Игры малой подвижности ценны тем, что создают благоприятный эмоциональный фон у детей и способствуют снятию мышечного напряжения. Спокойные игры помогают ребятам обрести душевное равновесие после физических и умственных нагрузок, а также являются прекрасным вариантом для самостоятельных игр в компании сверстников. Игры малой подвижности способствуют развитию внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты реакции, ориентировке в пространстве. Такие игры укрепляют сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Они формируют и закрепляют двигательные умения. В малоподвижных играх движения выполняются в медленном темпе, интенсивность их незначительна
Консультация для воспитателей
«Игры малой подвижности в режиме дня»
У ребёнка дошкольного возраста сильная потребность в движении. В течение дня ребенок много упражняться в ловкости, беге, прыжках. Привлечь ребят к двигательной активности в детском саду помогают подвижные игры. Однако после выполнения интенсивных движений дошкольники долгое время не могут успокоиться. В этом могут помочь малоподвижные игры, осуществляющие своеобразный переход от возбуждения к успокоению.
Игры малой подвижности ценны тем, что создают благоприятный эмоциональный фон у детей и способствуют снятию мышечного напряжения. Спокойные игры помогают ребятам обрести душевное равновесие после физических и умственных нагрузок, а также являются прекрасным вариантом для самостоятельных игр в компании сверстников. Игры малой подвижности способствуют развитию внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты реакции, ориентировке в пространстве. Такие игры укрепляют сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Они формируют и закрепляют двигательные умения. В малоподвижных играх движения выполняются в медленном темпе, интенсивность их незначительна. Это игры со спокойными перемещениями, движения небольшие по амплитуде, в спокойном и умеренном темпе (спокойная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками, движения по кругу, повороты туловища и т. п.)
Длительность малоподвижных игр
Длительность игры от момента сбора участников определяется с учётом возраста детей:
в младших группах — не более 10 минут;
в средней — 12 минут;
в старшей и подготовительной — 15 минут.
Место игры в режиме дня.
Игры малой подвижности рекомендуется проводить
- в утренние часы приема
- активная двигательная деятельность сразу после завтрака и перед занятиями нецелесообразна. Лучше провести игру малой подвижности.
- малоподвижные игры проводятся как форма смены деятельности на занятиях в небольшом помещении: по изобразительной деятельности, познавательному и речевому развитию. На этих занятиях дети находятся в сидячем положении, и подвижные игры рекомендованы для профилактики усталости. Разумеется, игра выбирается спокойная и проводится рядом с рабочими местами воспитанников.
- на утренней прогулке после занятий проводятся разные по характеру подвижные игры. Их количество и длительность в отдельные дни недели не одинаковы. При подборе игр учитываются предшествующие занятия. В дни, когда есть музыкальные и физкультурные занятия подбирают подвижные игры с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине или конце прогулки.
- перед обедом, пока проходит сервировка столов, также можно предложить детям игры малой подвижности.
- на вечерней прогулке можно проводить игры малой подвижности, как со всей группой детей, так и с небольшими подгруппами. Для этого времени хороши игры с текстом, с пением, хороводные.
- в занятие физической культурой могут быть включены две игры. Одна, более подвижная – в основную часть, вторая, более спокойная – в заключительную часть занятия; цель последней – успокоить детей, несколько снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части.
При планировании подвижной игры педагог заблаговременно выбирает игры малой подвижности в соответствии с возрастом детей и темой занятия (досугового мероприятия). Если воспитатель планирует провести с детьми новую игру, он предварительно должен выучить правила и текстовое сопровождение забавы, запомнить движения. Недопустимо зачитывание содержания игры с листа! Можно показать детям короткое видео, как проходит эта игра (не дольше 1 минуты), предложить познакомиться с правилами. Эмоциональный рассказ воспитателя об игре располагает детей и мотивирует.
Как любая форма деятельности в детском саду, малоподвижные игры направлены на разностороннее развитие воспитанников. Кроме формирования привычки к здоровому образу жизни, эти игры приобщают детей к народным традициям: текст и герои могут быть взяты из фольклора. Игры могут быть направлены на развитие реакции, внимательности, памяти. Малоподвижные игры возможно проводить со всей группой воспитанников одновременно, чтобы в ребятах зарождалось чувство коллективизма.
Задачи малоподвижных игр в разных возрастных группах
Вторая младшая группа – Формирование умения повторять движения за педагогом.
- Обучение движению по кругу, по цепочке
- Развивать умение повторять песенки, подговаривать текст
- Развитие крупной и мелкой моторики, координации движений.
Средняя группа – Развитие умения координировать движения с самостоятельно произносимым текстом
- Закреплять в игровой форме знаний, полученных на занятиях
- Формировать способности играть различные роли (участника, водящего)
Старая, подготовительная группы - Развитие словесно-логической памяти (восприятие на слух правил игры и умение их воспроизводить).
Создание устойчивой мотивации к проведению малоподвижных игр вне детского сада.
Классифицируют игры малой подвижности по содержанию:
Бессюжетные игры. Правила не предусматривают деление по ролям, в игре нет сценария. Бессюжетные игры основаны на выполнении заданий: найти, повторить, запомнить, перенести, поменяться и др. Эти игры развивают внимательность, память, моторику. («Сможешь как я»)
Сюжетные игры. Правила основываются на сказочной или бытовой ситуации. Сценарий предполагает распределение по ролям: ведущий — кот, участники — воробьи, например. Сюжетные игры сопровождаются стихотворным текстом или исполнением короткой песенки. Дети учатся выразительному исполнению роли в этих спокойных играх, а также развивают скорость реакции и координацию движений со словами. В сюжетных играх рекомендуется использовать ролевые шапочки и маски, медальоны с изображениями персонажей. («Волк и зайцы»)
Народные игры — забавы, основанные на сказочных сюжетах, сопровождающиеся фольклорными текстами. В малоподвижных играх используются песни, потешки и прибаутки (ритмизованные короткие истории с игровыми движениями). Русские народные игры воспитывают в детях чуткое отношение к традициям страны, любовь к родной природе. («Колечко-колечко»)
Игра малой подвижности для младшей группы
«Повстречались»
На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца.
На последнюю строку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.
Повстречались два котенка: «Мяу-мяу!»,
Повстречались два щенка: «Гав-гав!»,
Повстречались два жеребенка: «Иго-го!»,
Повстречались два тигренка: «Р-р-р!»,
Повстречались два быка: «Му-у!».
Смотри, какие рога!
Игра малой подвижности для средней группы.
«Овощи и фрукты»
Дети стоят шеренгой.
Педагог называет различные овощи (дети должны быстро присесть) и фрукты (поднять руки).
Те, кто не ошибся, делают шаг вперед. Те, кто ошибся, остаются на месте.
Побеждают дети, сделавшие меньше ошибок.
Игра малой подвижности для старшей группы.
«Цапки»
Воспитатель стоит с вытянутыми руками ладонями вниз, а играющие дети ставят под ладонь воспитателя указательный палец. Воспитатель говорит:
«Под моею крышей, собрались мыши.
Заяц, белка, жаба. ЦАП»
Или: «На горе стояли зайцы и кричали: «Прячьте пальцы!» ЦАП»
При слове «ЦАП!» воспитатель сжимает ладонь в кулак, а все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен, тот выбывает из игры. Игра продолжается 3—4 раза
Игра малой подвижности для подготовительной группы.
«Угадай, что делали»
Воспитатель выбирает водящего, который отходит от детей на расстояние 8-10 шагов и поворачивается к ним спиной. Он должен отгадать, что делают остальные играющие.
Дети договариваются, какое действие будут изображать.
По команде воспитателя «Пора!» отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит: Здравствуйте, дети! Где вы бывали? Что вы видали?
Дети отвечают: Что мы видели – не скажем, А что делали – покажем.
Дети изображают какое-нибудь действие, например играют на гармони, скачут на лошадках и т.д. Водящий отгадывает. Если он ошибается, то проигрывает. Дети говорят, что они делали, и придумывают новое действие. Водящий отгадывает снова. Затем на его место выбирается другой ребенок, и игра повторяется.