раз побывать в роли кладоискателей, но уже совершить путешествие по снежным просторам. Так появился еще один квест, который получил название: «В поисках сокровищ в зимний период». Это приключенческая игра, где необходимо было выполнять различные задания, для продвижения к цели. Погружение в атмосферу приключения было бы неполным без неожиданных встреч с различными героями, животными и пр. Для этого была организована соответствующая предметно-развивающая среда. С успехом преодолевая каждое испытание, дети двигались к цели, проявляя находчивость, смекалку, сообразительность, активно взаимодействовали друг с другом и взрослыми.
Дошколята отлично справились с финальным испытанием, проявляя взаимодействие в команде и взаимовыручку.
3. Соблюдение следующих условий при организации квест-игры для дошкольников, которые включают:
безопасность для участников,
задания и вопросы должны соответствовать возрасту игроков,
оригинальность,
логичность,
целостность,
подчинённость определённому сюжету
создание атмосферы игрового пространства.
На сегодняшний день принято различать несколько видов квест-игр:
Линейный — основное содержание квеста построено по цепочке последовательно идущих друг за другом заданий. Разгадаешь одно задание — получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.
Штурмовой — каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино и на их основе решить общую задачу.
Кольцевой — каждый раз, выполняя определенные задания, игроки вновь и вновь возвращаются в пункт «А», тем самым накапливая информацию, как бы последовательно складывая пазлы одного целого.
По форме проведения квесты могут быть организованы как:
соревнования,
проекты,
исследования,
эксперименты.
Задания для квестов могут быть самыми разнообразными, все зависит от воображения воспитателя, например, поиск «сокровищ», расследование происшествий (хорошо для экспериментальной деятельности), помощь героям, путешествие, приключения по мотивам художественных произведений (по аналогии с настольными играми-ходилками).
Методическое обеспечение опыта:
1. Материал по планированию
перспективное планирование по использованию
квес
-технологии;
Работа с педагогами
:
Рекомендации для воспитателей:
«
Квест
-игра в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника»;
«Картотека
квест
-игр».
3. Работа с детьми:
• конспекты игр, развлечений с использованием квест-технологии;
• игры-конкурсы;
4. Работа с родителями
Консультации и рекомендации для родителей;
Вечера вопросов и ответов;
Заседания «Круглого стола»
-«Воспитание любознательности»,
Семинары-практикумы на темы:
- «Повышение двигательной активности детей в процессе поисковой игровой деятельности».
Перспективность.
Я считаю, что представленный мною педагогический опыт перспективен и может быть использован в массовой педагогической практике:
во-первых, проведение
квест
-игры не требует специального оборудования, специальной подготовки и материальных затрат его может изготовить любой педагог или родитель;
во-вторых, в процессе поисковой игровой деятельности у детей развивается самостоятельность, инициативность, поисковая активность.
в-третьих, организация работы предусматривает интеграцию содержания работы во все виды деятельности с учетом комплексно-тематического планирования.
Результативность системы данного опыта позволила достичь повышения качества работы с воспитанниками.
Дети активно включались в процесс
квестов
, стремились работать в команде и добиваться результата, доводить начатое дело до конца.
В детях стала наблюдаться уверенность в себе и своих товарищах, они научились слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию;
У
детей развилось
речевое взаимодействие; сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
Все это так же способствовало развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач, форма, инициирующая саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой. Что и является одним из основных требований ФГОС.
Только активный ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами способен планировать, прогнозировать, добиваться поставленной цели. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств и качеств.
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления ДОУ
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Доступная среда
Международное сотрудничество
Мероприятия по контролю
Прием в образовательное учреждение
Приём в ДОУ
Приказы по зачислению
Информация
Антикоррупционная деятельность
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Психологическая служба
Организация питания
Консультационный пункт
Концепция развития математического образования в ДОУ
Конкурсы
Государственные и муниципальные услуги
Электронные образовательные ресурсы
Методические рекомендации по обеспечению права на получение дошкольного образования детей, прибывших с территории Украины
МЧС рекомендует
Методическая служба
Коррекционная работа
Охрана труда
Программа " Нулевой травматизм"
Для Вас, РОДИТЕЛИ!
Государственные и муниципальные услуги
Организация питания
Информация для родителей
Психологическая служба
Консультационный пункт
Прием детей
Часто задаваемые вопросы
Анкеты для родителей (законных представителей воспитанников)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ
Родителям
Оказание первой медицинской помощи в ДОУ
"БЕРЕЖЛИВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ"
Родничок