Самоанализ открытого занятия по лепке из глины романовской игрушки.
Самоанализ открытого занятия
педагога дополнительного образования
МКУ ДО «ДДТ» с. Новопокровка
Мальцева Сергея Ильича
1. Общие сведения о занятии:
Занятие проводилось в разновозрастной группе 1-го года обучения. Возраст обучающихся 6 - 11 лет, в группе занимаются 2 ребенка с особенностями развития.
По итогам входящей диагностики способности детей имеют базовый, повышенный и творческий уровни способностей.
Оснащённость занятия:
Дидактическое обеспечение занятия: ноутбук, видео-презентации, магнитная доска, магниты, иллюстрации, выставка образцов, технологическое описание последовательности лепки, музыкальное сопровождение.
Материалы и инструменты: глина, стеки, кисточки, вода, досточки для лепки, фартуки, влажные салфетки и полотенца для рук.
2. Тема занятия: Занятие по теме «Лепка романовской игрушки «Романушка-мать (кормилица)» является первым в блоке «Романовская глиняная игрушка».
3. Цель занятия: создать условия для лепки из глины «Романушки» и успешной социализации детей с ОВЗ.
Для достижения цели в ходе занятия были реализованы следующие задачи: закреплять умения работать с глиной, продолжать учить самостоятельно лепить по технологическому описанию и видео, знакомить с народными традициями, познакомить со старинным понятием: что такое оберег для дома и семьи - берегиня, развивать наглядно-образное мышление; мелкую моторику рук, содействовать развитию познавательного интереса обучающихся к декоративно прикладному творчеству; совершенствовать коммуникационные качества и умения; воспитывать любовь и гордость к Родине, маме и близким, друзьям.
4. Содержание занятия:
Содержание занятия соответствовало цели и задачам занятия, развивало творческие способности детей: фантазию и воображение, мелкую моторику рук. Обучающиеся познакомились с понятием: берегиня - семейный оберег. Узнали о зарождении народного промысла Романовской игрушки, его становлении, расцвете, упадке и возрождении.
Научились понимать и применять понятия: раскатывание глиняной колбаски для создания налепов основного и дополнительного декора изделия, применять дополнительные элементы в декорировании сувенира, учились самостоятельно работать по технологическому описанию, познакомились с народными традициями.
Занятие способствовало развитию познавательного интереса к декоративно- прикладному творчеству, в конкретном случае: лепка игрушки из глины.
В ходе занятия обучающиеся заинтересовано трудились над получением крепкой и красивой поделки. Совершенствовали свои коммуникативные качества и умения, отрабатывая навыки работы и взаимопомощи в коллективе.
5. Тип занятия:
Комбинированный тип занятия - соединение беседы с практическими упражнениями. Занятие проведено в форме беседы с практической деятельностью. Занятие было направлено на развитие познавательного интереса обучающихся к лепке народной игрушки из глины. В занятии использовались элементы самостоятельной работы - выполнение практических упражнений.
6. Структура занятия:
Структура занятия включала в себя основные этапы:
1. Мотивационно-целевой этап (организационный момент, мотивация учебной деятельности, постановка цели и задач занятия);
2. Информационный этап (актуализация знаний обучающихся, первичное усвоение новых знаний о романовских игрушках, повторение имеющихся знаний об истории и лепке филимоновских игрушках);
3. Аналитический этап (первичная проверка понимания, первичное закрепление понятий, контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, их корректировка в процессе работы.
4. Этап практической работы (включение обучающихся в практическую деятельность);
5. Рефлексивно-оценочный этап (оценивание деятельности обучающихся, рефлексия, подведение итогов).
Последовательность этапов была соблюдена и отвечала целям занятия.
7. Методы обучения:
Методы обучения на занятии соответствовали поставленной цели и задачам.
Методы обучения на занятии можно условно разделить:
по видам деятельности педагога: объяснительно - иллюстративный;
по видам деятельности обучающихся: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Методы были разнообразны, интересны и понятны детям и в полной мере обеспечивали развитие познавательной активности детей. Игровая ситуация способствовала формированию эмоционально-ценностного отношения к жизни, воспитанию чувства сопереживания и сострадания. Коммуникативная деятельность способствовала сплочению коллектива для дальнейшей коллективной творческой деятельности.
8. Система работы педагога:
Подача материала, считаю, была интересной, наглядной и эмоциональной, организация работы детей была на доступном для них уровне в приемлемом темпе. Объяснение заданий было чётким, поэтапным и наглядным.
Были созданы условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка, на основе его знаний и способностей.
Созданы условия для самостоятельной деятельности и самовыражения, а также для совершенствования коммуникативных качеств и умения работать в коллективе. Интересным для ребят было подведение итогов. Занятие прошло в атмосфере доброжелательности, заинтересованности, стремлении детей радоваться общению с педагогом, с другими детьми.
9. Система работы обучающихся:
Все дети на протяжении всего занятия были активны, собраны, с интересом отвечали на вопросы и делились своими знаниями. Быстро, умело, и заинтересовано выполняли практическое задание. Практическое задание было выполнено всеми в установленное время. Все дети справились с заданием, что говорит о благоприятной и комфортной атмосфере во время занятия.
Уровень усвоения знаний, умений – повышенный, у некоторых детей – творческий (Денис, Иван). Отношение детей к занятию – заинтересованное, т.к. все дети сами пришли в объединение, по желанию. В коллективе поддерживается дружеская обстановка, все дети с уважением относятся друг к другу, особенно к девочкам с особенностями развития, доброжелательно указывают на ошибки и радуются творческим успехам (6-летняя Наташа Егорова умело руководила лепкой барышни, работая в паре с 11-летней Соней Нестеренко, вовремя завершив работу к обоюдной радости). Можно отметить способность детей принимать участие в общем деле, т.е. сотрудничать. Так же могу отметить, что занятия в объединении «Театр глиняной игрушки» способствуют успешной социализации особенных детей.
10. Общие результаты занятия:
- запланированный объем выполнен;
- цель занятия реализована полностью;
- общая оценка результатов эффективности занятия: положительная, все дети с заданием справились, были активны в беседе, с интересом слушали педагога и друзей, заинтересовано выполняли практическое задание. Активно включались в игровую деятельность. По результатам рефлексивно-оценочного этапа дети своими результатами остались довольны.
Саморекомендации по улучшению качества учебного занятия:
- тема очень интересная и при усложнении поставленных задач может быть дана детям для самостоятельной творческой деятельности;
- продолжать работать в совершенствовании педагогического мастерства, отрабатывая четкость в постановке вопросов.
Педагог дополнительного образования С.И. Мальцев
15.02.2021 г.
пгт. Восток