Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Логопедические занятия с безречевыми детьми". Работа №254117

Дата публикации:
Автор:
Описание:

№ этапа

Название

Задачи

Инструкция

1

Орг. момент

Собрать внимание.

- Сережа, к тебе в гости пришли игрушки.   Говори, кто пришел.  (Кукла Катя, мишка, зайка, утка, кошка).

Это игрушки. С ними можно играть.

2

Д/и «Прятки»

Тренировка зрительной памяти. Учить задавать вопрос.

- Игрушки любят играть в прятки. Закрой глаза. Кто спрятался? (Мишка).
- Позови: «Мишка, ты где?» (Я тут).
 - Посади  медведя на свое место.
И т.д. с другими игрушками.

 

3

Д/и «Послушные игрушки»

Учить произносить фразу 2модели с глаголом «сидит».

Посади  Катю на стул (мишку, зайку, утку, кошку).
Л: Катя сидит. Кто?  (Катя). Что делает (сидит). Сережа: Катя сидит.

И т.д. посадить всех по очереди  по одному и про всех сказать: Мишка сидит. Кошка сидит…..

 

Посадить  все игрушки на стуле в ряд и перечисляя снова говорить: Катя сидит, мишка сидит, утка сидит, кошка сидит, зайка сидит.

 

Работа:

Проект «Логопедические тропинки»

 

Автор: Дубровина Елена Александровна

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №34» 


Практико-ориентированный проект, направленный на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. 

                                                       Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, 
                                                       дай попробовать – и я пойму. (Восточная мудрость)
                                                                                                                                                          


Актуальность проекта. 


В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы. 
Подобный подход к процессу обучения – это такой образовательный процесс, когда ребенок становится именно субъектом деятельности, и активная деятельность формирует у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к приобретению новых знаний. 
По мнению американских педагогов У.Х. Кильпатрика, Джона Дьюи, опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы. По их мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность». 

Вводить новое содержание в образование, развивать мыслительную и познавательную деятельность ребенка-дошкольника, менять мотивацию, добывать знания в ходе самостоятельного поиска, планировать и проводить последовательную систематическую работу позволяет метод проектной деятельности. Ребенок учится аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, что создает неповторимую атмосферу творческого поиска, благоприятные условия для оптимального развития детей дошкольного возраста. 

Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт. 

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. 
Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. 
Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. 
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. 
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. 
Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на педагога. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста. 
В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. У детей повышаются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого. 

Но стоит задуматься, а возможно ли учителю-логопеду в своей работе с детьми с особыми образовательными потребностями использовать проектный метод? Стоит ли начинать такую сложную работу с теми, у которых существуют проблемы в развитии речи? Собственный опыт позволяет ответить однозначно – да! Напротив, такие дети возможно даже более остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Детально разобравшись в предмете, таким детям легче понять, «принять» новую информацию, освоить новый навык. 

Разница заключается только в том, что логопед заранее должен изучить возможности детей с речевыми проблемами, определить для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность им самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля. 

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями. 

Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника. 
Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. 

Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. 

«В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» - пишет С.А.Миронова о значении практического опыта для дошкольников с речевыми нарушениями. 

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. 

Конечно же, проектный метод нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельный, он становится частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносит в них дух современности, новые способы взаимодействия логопеда и ребёнка, новые стимулы, служит для создания благоприятного эмоционального фона, способствует включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. 

Многолетний опыт логопедической работы позволил выделить некоторые трудности и противоречия, которые могут возникнуть в процессе реализации данного вопроса. 
Во-первых, устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Решение проблем коррекции речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. 

Во-вторых, информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требует от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе. 

В-третьих, слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. 

В четвертых, степень разработанности проблемы. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему использования проектного метода в работе с дошкольниками. Но область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной. 

Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками. 
Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта Логопедические тропинки. Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников. 

Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике. Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей и воспитателей. 

Проект предназначен для детей 5 – 7 лет 

Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители. 

Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. 

Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей. 

Задачи проекта 
1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи. 
2. Развивать речевые и творческие способности детей. 
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти. 
4. Увеличить объем коррекционного воздействия, 
5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания. 
6. Побуждать детей к совместной деятельности. 
7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал. 
8. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей. 

Ожидаемый результат: 
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. 
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей. 
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. 

Эффективность данных результатов 
Для детей: 
- положительная динамика речевого развития; 
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье; 
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации. 

Для родителей: 
- положительная оценка деятельности ДОУ; 
- готовность и желание помогать; 
- активизация педагогического потенциала родителей, 
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей; 
- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка; 
- чувство удовлетворенности от совместного творчества. 

Для педагогов 
- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями; 
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; 
- удовлетворенность собственной деятельностью; 
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через 
разнообразные формы и методы работы; 

Для ДОУ 
- благоприятные условия для профессионального роста педагогов; 

Практическая значимость проекта 
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте. 

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный. 

Срок реализации проекта – 1 год 

Этапы и стратегия реализации проекта 

I. Подготовительный этап (информационно-аналитический): 
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей. 

Задачи: 
1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования. 
2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей). 
3. Определение системы логопедических проектов, условий их реализации. 

II. Основной этап реализации проекта (практический): 

1. Логопедический проект «Послушный ветерок» 
Задачи: 
Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания 
• Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания 
• Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи; 
• Повышение компетенции воспитателей в данной области 
• Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей. 

Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный 
Срок реализации: Сентябрь- октябрь 

Содержание работы: 
Работа с детьми 
• Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у 
детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических 
упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре. 
Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий; 
• Занятие с детьми на тему «Здоровейка» 
• Придумывание и изготовление пособия для дыхательной гимнастики 
Работа с семьей 
• Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхание и слитность речи», «Дыхательная гимнастика» 
• Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания» 
• Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий дыхательной гимнастикой 
Работа с педагогами 
• Консультация с практикумом «Игры для развития речевого дыхания у детей»; 
• Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми; 
• Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке 
Практический результат проекта 
• Оформление выставки «Послушный ветерок» 
• Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке 

2. Логопедический проект «Сказка о Веселом Язычке» 
Задачи: 
• Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения, 
• Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов 
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу 
• Повышение компетенции воспитателей в данной области. 

Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный 
Срок реализации: Октябрь 

Содержание работы: 
Работа с детьми 
• Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки 
• Подгрупповое/индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций «Сказки о веселом язычке», дидактической куклы 
• Коллективное придумывание сказки о Веселом Язычке 
• Рисование иллюстраций к сказке о Веселом Язычке 
Работа с семьей 
• Памятки «Строение артикуляционного аппарата» 
• Практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений» 
• Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков. 
• Совместное с ребенком изготовление странички или артикуляционного куба «Сказка о Веселом Язычке» 
Работа с педагогами 
• Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды» 
• Практикум «Место артикуляционной гимнастики в режиме группы. Методика выполнения артикуляционных упражнений» 
• Практическое применение результатов детско-родительского творчества в утренней коррекционной гимнастке 
Практический результат проекта 
• Итоговое занятие – «Презентация артикуляционных кубов, коллективной книжки-самоделки «Сказки о Веселом Язычке» 
• Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке 

3. Логопедический проект «Рифмушки» 
Задачи: 
• Привлечение интереса и внимания ребенка к звучащему слову 
• Развитие фонематического слуха и восприятия у детей. 
• Развитие умения подбирать к слову парное ему слово, отличающееся от данного слова одним звуком. 
• Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию фонематических процессов у детей. 

Вид проекта: Практико-ориентированный, краткосрочный, индивидуальный 
Срок реализации: Ноябрь 

Содержание работы: 
Работа с детьми 
• Развитие фонематического слуха и восприятия детей на логопедических занятиях. 
• Приобретение детьми умений находить сходные по звуковому наполнению слова, устанавливать, чем они отличаются, подбирать слова-паронимы, заменяя в слове один звук, выделять изменяющий слово звук. 
• Оформление обложки собственной книжки-малышки «Рифмушки», придумывание пар слов-паронимов и рисование соответствующих иллюстраций 
Работа с семьей 
• Консультация – практикум для родителей «Первые шаги в грамоте. Формирование фонематических процессов у детей» 
• Анкетирование родителей по теме «Фонематические процессы у детей» с целью выявления представлений о фонематических процессах и необходимости их развития, в целях привлечения внимания родителей к данной проблеме. 
Памятка для родителей «Волшебный мир звуков» (игры на развитие фонематических представлений) 
• Совместное с ребенком изготовление книжки-малышки «Рифмушки» 
Работа с педагогами 
• Консультация- практикум для педагогов «Рекомендации для педагогов по развитию фонематических процессов у детей» 
• Консультация для педагогов «Формирование навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями» 
• Консультация-практикум для музыкальных руководителей «Рекомендации по развитию фонематических процессов в процессе музыкально-коррекционной работы с дошкольниками» 
Практический результат проекта 
• Презентация и выставка книжек-малышек «Рифмушки», изготовленных руками детей, 
• Создание мини-библиотеки из книжек-самоделок 

4. Логопедический проект «Трудные звуки» 
Задачи: 
• Выявление органов, участвующих в образовании звуков речи человека 
• Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков 
• Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения. 
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу 
• Повышение компетенции воспитателей в данной области 

Вид проекта: Исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный 
Срок реализации: В течение всего периода коррекции звукопроизношения 

Содержание работы: 
Работа с детьми 
• Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке» 
• Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи инопланетянина правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др. 
• Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционные уклады звуков» 
• Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки» 
Работа с семьей 
• Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины»; 
• Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета «Трудные звуки» 
• Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда. 
Работа с педагогами 
• Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды» 
• Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки) 
• Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда. 
Практический результат проекта 
• Презентация индивидуальных буклетов «Трудные звуки», их практическое использование при выполнении домашних упражнений. 
• Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки) и его использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда. 
• Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок 

5. Логопедический проект «Все по порядку» 
Задачи: 
Формирование у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа; 
• Развитие у малышей логического и образного мышления и наблюдательности; 
• Формирование у дошкольников умения оперировать родовыми понятиями ("животные", "насекомые", "посуда" и т. п.); 
• Углубление знаний детей об окружающей среде; 
• Улучшение коммуникативных навыков детей 
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу 
• Повышение компетенции воспитателей в данной области 

Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный 
Срок реализации: В течение учебного года 

Содержание работы: 
Работа с детьми 
• Использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам; 
• Формирование альбома самостоятельно проработанных детьми и составленных совместно с педагогом схем описательных рассказов; 
Работа с семьей 
• Лекторий для родителей «А речь словно реченька льется» (развитие целостного, последовательного связного высказывания детей) 
Работа с педагогами 
• Педагогическая копилка «Развитие полноценного связного высказывания старшего дошкольника». 
• Помощь детям в составлении собственных схем описательных рассказов для формирования коллективного альбома «Все по порядку» 
• Его практическое использование; 
Практический результат проекта 
• Оформление коллективного альбома «Все по порядку», его презентация на занятиях, 
• Практическое использование 
• Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок 

6. Логопедический проект «Очень важные словечки» 
Задачи: 
• Развитие грамматического строя речи 
• Формирование у детей представления о предлогах как отдельных самостоятельных словах; 
• Развитие у детей интереса к родному языку 
• Повышение интереса родителей к коррекционному процессу 
• Повышение компетенции воспитателей в данной области 

Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный 
Срок реализации: В течение учебного года 

Содержание работы: 
Работа с детьми 
• Знакомство детей с предлогами на занятиях и в специально организованных играх, 
• Использование моделей предлогов 
• Составление предложений с заданным предлогом 
• Наблюдение за предлогами в русском языке 
• Участие в создании страничек копилки «Очень важные словечки» 
Работа с семьей 
• Лекторий для родителей «Формирование грамотной речи дошкольника» 
• Периодическое заполнение в индивидуальной папке ребенка странички «Очень важные словечки» - рисунками моделей изучаемых предлогов
Работа с педагогами 
• Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи; 
• Пополнение совместно с детьми копилки «Очень важные словечки» на каждый отрабатываемый учителем-логопедом на специальных занятиях предлог. 
• Практическое использование этого пособия. 
Практический результат проекта 
• Создание копилки «Очень важные словечки» 
• Практическое использование 
• Ознакомление детей и родителей с результатами проекта на итоговой презентации 

7. Логопедический проект «Такие разные слова» 
Задачи: 
• Наблюдение за языковой действительностью, словами различных категорий; 
• Формирование начальных представлений о многообразии слов в русском языке; 
• Развитие языкового чутья. 
• Вовлечение родителей в поисковую деятельность детей 
• Формирование у детей интереса к родному языку. 

Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный/ индивидуальный 
Срок реализации: В течение учебного года 

Содержание работы: 
Работа с детьми 
• Знакомство детей с некоторыми синонимами, антонимами, паронимами, неизменяемыми словами на занятиях и в дидактических играх; 
• Подбор материала и иллюстрирование страничек для копилки словарей. 
Работа с семьей 
• Создание совместно с детьми страничек для копилки словарей 
• Лекторий для родителей «Развитие и обогащение словаря дошкольника» 
• Памятка для родителей «Подскажи словечко» (игры на обогащение словаря ребенка) 
Работа с педагогами 
• Педагогическая копилка «Игры и упражнения на обогащение словаря детей дошкольного возраста»; 
• Практическое применение коллективно изготовленной копилки словарей, помощь в ее периодическом пополнении 
Практический результат проекта 
• Создание коллективной копилки словарей: 
- «Упрямые слова» (неизменяемые ) 
- «Слова-друзья» (синонимы) 
- «Слова наоборот» (антонимы) 
- «Слова-близнецы» (паронимы) 
• Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок 
• Ознакомление детей и родителей с результатами проекта на итоговой презентации 

8. Логопедический проект «Копилка «трудных» слов» 
Задачи: 
• Формирование слоговой структуры слов 
• Развитие фонематических процессов 
• Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей. 

Вид проекта: Практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный 
Срок реализации: В течение всего периода коррекционной работы 

Содержание работы: 
Работа с детьми 
• Игры и упражнения для предупреждения нарушений слоговой структуры слов; 
• Непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка. (тщательная и последовательная отработка каждого типа слоговой структуры сначала на материале слов, затем - на материале фразовой речи) 
• Оформление обложки книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними 
Работа с семьей 
• Лекторий для родителей «Ох уж эти «трудные» слова» (предупреждение нарушений и развитие правильной слоговой структуры слова) 
• Памятка для родителей «Ох уж эти трудные слова» 
• Помощь ребенку в оформлении книжки-копилки «трудных» слов, постепенное, по мере отработки сложных слов и фраз, накопление картинок с соответствующими слоговыми схемами под ними. 
• Использование этого пособия для закрепления речевого материала во время домашних занятий. 
Работа с педагогами 
• Диагностический инструментарий в помощь педагогам различных возрастных групп детского сада для отслеживания уровня развития слоговой структуры слов у детей 
• Педагогическая копилка «Формирование слоговой структуры слов в онтогенезе. Рекомендации по предупреждению нарушений и развитию слоговой структуры у детей дошкольного возраста» 
Практический результат проекта 
• Оформление книжки-копилки «трудных» слов. 
• Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок 
• Ознакомление детей и родителей с результатами проекта ан индивидуально занятии 

9. Логопедический проект «АБВГДЕЙка» 
Задачи: 
• Усвоение образа буквы; 
• Вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию “Веселой азбуки” 
• Обучение отбору средств и материалов для осуществления своих творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде презентации. 
• Воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе. 
• Привлечение внимания родителей и педагогов к совместной работе по развитию слоговой структуры слов у детей. 

Вид проекта: Исследовательско-творческий, долгосрочный, коллективный 
Срок реализации: В течение учебного года 

Содержание работы: 
Работа с детьми 
• Предварительная работа: Игры и упражнения для усвоения образа букв. 
• Анализ существующих Азбук. 
Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения, 
• Презентация (рассказ о букве, рассматривание коллажа), размещение странички с буквой на выставке «Веселая азбука» 
• Подготовка и участие в празднике «АБВГДЕЙка» 
Работа с семьей 
• Помощь в изготовлении странички с буквой (рисунок, выполнение из различного бросового материала…), 
• Создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые обозначает буква, определение позиции звука в слове) 
Работа с педагогами 
• Проведение игр и упражнений для усвоения образа букв. 
• Координация процесса творческой исследовательской деятельности, 
• Помощь детям в поиске источников информации, 
• Поддержка и поощрение активности детей 
Практический результат проекта 
• Итоговая выставка-презентация «Веселая азбука» 
• Речевой праздник «АБВГДЕЙка» 

III. Заключительный этап реализации проекта: 

Задачи: 
1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедических проектов в коррекционном процессе. 
2. Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставки, презентацию мини-библиотеки книжек-самоделок, коллективно созданных альбомов, организацию праздника «АБВГДЕЙка». 
3. Презентация проекта «Логопедические тропинки» для учителей-логопедов и педагогов МАДОУ и города. 

Конечным продуктом проекта будет являться: 
• Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации. 
• Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе 
• Повышение профессиональной компетентности педагогов МАДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями 

Прогноз возможных негативных последствий. 
Предполагаются следующие возможные трудности и пути их преодоления: 
1. Слабая мотивация участников проекта. 
Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы. 
2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада. 
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу. 
3. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия. 
Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач. 

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. 

В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков. 
Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения. 



Список использованной литературы: 

1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005. 
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010 
3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005 
4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005 
5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. . 2007. 
6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×