Проектная деятельность в основной школе по теме «Функции в физике»
В настоящее время уделяется особенное внимание образовательным технологиям, способствующим активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию творческих и исследовательских их способностей.
Одной из таких технологий является проектный подход в обучении (например,[3]). Отличительной чертой проектной деятельности, как метода обучения, является особая форма организации. Проект — это «шесть П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация – Портфолио [4, с. 89].
Обзор литературы по организации проектной деятельности в обучении, основным требованиям к использованию метода проектов, истории распространения проектной технологии в обучении приводится в [2].
Организация проектной деятельности в основной школе по математике по теме «Функция» представлено в [1].
В данной работе рассматривается проектный подход к организации интегрированного урока по теме «Функции в физике» в основной школе.
Функция используется при описании различных физических явлений, и необходимо, чтобы учащиеся представляли, что такое функция, примеры графиков функций, описывающих физический процесс.
Цель проектной деятельности: систематизировать и углубить знания учащихся по теме «Функция»; установить связи математики и физики.
Рассмотрим функции, изучаемые в основной школе по физике:
1. Линейные функции:
1) в 7 классе при расчете пути и времени движения используется аналитическое задание линейной функции: при равномерном движении (зависимость пути от времени ) и при неравномерном движении (зависимость пути от времени и средней скорости и при графическом изображении закона Гука (зависимости силы упругости от деформации пружины);
2) в 8 классе при изучении темы «Сила тока» (сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника);
3) в 9 классе при изучении темы «Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График функции» (расположение графика функции с аргументом , постоянным коэффициентом и свободным членом по отношению к осям координат определяется значениями и ).
2. Квадратичная функция:
1) в 7 классе рассматривается траектория движения тела, брошенного под углом к горизонту;
2) в 9 классе при рассмотрении правила равновесия рычага к блоку и закона прямолинейного равноускоренного движении без начальной скорости.
Рекомендуемые темы проектов:
1. «Линейная функция и ее применение в физике» (теоретический аспект);
2. «Линейная функция и ее применение в физике» (практический аспект);
3. «Квадратичная функция и ее применение в физике» (теоретический аспект);
4. «Квадратичная функция и ее применение в физике» (практический аспект);
Каждая группа получает свое задание.
Под руководством учителя происходит сбор, систематизация информации, обработка результатов, делаются умозаключения.
Учащиеся учатся работать в группе: демонстрируют умение соотнести свою точку зрения с мнением других для нахождения общего решения при совместной деятельности.
Затем идет подготовка отчёта о проделанной работе. Собранные и оформленные результаты ещё раз уточняются, перепроверяются, устраняются недочеты.
На завершающем этапе учащиеся представляют свою работу, демонстрируют полученные ими знания; формулируют и аргументируют свою точку зрения.
Формы представления результатов:
– устная: доклад, сообщение;
– письменная: отчет, реферат, сборник;
– наглядно-образная: презентация, макет, модель.
На последнем этапе учащиеся осуществляют оценку своей деятельности, вклада собственных действий в совместную деятельность по достижению цели, анализируют проект своей деятельности, определяют ее ценность и перспективы развития.
Таким образом, проектная деятельность в обучении и активизирует учебный процесс, и способствует установлению межпредметных связей.
Список литературы:
1. Гайсина А. Ш. Проектная деятельность при изучении темы «Функция» в основной школе // Студенческая наука и XXI век. — 2018. — Т. 15. — № 1(16). — Ч. 2. — С. 70–72.
2. Гайсина А. Ш., Семиглазова М. И., Мансурова Е. Р. Проектная деятельность на уроках математики // Образовательная среда сегодня: теория и практика: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 дек. 2017 г.). — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 266–268.
3. Жакин С.П. Проектная деятельность учащихся в системе развивающего обучения ( на примере изучения явления «Токи Фуко») / С.П. Жакин // Физика в школе. – 2018.– №3. – С.42-52.
4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. — М.: Аркти, 2014. — 230 с.
Ахатова Алия Шамилевна, Мансурова Елена Рашидовна
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
Проектная деятельность в основной школе по теме «Функции в физике»
В настоящее время уделяется особенное внимание образовательным технологиям, способствующим активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию творческих и исследовательских их способностей.
Одной из таких технологий является проектный подход в обучении (например,[3]). Отличительной чертой проектной деятельности, как метода обучения, является особая форма организации. Проект — это «шесть П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация – Портфолио [4, с. 89].
Обзор литературы по организации проектной деятельности в обучении, основным требованиям к использованию метода проектов, истории распространения проектной технологии в обучении приводится в [2].
Организация проектной деятельности в основной школе по математике по теме «Функция» представлено в [1].
В данной работе рассматривается проектный подход к организации интегрированного урока по теме «Функции в физике» в основной школе.
Функция используется при описании различных физических явлений, и необходимо, чтобы учащиеся представляли, что такое функция, примеры графиков функций, описывающих физический процесс.
Цель проектной деятельности: систематизировать и углубить знания учащихся по теме «Функция»; установить связи математики и физики.
Рассмотрим функции, изучаемые в основной школе по физике:
Линейные функции:
в
7 классе при расчете пути и времени движения используется аналитическое задание линейной функции:
при равномерном движении (
зависимость пути от времени
)
и
при неравномерном движении (
зависимость пути от времени и средней скорости
и
при графиче
ском изображении закона Гука (
зависимости силы у
пругости от деформации пружины
)
;
в 8 классе
при изучении темы «Сила тока» (
сила тока в проводнике прямо пропорциональна
напряжению на концах проводника
)
;
в 9 классе
при изучении темы «Скорость прямолинейного равноускоре
нного движения. График функции»
(расположение графика функции
с аргументом
, постоянным коэффициентом
и свободным членом
по отношению к осям координат определяется значениями
и
).
Квадратичная функция:
в 7 классе
рассматривается
траек
тория
движения тела, б
рошенного под углом к горизонту
;
в 9 классе
при рассмотрении правила равновес
ия рычага к блоку и
закон
а
прямолинейного равноускоренного движении без начальной скорости.
Рекомендуемые темы проектов:
«
Линейная функция и ее применение в физике» (теоретический аспект);
«Линейная функция и ее применение в физике» (практический аспект);
«Квадратичная функция и ее применение в физике» (теоретический аспект);
«Квадратичная функция и ее применение в физике» (практический аспект);
Каждая группа получает свое задание.
Под руководством учителя происходит сбор, систематизация информации, обработка результатов, делаются умозаключения.
Учащиеся учатся работать в группе: демонстрируют умение соотнести свою точку зрения с мнением других для нахождения общего решения при совместной деятельности.
Затем идет подготовка отчёта о проделанной работе. Собранные и оформленные результаты ещё раз уточняются, перепроверяются, устраняются недочеты.
На завершающем этапе учащиеся представляют свою работу, демонстрируют полученные ими знания; формулируют и аргументируют свою точку зрения.
Формы представления результатов:
– устная: доклад, сообщение;
– письменная: отчет, реферат, сборник;
– наглядно-образная: презентация, макет, модель.
На последнем этапе учащиеся осуществляют оценку своей деятельности, вклада собственных действий в совместную деятельность по достижению цели, анализируют проект своей деятельности, определяют ее ценность и перспективы развития.
Таким образом, проектная деятельность в обучении и активизирует учебный процесс, и способствует установлению межпредметных связей.
Список литературы:
Гайсина А. Ш. Проектная деятельность при изучении темы «Функция» в основной школе // Студенческая наука и
XXI
век. — 2018. — Т. 15. — № 1(16). — Ч. 2. — С. 70–72.
Гайсина А. Ш.,
Семиглазова
М. И., Мансурова Е. Р. Проектная деятельность на уроках математики // Образовательная среда сегодня: теория и практика: материалы
IV
Междунар
. науч
.-
практ
.
конф
. (Чебоксары, 9 дек. 2017 г.). — Чебоксары: ЦНС «
Интера
ктив
плюс», 2017. — С. 266–268.
Жакин
С.П. Проектная деятельность учащихся в системе развивающего обучения
(
на примере изучения явления «Токи Фуко») / С.П.
Жакин
// Физика в школе. – 2018.– №3. – С.42-52.
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. — М.:
Аркти
, 2014. — 230 с.