Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ. Побудить к использованию игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми. Сформировать у участников мотивацию на использование ТРИЗ-технологии.
ТРИЗ для дошкольников: - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Самое главное - обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде, почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем», размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты - другими словами, воспитывать любознательность у дошкольников во всех проявлениях.
Мастер-класс «Практическое применение игровых приемов
ТРИЗ технологии»
Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.
Задачи: дать педагогам представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ-технологии.
Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ.
Побудить к использованию игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми.
Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование ТРИЗ-технологии
.
Ход:
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы?
Мы с вами хорошо знаем, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности.
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо еще в дошкольном возрасте развивать творческое мышление, способность нестандартно мыслить и смотреть на окружающий мир.
Дословно ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Это одна из известных и популярных инновационных педагогических технологий.
- Какая же цель ТРИЗ?
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»» «Творчество во всём!»
ТРИЗ для дошкольников: - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Самое главное - обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде, почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем», размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты - другими словами, воспитывать любознательность у дошкольников во всех проявлениях.
Игры ТРИЗ-технологии:
(Для сплочения коллектива можно поиграть и в групповую игру).
1. Игра «Найди своих друзей»
Цель: формирование умения выявлять признаки и функции объекта.
Перед вами на столе лежат картинки: чайник, слон, капуста, машина, бабочка, цветок, самолет, утка, шарик, дом, ежик, лимон, рыба, паутина, гитара, лодка, часы, лягушка, телевизор, перо, гриб, заяц, кукла, крокодил, дерево, зонтик.
Необходимо объединить всех, кто: 1. живой; 2. издает звуки; 3. выше стола; 4. сам передвигается; 5. неживой; 6. молчит; 7. не двигается сам; 8. ниже стола; 9. живет в воде; 10. живет в воздухе; 11. живет в лесу; 12. живет в городе.
2. Игра «Маша – Растеряша»
Цель: тренировать внимание, умение увидеть все необходимые ресурсы.
Бывают такие рассеянные и забывчивые люди, которые все путают, теряют и забывают. И все это происходит из-за того что они невнимательны. И их часто называют Маша – Растеряша. Вы хотите помочь таким Машам - Растеряшам?
Я буду в роли Машей (растерянно оглядываясь по сторонам, говорит):
Ой! Что случилось? Я потеряла ложку. Чем же я теперь буду суп есть? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить, а потом вилкой съесть все остальное и т. д.
2 вариант. Развитие игры происходит, так же как и в первом, но роль Маши Растеряши исполняют разные дети, а не только воспитатель. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников.
3. Игра «Волшебные картинки»
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Уважаемые коллеги! Сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д. Закрасьте и дорисуйте им необходимые части. Уважаемые коллеги, предлагаю вам рассказать о нарисованных вами волшебных картинках.
4.Игра «Метель»
Цель: научить определять функциональное назначение объектов
Педагоги кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:
Закружила метель,
словно чудо карусель,
Все дорожки замела.
Нам в подарок принесла…
И педагог называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.
5. Игра «Хорошо — плохо» старшая группа
Цель: Сформировать умение выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление у которых, определяются положительные и отрицательные свойства. Предлагаю вам разделиться на две команды. Первая команда называет хорошие качества, вторая плохие. Картинка Весна — это: ХОРОШО: Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т. д. ПЛОХО: Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться и т. д.
6. «Много - мало»
Цель : формировать понимание относительности количества. (Если много – руки развести широко в стороны, мало – ладони сблизить, достаточно – рука на руку).
Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия)
Одно ведро воды - для муравья?
Одно ведро воды - для слона?
Одно солнце в небе?
Один дом - для всех людей?
Одна нога у человека?
Одна ножка у гриба?
ТРИЗ – загадки для детей
Можно научить детей самим сочинять новые загадки при помощи методов ТРИЗ. Для этого современные педагоги разработали несколько простых шаблонов.
Шаблон «Сходства и различия».
Выбрать объект – придумать похожие на него предметы либо подобрать ассоциативные образы – выделить свойства, сходства и различия – объединить описание, акцентируя различия.
Пример: Белочка.
Подбираем похожие, ассоциативные предметы или понятия:
Лисичка, шишки, запасы.
Выделяем признаки, дополняем образы:
Рыжая шубка, собирает шишки как медведь, делает запасы как маленькие грызуны, которые живут в норках.
Получаем: В рыжей шубке, но не лисичка, собирает шишки, но не косолапый зверь, делает запасы как маленькие грызуны, но прячет не в норку. Ответ – белочка.
На основании вышеперечисленных шаблонов с детьми можно придумать очень простые загадки, новые и хорошо понятные детской логике.
Модели составления загадок
ИТОГ:
В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей:
‒ снимается чувство скованности,
‒ преодолевается застенчивость,
‒ развивается воображение, речевая и общая инициатива,
‒ повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.
‒ ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность
Теория решения изобретательских задач имеет не только сторонников, но и критиков. Существуют мнения, что ТРИЗ нужна только будущим математикам и технарям, что гениальность может быть только врожденной и развивать ее бесполезно, что все возможное уже изобретено и не стоит пичкать детей задачами.
Однако, тесты креативности, проводимые на обучаемых по ТРИЗ – методам дошкольниках, показывают небывало высокий уровень гениальности и рост творческого потенциала. Выбор остается за педагогами.