В данной работе рассматриваются основные виды деятельности педагога-музыканта, а также влияние личностных качеств педагога на формирование и развитие личности учащегося.
МБУ ДО ДМШ №2 им. В. К. Мержанова
г. Тамбов
Преподаватель по классу баяна
Павлов Алексей Сергеевич
Личность современного преподавателя детской музыкальной школы.
Личность современного педагога-музыканта играет огромную роль в воспитании личности учащегося. От того, каким будет современный преподаватель, зависит уровень образованности и духовной культуры юных музыкантов.
Все виды деятельности и формы работы в ДМШ (уроки и различные внеклассные мероприятия) требуют от преподавателя профессиональных знаний и умений не только как музыканта, но прежде всего как педагога.
Деятельность педагога состоит из следующих задач:
профессиональная
–
наличие у педагога
специальных музык
альных знаний, умений и навыков;
общегуманитарная
–
наличие знаний
по
возрастной психологии
, обеспечивающих
психологическую совместимость в работе с детьми, их родителями и коллегами;
психологическая
–
умение
педагога психологически переключаться на работу с
учениками
разного уровня
способностей;
обучающая
–
умение применять вариативность
существующих
программ и технологий в соответствии с образовательными потребностями учащихся;
деятельная
–
наличие
у педагога
глубоко развитых интеллектуальных способностей,
а также творческого
мышления и активного эмоционально-волевого характера;
воспитательная
–
реализуется в двух основных направлениях: социально-нравственном и общекультурном.
Таким образом, осуществляя педагогическую деятельность, педагог выступает одновременно как методист, воспитатель и психолог.
В последние годы к педагогам ДМШ сформировались особые требования: наличие высшего профильного образования, наличие высоких показателей в подготовке учащихся к конкурсам исполнительского мастерства (грамоты, дипломы, именные стипендии), разработка рабочих программ по предметам.
Оценка работы преподавателя осуществляется по следующим критериям:
активное участие в концертной деятельности;
результативное участие в конкурсах и фестивалях;
сохранение контингента учащихся;
высокая качественная успеваемо
сть
.
Учитывая те требования, которым должны соответствовать педагоги в настоящее время, можно обозначить основные направления деятельности:
постоянный поиск и обновление (комфортное существование в информационном пространстве);
обязательное участие в конкурсах различных уровней;
результативность участия в конкурсах исполнительского мастерства;
сбор информации о собственных достижениях, составление «портфолио» к предстоящим аттестациям, подтверждающим рейтинг преподавателя.
Педагог, желающий совершенствоваться в работе и соответствовать новому времени, должен уметь различать, сравнивать, работать самостоятельно; брать на себя ответственность; видеть проблемы и искать пути их решения, принимать решения в условиях дефицита времени; планировать и прогнозировать; быть готовым к переменам.
Педагог призван формировать необходимые компетенции у детей, при этом процесс учения должен пониматься не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного воспитания и социального опыта.
Деятельность педагога в сочетании с исполнительской деятельностью, позволяет осуществить одновременно две задачи: воспитательную и образовательную. Выступая как исполнитель, педагог учит ребят понимать и оценивать музыку, управляет их эмоциями, так как музыкой иногда можно убедить больше, чем авторитетными указаниями
Музыкально-эстетическое воспитание не может быть ограничено только рамками уроков специальности, следует максимально использовать и возможности внеклассной работы. Здесь наиболее ярко проявляется профессиональное мастерство педагога. Любое внеклассное мероприятие должно углублять и развивать интерес учащихся к музыке, учить их активно проявлять себя в музыкальной деятельности.
Формирование познавательных интересов учащихся самым тесным образом связано с развитием их творческой активности. Творческий процесс познания приобретает развивающий характер, когда от простейших творческих проявлений осуществляется переход к более сложным, и развиваются качества, присущие творческой личности – инициативность, самостоятельность, целенаправленность и др.
Чтобы творческие проявления учащихся носили последовательный педагогу необходимо:
включать
в репертуар
произведения, которые могут служить основой для развития
определенных
исполнительских
навыков;
с целью формирования у школьников ассоциативного мышления привлекать материал из областей других видов искусств;
умело импровизировать
в работе с учеником
в неожиданных ситуациях;
ис
пользовать разнообразные формы
работы, способствующие созданию на занятиях атмосферы творческой
активности
и
заинтересованности
;
разрабатывать
интересные творческие задания
и находить наиболее эффективные формы их постано
вки перед учениками
;
применять различные виды творческой
деятельности на каждом занятии
.
Таким образом, работа педагога ДМШ формирует личности учащихся: их мировоззрение, мышление, вкусы, характер, приобщает молодое поколение к лучшим достижениям мировой культуры. Музыкальному образованию и воспитанию в этом процессе принадлежит решающая роль в силу определённого ряда причин:
в комплексе средств художественного воздействия музыкальное воспитание может рассматриваться как самое доступное и массовое
;
музыка как вид искусства обладает наибольшим эффектом непосредственного эмоционального воздействия в силу своей способности затрагивать самые сокровенные
чувства
людей, увлекать их, подчинять своему настроению и порыву;
воздействуя на духовный мир человека, музыка является средство
м идейного воспитания – формирует
у ученика
отношение к окружающей действительности, нравственные принципы и убеждения;
музыка развивает умственные способности учащихся, активизирует мышление, помогает выработке понятий и суждений.
Реализация всех этих возможностей музыкального обучения и воспитания осуществима только с помощью высококвалифицированного преподавателя.