Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Математическое развитие детей дошкольного возраста. Работа №273552

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Ребенок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но не упорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

Работа:

 

Введение

 

Ребенок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но не упорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Программа по математике в детском саду направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, то есть умения делать простейшие суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.

На занятиях по математике воспитатель осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает у них старательность, организованность, привычку к точности, сдержанн6ость, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности.

 

 

 

1.Реализация основных дидактических принципов обучения при математическом развитии детей дошкольного возраста

Принципы (от лат. рппаршт — начало, основа) — это основные исходные положения, которыми следует руководствоваться в разных областях деятельности. Теория и практика учебного процесса (дидактика) опираются на дидактические принципы, обусловленные целями и задачами современного обучения, объективными закономерностями развития.

Дидактические принципы возникли из обобщения практики обучения и глубокого теоретического осмысления ее результатов. В педагогике определилась система основных дидактических принципов, реализация которых в процессе обучения зависит от специфики учебной деятельности и в каждом конкретном случае проявляется своеобразно.

1. Один из главных принципов дидактики в дошкольной педагогике — принцип развивающего обучения. Суть его состоит по сути в том, что под влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные психические процессы, связанные с чувством, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, то есть развивается личность ребенка в целом.

Развивающий эффект обучения достигается лишь тогда, когда оно (по Л.С. Выготскому и Г.С. Костюку) сориентировано на «зону ближайшего развития». Как правило, знаниями в этом случае ребенок овладевает при незначительной помощи со стороны взрослого. Воспитатель должен помнить, что «зона ближайшего развития» зависит не только от возраста͵ но и от индивидуальных особенностей детей.

Большое внимание в организации обучения должно быть уделено развитию мышления ребенка, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ проходит путь от практических действий с конкретными предметами или их изображениями к оперированию понятиями, ᴛ.ᴇ. к логическим действиям. К примеру, при ознакомлении детей с множеством воспитатель организует их практическую деятельность — дети действуют с совокупностями (множеством) однородных предметов: перекладывают, переставляют, накладывают, нанизывают, обозначают объекты и действия словами. Как следствие этого формируются представления о большем и меньшем множестве, равномощных и неравномощных совокупностях (красных кружков больше, чем синих; красных и синих кружков поровну и т.д.). Позже практические действия, которые обеспечивают сравнение, сменяются проговариванием, обозначением действий словами, а потом процесс сравнения двух групп объектов возможен в умственном плане, на основе количественного сравнения с помощью чисел (красных и синих кружков поровну — их по три).

Приобретение знаний, а главное — совершенствование их качества, развитие мышления и обеспечивают развитие ребенка.

2. Принцип воспитывающего обучения отражает крайне важность обеспечения в учебном процессе благоприятных условий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе. Воспитание и обучение — две стороны единого процесса формирования личности. Οʜᴎ неразрывны, хотя и нетождественны.

Большое воспитательное значение обучения подчеркивали классики-педагогики (Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо; И.Ф. Гербартаввел в дидактику термин «воспитывающее обучение» и др.).

Воспитывающий эффект обучения достигается, во-первых, в результате объективности самого познавательного материала. Дети сравнивают, сопоставляют не абстрактные числа, совокупности, а воспринимают при этом результат человеческого труда, дружеской взаимопомощи: мальчик поделился с другом и т.д. Во-вторых, под влиянием обучения у детей воспитываются морально-волевые качества личности: организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность.

Воспитывающее обучение характеризуется конкретной умственной и практической работой детей, которая развивает у них самостоятельность и привычку к систематическому труду, интерес к знаниям и стремление к активному использованию их.

3. Современная педагогика как один из ведущих принципов выделяет принцип гуманизации педагогического процесса. В основе этого принципа лежит личностно-ориентированная модель воспитания и обучения. При этом главным в обучении должно стать не передача знаний, умений, а развитие самой возможности приобретать знания и умения и использовать их в жизни, обеспечение чувства психологической защищенности ребенка с учетом его возможностей и потребностей, другими словами, личностно-ориентированная модель в обучении — это прежде всего индивидуализация обучения, создание условий для становления ребенка как личности.

4. Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных способностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.

Индивидуальный подход к ребенку осуществляется как в процессе организации коллективных (занятия по математике), так и индивидуальных форм работы. При организации работы воспитатель должен опираться на такие показатели:

1. характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу);

2. уровень знаний и умений (осознанность, действенность);

3. работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость);

4. уровень самостоятельности и активности;

5. отношение к обучению;

6. характер познавательных интересов;

7. уровень волевого развития.

В работе с дошкольниками крайне важно учитывать и эмоциональность, легкую возбудимость, быструю утомляемость, а в соответствии с этим менять методические приемы и дидактические пособия.

Некоторые особенности знаний и умений нередко бывают типичными для нескольких детей, ᴛ.ᴇ. характерными для определенной подгруппы. К примеру, неумение считать в обратном порядке, составлять задачи по числовому примеру, работать самостоятельно, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и др. В таком случае воспитатель может организовать работу с подгруппой детей. В педагогике такой подход принято называть дифференцированнымОн не исключает, а дополняет индивидуальную работу с отдельными детьми.

5. Принцип научности обучения и его доступности означает, что у детей дошкольного возраста формируются элементарные, но по сути научные, достоверные математические знания. Представления о количестве, размере, форме, пространстве и времени даются детям в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, чтобы это было им доступно, и чтобы эти знания не искажали содержания. При этом учитывается возраст детей (младший, средний, старший дошкольный), особенности их восприятия, памяти, внимания, мышления. В процессе усвоения математических знаний и умений дети овладевают специальной математической терминологией (названия чисел, геометрических фигур, параметров величины, арифметических действий и др.).

Принцип научности и доступности реализуется как в содержании, так и в методике обучения. Доступность обучения обеспечивается благодаря наличию у детей определенных знаний и умений, конкретности содержания. При этом материал, который изучается, излагается в соответствии с правилами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому. В процессе изучения математики нередко идут от общего к конкретному — такое усвоение знаний более доступно ребенку. Так, в младшей группе у детей сначала формируются знания о величинах предмета в целом (большой, маленький, больше, меньше), а позднее на этой основе учат их выделять отдельные параметры: высота͵ длина, ширина, а еще позднее дают представления о массе. Таким образом, знания ребенка постепенно расширяются, углубляются, лучше им усваиваются. Новые знания детям следует предлагать небольшими дозами, обеспечивая повторение и закрепление их разными упражнениями и используя возможность их применения в разных видах деятельности. Сложные программные задачи крайне важно делить на ряд небольших заданий, планируя последовательность в их усвоении.

Принцип доступности предусматривает подбор такого материала, чтобы он был не слишком трудным, но и не слишком легким.

6. Принцип осознанности и активности в усвоении и применении знаний предусматривает организацию обучения на таком уровне, когда наилучшим образом соединяются активность педагога и каждого ребенка. Одним из важных показателей знаний является их осознанность, осмысленность. Осмысленность, понимание материала реализуются более результативно, если ребенок принимает участие в процессе усвоения знаний, часто оперирует ими. Осознанное усвоение учебного материала предусматривает активизацию умственных (познавательных) процессов у ребенка.

Познавательную активность можно характеризовать как самостоятельность, инициативность, творчество в процессе умственной деятельности. Это его стремление узнать, стремление найти, почувствовать радость успеха от самостоятельно найденного пути решения задачи.

Главная задача обучения элементам математики — развитие у детей потребности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных задач. Это неразрывно связано с формированием у них «стойких» познавательных интересов.

7. Принцип систематичности и последовательности предполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные. Этот принцип особенно важен именно при изучении математики, где каждое новое знание как бы вытекает из старого, известного. Воспитатель распределяет программный материал таким образом, чтобы обеспечивалось его последовательное усложнение, связь последующего материала с предыдущим. Именно такое изучение обеспечивает прочные и глубокие знания.

Исходя из теории поэтапного формирования умственных действий, воспитатель создает условия сначала для формирования практических, а затем и логических операций. Это можно проследить на примере ориентировки в пространстве.

На первых занятиях (подготовительная к школе группа) детей обучают практически ориентироваться в определенном пространстве. Дети должны определить, откуда исходит звук (игра «Угадай, где звенит») или найти по инструкции воспитателя свое место относительно других объектов (упражнение «Стань на место»). Вследствие этого у детей формируются ориентировочные умения, понимание пространственного размещения предметов: справа, слева, впереди, сзади, между и др. Это значительно легче, чем словесное описание своего местоположения и относительного размещения предметов.

Ориентировка в пространстве тесно связана с умением выделять и оценивать расстояния. По этой причине на занятии дети тренируются в оценке расстояния от самого ребенка до какого-либо предмета (объекта) или расстояния между ними; для понимания перспективы (далеко—близко, дальше—ближе, на переднем—заднем плане картины и т.д.) они рассматривают сюжетные картинки, карточки, иллюстрации.

На следующем этапе решаются задачи, связанные с ориентировкой на площади стола, листе бумаги, экране, фланелеграфе, ᴛ.ᴇ. в двухмерном пространстве. На занятиях используются упражнения — зрительный и слуховой диктант. Несколько позднее можно провести с детьми словесные дидактические игры: «Что изменилось?», «Скажи наоборот», «Куда пойдешь, что найдешь?»

Вместе с тем, в системе работы следует предусматривать закрепление знаний на других занятиях и в разных видах деятельности детей (игра, труд, конструирование).

8. Важное значение в обучении детей дошкольного возраста имеет принцип наглядностиЭто объясняется прежде всего тем, что мышление ребенка имеет преимущественно наглядно-образный характер. В методике обучения детей математике принцип наглядности тесно связывается с активностью ребенка. Осознанное овладение элементами математических знаний возможно лишь при наличии у детей некоторого чувственного познавательного опыта, приобретение которого всегда связано с непосредственным восприятием окружающей действительности или познанием этой действительности через изобразительные и технические средства.

Использование наглядности в обучении имеет большое значение при условии единства первой и второй сигнальных систем. Демонстрация любого наглядного средства сопровождается словом, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ направляет внимание ребенка на главное (обследование геометрической фигуры и др.). И.П. Павлов говорил, что нормальный человек пользуется второй сигнальной системой эффективно до тех пор, пока она правильно соотносится с первой, ᴛ.ᴇ. с предметами окружающей действительности или их образами. Слово, что утрачивает связь с реальными предметами и явлениями, обозначающими их, перестает быть сигналом действительности, утрачивает свое познавательное значение.

В методике обучения детей математике принцип наглядности тесно связывается с активностью ребенка. Осознанное овладение элементами математических знаний возможно лишь при наличии у детей некоторого чувственного познавательного опыта, приобретение которого всегда связано с непосредственным восприятием окружающей действительности или познанием этой действительности через изобразительные и технические средства.

Использование наглядности в обучении имеет большое значение при условии единства первой и второй сигнальных систем. Демонстрация любого наглядного средства сопровождается словом, которое направляет внимание ребенка на главное (обследование геометрической фигуры и др.). И.П.Павлов говорил, что нормальный человек пользуется второй сигнальной системой эффективно до тех пор, пока она правильно соотносится с первой, то есть с предметами окружающей действительности или их образами. Слово, что утрачивает связь с реальными предметами и явлениями, обозначающими их, перестает быть сигналом действительности, утрачивает свое познавательное значение.

Для того чтобы знания, приобретаемые детьми, были отображением действительности, ее настоящей сущностью, а не словесными формулировками, которые сохраняются в памяти и не имеют никакого познавательного смысла, необходимо, чтобы они опирались на ощущения.

В процессе реализации принципа сознательности и активности в развитии элементарных математических представлений у дошкольников необходимо помнить, что при сознательном усвоении знаний формируется творческое отношение к изучению и применению знаний, логическое мышление детей и их мировоззрение. Сознательное усвоение знаний исключает догматическое, при котором воспитанники чисто теоретически воспринимают и механически запоминают преподносимые педагогом знания. Результатом догматического усвоения является формализм знаний, при котором отсутствуют конкретные представления об изучаемых явлениях; запоминание без понимания, без умения творчески применять знания на практике; безынициативность; безошибочно данная формулировка определения того или иного понятия, но без умения им воспользоваться при решении задач.

Активность должна быть деятельным состояние дошкольника в процессе овладения знаниями, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе усвоения материала. Такую активность учащихся в обучении называют познавательной активностью, и она является высшей формой активности и сознательности ребенка. Поэтому осуществление в обучении сознательного и активного процесса учения неизбежно формирует такое важное качество личности, как познавательная самостоятельность, которая является важнейшей характеристикой деятельности дошкольника, а впоследствии и школьника в учебном процессе.

Таким образом, объем и прочность знаний, приобретаемых детьми в дошкольном возрасте, во многом обусловливается как задачами начального этапа образования, так и закономерностями процесса обучения, то есть применением в практической деятельности общедидактических принципов. А это, в свою очередь, позволяет решать не только образовательные, но и воспитательные задачи, закладывая основы гармонично развитой личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, для того, чтобы обучение детей дошкольного возраста было эффективным и приносило хорошие результаты, достаточно соблюдать основные принципы обучения:

Принцип обучения в игровой деятельности. Игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Поэтому эффективнее всего проводить занятия по обучению в игровой форме.

Занятия должны проводиться интересно для детей и в активной форме. Если занятия интересны ребенку - он активно принимает в них участие и тем самым знания усваиваются быстрее и надежнее.

Принцип наглядности. В работе с малышами этот принцип в обучении является одним из ведущих. У дошкольника еще преобладает наглядно-образное мышление. Вот почему так важно предоставлять ребенку наглядный пример и материал.

Принцип последовательности. Обучение должно быть последовательно, то есть знания даются от простого к сложному, а не наоборот.

Принцип доступности и индивидуальности. Это означает, что знания и умения следует давать ребенку с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Соблюдения этих принципов поможет малышу развиваться гармонично и эффективно.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста / Под ред. Г.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной – М., 1987.

2. Давайте поиграем: Книга воспитателей детского сада и родителей / Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская – М., 1991.

3. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников – СПб., 2002.

4. Казанцева Л.С. Дидактические принципы в методике математического развития дошкольников – Ярославль, 2003.

5. Метлина Л.С. Математика в детском саду – М., 1984.

6. Принципы дидактики в преподавании математики / Под ред. К.С. Богут – Киев, 2005.

7. Сай М.К., Удальцова Е.И. Математика в детском саду – Минск, 2000.

8. Сербина Е.В. Математика для малышей – М., 1992.

9. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – М., 1973.

10. Тренинг по психотерапии / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой – СПб., 2006.

11. Усова А.П. Обучение в детском саду – М., 2003.

12. Фидлер М.Я. Математика уже в детском саду – М., 1991.

13. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяр – М., 1988.

14. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду – М., 2000.

15. Ярославцев А.И. Принципы дидактики в педагогической системе К.Д. Ушинского – Ростов, 2002.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×