В последние годы увеличилось количество детей, имеющих различные речевые нарушения. В частности, неумолимо растет количество детей, имеющих дизартрические расстройства.
Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Данный вид дизартрии встречается очень часто в логопедической практике.
Семинар на тему : “Применение логопедического массажа в ходе коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста”
Подготовила:
Учитель-логопед: Олтаржевская М. О.
В последние годы увеличилось количество детей, имеющих различные речевые нарушения. В частности, неумолимо растет количество детей, имеющих дизартрические расстройства.
Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Данный вид дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах.
Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после 4-5 лет. Все дети, имеющие симптоматику стертой дизартрии, направляются на консультацию к неврологу для уточнения или подтверждения диагноза и назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать:
- медицинское воздействие;
- психолого-педагогическую помощь;
- логопедическую работу.
Для детей со стертой дизартрией характерны:
1. Фонетические нарушения.
2. Фонематические нарушения.
3. Нарушения просодики.
4. Нарушение лексико-грамматического компонента языка.
5. Расстройство общей моторики.
6. Расстройство мелкой моторики пальцев рук.
7. Расстройство артикуляционной моторики.
Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-развивающую логопедическую работу.
При коррекции дизартрических нарушений речи основная форма организации логокоррекции – индивидуальная. Прежде всего, это касается таких методов логопедического воздействия, как дифференцированный логопедический массаж, пассивная артикуляционная гимнастика, начальные этапы голосовой и дыхательной гимнастики.
Вопрос организации логопедической помощи детям с дизартрией остается весьма актуальным, учитывая распространенность этого нарушения. Опираясь на опыт многих логопедов – практиков, можно с уверенностью утверждать, что коррекция дизартрических расстройств будет малоэффективна без применения массажных комплексов.
Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы. М.Е. Хватцев.
Логопедический массаж – это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата, создавая положительные кинестезии и, таким образом, опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.
Основные цели логопедического массажа:
1. Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры.
2. Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата.
3. Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гирекинезы).
4. Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений.
5. Формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.
6. Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры.
7. Логопедический массаж целесообразно применять по рекомендации врача.
Известно, что часто у детей с неврологической патологией отмечается смешанный вариативный характер нарушений мышечного тонуса, то есть в одних группах мышц может наблюдаться спастичность, а в других – гипотония. В связи с этим, в одних случаях будет необходим расслабляющий массаж, а в других – активизирующий.
Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветриваемом помещении. Температура в помещении должна быть не ниже 22-х градусов (при более низкой температуре мышцы ребенка не расслабляются).
Сеанс массажа – это процедура, выполняемая один раз в день. Начальная длительность первых сеансов составляет от 2-х до 5-6-ти минут, а конечная – от 15-ти до 20-ти минут.
Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день.
К основным видам массажа относятся: классический ручной, точечный, аппаратный и зондовый.
В своей логопедической практике я использую ручной классический массаж и массаж с помощью зондозаменителей.
Исходя из опыта применения логомассажа в своей практической деятельности, я могу утверждать, что своевременно проведенные курсы логопедического массажа с детьми, имеющими стойкие речевые нарушения, способствуют более успешной коррекции произносительной стороны речи.