Логопутешествие в страну звуков и букв для детей 1-2 класса.
Логопутешествие в страну звуков и букв.
Аннотация: Одной из основных задач в комплексном оздоровительном воздействии на детей является развитие и коррекция речевой деятельности, общей, мелкой и артикуляционной моторики, ВПФ.
Педагоги-дефектологи в своей работе встречаются с детьми, имеющими различные нарушения речи, обусловленные разными причинами. Зная особенности развития и коррекции неречевых и речевых процессов у детей можно развивать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, временные и оптико-пространственные представления, координацию движений, моторику, воспитывать чувство темпа и ритма.
Цели:
закрепление навыков дифференциации понятий “гласный”-“согласный”;
обогащение словарного запаса;
отработка выразительности речи;
развитие фонематического восприятия;
Учитель -логопед:
- Ребята, мы с вами отправляемся в страну звуков и букв.
-Но сначала давайте отгадаем загадку.
Он бывает тихим, громким,
А еще глухим и звонким.
Рот ему как дом родной,
Из него летит волной.
Любит с эхом подразниться,
В барабане схорониться.
Если где услышим стук,
Значит к нам добрался ….. (звук).
-А вы знаете ребята что звуки бывают разные?
Воздух рвет преграды,
Шум получается.
Голоса нет совсем,
Но звук прорывается.
Как называется звук такой?
Это………..(согласный глухой).
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос поет
Звук получается…….(гласный).
Шум получается,
Голос включается.
Звук получается громкий
Он называется….(звонкий).
Игра – Бродилка:
Учитель-логопед: Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки, кто из них важнее?
Гласные : Конечно мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!
Согласные: Ну, это мы еще посмотрим! Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!
Гласные: А вот и получится! Например, М.
Согласные: Разве только один М, а больше ничего!
Гласные: И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.
Согласные: Что верно, то верно. Зато без нас ,согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь!
Гласные: поют и смущенно умолкают ( о-о-о-а-а-а-и-и-и-у-у-у)
Согласные: Вот видите!
Гласные: А вы тоже попробуйте произнести без нас слова!
Согласные: мычат что-то неразборчивое.
Педагог: Сбились согласные в кучу, хотят поговорить и никак.
Согласные: Кх-мч-пхч-хм.
Педагог: И заскучали. Вдруг показалось им что кто-то рыдает. Прислушались.
Гласные: А-а-а-а, о-о-о-о-о, уа-уа-уа-уа….
Педагог: И тут согласные хотели крикнуть им, но у них получилось невнятное бормотание.
Согласные: бдм, всгд, вмст.
Педагог: Решили они заключить мир. Снова встали рядом и четко сказали…
Согласные и Гласные : Будем всегда вместе!
Учитель-логопед: С тех пор они больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя.
Дружат гласные с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША (запомни Маша!)
К нам явилась на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе тыква,
СО и ВА, читай сова.
Сколько в слове гласных –
Столько и слогов,
Это знает каждый из учеников!
Упражнение для координации слов с движением
Учитель-логопед: Буквы встали на зарядку – разминаться по порядку!
Гласный А головку поднял
Посмотрел туда, сюда.
Покачал ей удивленно
А на месте ль голова?
Вышел Б – он очень важный
Потянулся, в позу встал
Плечи развернул отважно
И немного их размял.
М руками важно водит
Вверх и вниз, по сторонам
Вперед, назад он их заводит
Сильный звук, скажу я вам.
К – любитель поклониться
Вправо, влево, вперед, назад.
И немного покрутиться
Он всегда зарядке рад!
П – размяться вышел.
Ноги шире он развел,
На носках поднялся выше,
Потянулся и ушел.
О – веселый озорник
И скучать он не привык.
Скачет бодро по дорожке,
Поднимая выше ножки.
Говорит нам буква У:
“Очень музыку люблю!
Вдоль по улице иду я
И в большую дудку дую”
Буква Т, как молоток
И в работе знает толк
Целый день все тук да тук
Раздается громкий стук!
Вот пришла к нам буква И
Ручки шире разведи!
Раз, два, три!
Раз, два, три!
Е – спокойный, нешумливый
И шагает он красиво.
На носочках потянулся:
“Здравствуй, солнце, я проснулся!”
Учитель-логопед: Буквы народ веселый, любят играть. Проводится подвижная игра “Составь слог”.
Учитель-логопед: Ребята все вы поняли , что никак не обойтись нам без звуков. Важны в нашей речи и гласные, и согласные звуки.
Волшебная музыка перенесет нас назад в школу.
Давайте споем в честь звуков и букв песню, которая называется “ Гимн звукам родного языка”
Гласные тянутся в песне звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Согласные звуки глухие и звонкие
Без гласных им никогда не запеть.
Если сложить их в стихотворение
Песенку будет несложно пропеть.
Используемая литература:
“Логопедия в школе” под редакцией В.С. Кукушкина; М. – Р. на Д. Издательский центр “
МарТ
”, 2004.
Г.Т. Волкова. “Логопедическая ритмика”; М. “Просвещение”, 1985.
К.М. Дмитриева. “Как провести логопедический утренник во вспомогательной школе”; ж. “Дефектология”
И.С. Лопухина. “Логопедия – речь, ритм, движение”; С.-Пб. “Дельта”, 1997.
К.М. Дмитриева. “Как провести логопедический утренник во вспомогательной школе”; “Дефектология” № 3/1998;
Н.Ю.
Картушина
. “Как звери весне радовались”; ж. “Логопед” №3 2005.