Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Lego-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших.
«Lego-конструирование. Назначение и применение»
.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти
заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в
конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и
создавать
свои
постройки,
конструкции,
проявляя
любознательность,
сообразительность, смекалку и творчество. Детей, увлекающихся конструированием,
отличают богатые фантазия и воображение, активное желание экспериментировать,
изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое,
ассоциативное мышление, память.
В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют
особое внимание детскому конструированию. Lego-конструирование – это вид
моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные
учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в
которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справится.
Актуальность
•
основой образовательной деятельности с использованием Lego - технологии
является игра – ведущий вид детской деятельности. Lego позволяет учиться играя
и обучаться в игре.
•
использование Lego - технологии позволяет поднять на более высокий уровень
развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих
успешности их дальнейшего обучения в школе.
•
Lego - технология - средство развивающего обучения, стимулирует
познавательную деятельность дошкольников, способствует воспитанию
социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития
самостоятельности, способности решать любые задачи творчески.
•
Lego - технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а,
следовательно, активизирует мыслительно - речевую деятельность дошкольников.
Направления
1.
Использование Lego непосредственно для конструктивно-игровых целей
.
Lego-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Для развития
полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребенок имел
предварительный замысел и мог его реализовать. Чем ярче, целостней и эмоциональней
будут впечатления об окружающем мире, тем интенсивнее и разнообразнее станут их
постройки. Lego помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию
ребенка. создание постройки из lego можно использовать в играх-театрализациях, lego-
элементы могут использованы в дидактических играх и упражнениях (игра «Чудесный
мешочек», в котором у детей развивается тактильное восприятие и речь. Игра «Запомни
и повтори», направленная на развитие памяти и мышления).
2.
Использование lego при подготовке и обучении грамоте, коррекции
звукопроизношения, ознакомлении с окружающим миром
.
Для решения этой задачи можно использовать lego: в наборах есть человечки в
разноцветных костюмчиках, человечки в красных костюмчиках могут означать гласные
звуки, а в синих – согласные. Можно использовать lego при составлении схемы
предложений. Игровые ситуации с lego-элементами помогают при постановке звуков,
исправлении ошибок звукопроизношении, в работе над интонационной стороны речи.
Игровые приемы направлены на формирование интереса к обучению, снятию
негативного отношения, вызванного у детей прошлым неудачным опытом, что
позволяет говорить о психотерапевтическом воздействии lego.
3.
Использование Lego в процессе диагностики.
Такой метод как наблюдение за спонтанной и коллективной игрой, индивидуальными
играми дает много важной информации педагогу о проблемах, которые возникают во
время игры. Свободная конструктивно-игровая деятельность детей с lego позволяет не
только быстро установить контакт между детьми и педагогом, но и полнее раскрыть
некоторые особенности ребенка, с точки зрения cформированности эмоционально-
волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка. Педагогу следует
помнить, что lego-элементы позволяют создать обилие игровых ситуаций, которые
должны в большой степени способствовать занимательности игрового материала и
учитывать создавшиеся внешние обстоятельства. Также педагогу следует помнить, что
нельзя допускать отрицательных высказываний в адрес ребенка.
В процессе моделирования и конструктивно-игровой деятельности с lego педагог может
использовать разнообразные формы:
- задание дает педагог, выполняют дети,
- задание формулируется детьми, выполняются детьми совместно с педагогом,
- задание дают дети друг другу.
Для успешного проведения lego – игр необходимо соблюдать условия:
1. Оптимальное количество участников игры 7-8 человек.
2. Детям должно хватать lego-элементов.
3. Учитывать особенности группы и ребенка отдельно, необходимо продумать как детям
будет удобнее играть. Доступ к конструктору должен быть свободным. Чтобы дети
могли свободно передвигаться и выбирать необходимые детали.
4. При проведении игр не следует ограничивать ребенка предварительным замыслом.
Дети создают только то, что хотят и могут, как представляют в данный период объекта
окружающего мира.
5. Обязательны стимулирование положительных эмоций и похвалы во время игры с
Lego.
6. Постройки лучше на некоторое время сохранить.
В младшем дошкольном возрасте роль ведущего всегда берет на себя воспитатель,
так как дети ещё не могут распределить свои роли в игре, выбирает самые простые игры.
Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами
скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты
собственных действий в конструировании объекта.
Дальше, игры немного усложнятся. Дети будут учиться работать по карточкам, где
изображение цветное; конструируют по замыслу, свободно экспериментировать со
строительным материалом, впервые познакомятся с мелким конструктором LEGO
DАСТА. Старшие дошкольники в играх более самостоятельны. Роль ведущего будут
брать на себя, сотрудничать друг с другом.
Мир, который открывает перед ребенком конструктор lego настолько увлекательный и
захватывающий, что, играя с ним, ребенок помимо всего прочего получит еще и массу
удовольствия и положительных эмоций. Впоследствии, быть может, это перейдет в
постоянное желание учиться и воспринимать все новое в жизни с детским энтузиазмом.