Педагог Дополнительного образования
Метапредметные универсальные учебные действия делятся на познавательные, регулятивные и коммуникативные. Метапредметные универсальные учебные действия обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Что же представляют собой метапредметные универсальные учебные действия? Они отражают позновательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия. Остановимся подробно на регулятивных универсальных учебных действиях.
Метапредметный результат позволит детям в дальнейшем самостоятельно расширять и изменять собственную квалификацию, а следовательно, сохранять свою ценность в мире стремительного изменения содержания профессий.
Подходы в понимании метапредметных результатов обучения • Сторонники первого (В.В. Краевский, А.В. Хуторской, Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко) выделяют отдельные метапредметы, т. е. «нетрадиционные учебные предметы, выстраиваемые вокруг определенной мыслительной организованности (знак, знание, задача, проблема)» и разрабатывают специальные технологии их преподавания. В качестве примера можно привести метапредмет «Числа», который предполагает изучение предметного и метапредметного содержания понятия числа
Подходы в понимании метапредметных результатов обучения • Сторонники второго подхода А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, С.Г. Воровщиков и др. рассматривают метапредметный подход как комплексный подход к формированию межпредметных результатов образования, то есть как реализацию метапредметного, межпредметного обучения в ходе изучения обычных школьных предметов. Именно на идеях А.Г. Асмолова, сторонника второго подхода, основано содержащееся в ФГОС понимание метапредметной деятельности как универсальной учебной деятельности.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,коммуникативные
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов и т.д.
• Познавательные УУД
• Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации и т.д.
Коммуникативные УУД
• Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
• определять возможные роли в совместной деятельности;
• играть определенную роль в совместной деятельности;
• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
• предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
• выделять общую точку зрения в дискуссии;
• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога и т.д.
Метапредметность – это неотъемлемая часть любой образовательной среды
Метапредметы – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.
Универсальные учебные действия – это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением
метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
· Метапредметный подход – организация деятельности учащихся с целью передачи им способов работы со знанием. Метапредметный подход подразумевает промысливание (а не запоминание!) важнейших понятий учебного предмета, наличие образовательной деятельности, формирование и развитие у учащихся предметных базовых способностей, использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале (т.е. повторение научного открытия в учебном процессе), наличие рефлексивной деятельности.
· Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности (например, сравнение, схематизация, умозаключение, наблюдение, формулирование вопроса, выдвижение гипотезы, моделирование и т.д.), применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
· Метапредметная деятельность – деятельность за пределами учебного предмета; она направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д. и связана с жизненными ситуациями. Функции УУД состоят,
Метапредметность Научная школа Андрея Викторовича Хуторского рассматривает метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, который обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. Для обеспечения такого процесса нужны особые учебные дисциплины – метапредметы или метапредметные темы, например: «Числа», «Буквы», «Культура»,
• Сегодня педагогам более знакома идея Александра Григорьевича Асмолова, которая легла в основу ФГОС, строится на деятельностной форме, трактует метапредметный подход как освоение учащимся УУД
• Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Универсальные учебные действия - это и есть метаумения, которые в новом стандарте являются основой метапредметных результатов освоения основной образовательной программы
• Идея А.Г. Асмолова интересна тем, что позволяет формировать метапредметные результаты в процессе изучения всех без исключения школьных предметов. В предметах порождаются метапредметные результаты, которые являются универсальными умениями. Главным средством, обеспечивающим достижение этих результатов, является учебная деятельность. Это та деятельность, которая неразрывно связана с образовательным процессом и в определенные возрастные периоды является ведущей, обеспечивающей личностное развитие ребенка.
Среди основных видов УУД выделяют четыре блока (по А.Г. Асмолову) :
1.Личностный.
2.Регулятивный. 3.Общепознавательный. 4.Коммуникативный. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
· действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью
· учебной деятельности и ее мотивом – другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания,
· обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже· известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
· конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных
· характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
· целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия
· в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
· подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к
· волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. К общеучебным УУД относятся: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
· поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного
· поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические: моделирование – преобразование объекта из чувственной
· формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; умение структурировать знания;
· умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
· письменной формах; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
· условий; рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
· деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от
· цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
· деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Логические УУД предполагают: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
· синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание,
· восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;
· подведение под понятия, выведение следствий;
· установление причинно-следственных связей;
· построение логической цепи рассуждений;
· доказательство;· выдвижение гипотез и их обоснование.
· В УУД постановки и решения проблем входят следующие: формулирование проблемы;
· самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
· характера. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение
· целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
· альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с· задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Достижение метапредметных результатов, когда учитель, помимо предметных, ставит метапредметные цели, предъявляет современному уроку определенные требования: урок должен иметь мотивирующее на работу начало и окончание, фиксирующее
· результаты этой работы; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся; тема,
· цель, задачи урока не только формулируются, но и осознаются учащимися; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность
· учащихся; урок должен быть развивающим;
· учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять· учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
· времясбережение (т.е. выбор наиболее эффективных технологий) и здоровьесбережение;
Таким образом, метапредметные технологии в образовании в целом – это возможность увеличить траекторию индивидуального развития школьника в рамках урочного и внеурочного времени.
Кроме того, включение ученика в разные виды деятельности связано с анализом способов действия каждого конкретного школьника.
Позиции выстраивания метапредметных результатов
Метапредметные результаты обучения раскрываются через предметные умения и универсальные учебные действия.
В соответствии с ФГОС они выстраиваются по нижеследующим позициям:
1) соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:
– «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;
– выбор и использование целесообразных способов действий;
– определение рациональности (нерациональности) способа действия;
2) планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:
– контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);
– адекватная самооценка выполненной работы;
– восстановление нарушенной последовательности учебных действий;
3) использование знаково-символических средств представления информации:
– чтение схем, таблиц, диаграмм;
– представление информации в схематическом виде;
4) решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий:
– осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
– составление текстов различных типов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение);
– выбор доказательства для аргументации своей точки зрения;
6) смысловое чтение:
– овладение навыками смыслового чтения текстов различных типов и жанров в соответствии с целями и задачами;
– нахождение в тексте необходимой информации;
– определение основной мысли прочитанного текста;
7) различные способы поиска информации:
– использование словарей, справочников, энциклопедий, ресурсов Интернета для нахождения необходимой информации, поиск значения слова (термина, понятия);
– «чтение» информации, представленной разными способами (рисунок, схема, текст, таблица и др.).
В документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования» есть раздел «Универсальные учебные действия». Существуют разные подходы к пониманию этого понятия:
1.В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
2.В узком значении этот термин означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Универсальные учебные действия (УДД) ФГОС группируются в четыре блока: личностные, регулятивные, познавательной направленности и коммуникативные. Таким образом, универсальные учебные действия также являются метапредметными результатами обучения.
Виды метапредметных результатов
Виды результатов (или, как они называются в методической литературе, уровней) для работы над метапредметами следующие:
Регулятивные: организация деятельности, управление своей деятельностью. Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность. Приобретения навыка саморегуляции, то есть подавлять негативные (или слишком бурные) эмоции при получении оценки, распределять свои силы на протяжение всего урока, а не только фрагмента и т.д. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике.
Познавательные: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи. Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников. Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. Осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем. Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую. Владение монологической и диалогической формами речи.
Технологии и формы урока по достижению метапредметных результатов Для достижения расширенного списка метапредметных результатов деятельности, нужно применять и другие технологии и формы урока, не только ИКТ, поэтому можно выделять и ряд других технологий по достижению метапредметных результатов:
1.Групповые технологии обучения предусматривают решение трех основных задач: конкретно-познавательной, коммуникативно-развивающей, социально-ориентированной. Эти задачи способствуют формированию основных навыков работы в группе, необходимые для социализации индивида в обществе.
2.Проблемное обучение через решение проблемных задач, логических заданий, написание обществоведческих эссе на заданную тему - это тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая, самостоятельная поисковая деятельность учащихся.
3.Технологии проектирования. Современные структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и сетевых технологий. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин не только с информатикой, но и между собой.
4.Интерактивная технология - это обучение через опыт (игру, упражнение, изучение определенной ситуации). Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала через эмоциональную включенность и активность каждого в процессе работы.
5.Личностно–ориентированные технологии обучения. Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.
6.Урок – дебаты. На данном уроке можно сделать выводы не только по уровню самостоятельной научно-поисковой работы учащихся, но и за умением использовать этот материал в работе. На таком уроке стоит найти проблемную ситуацию, которая приведет учащихся к активности во время подготовки к уроку.
7.Технология «Диалога культур», диалога, в котором учитель и ученик демонстрируют разные типы мышления и логики, что позволяет развивать творческое, нестандартное мышление.
Формы внеурочной деятельности, обеспечивающие формирование метапредметных результатов
Спортивно-оздоровительные: Походы как коллективно-творческое дело Дни здоровья. Походы Соревнования. Малые Олимпийские игры Беседы по охране здоровья Конкурсы спортивных плакатов, спортивных фотографий
Художественно-эстетические: Экскурсии в музеи, на природу Концертные программы Участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне школы, города, области Научно-познавательные: Предметные недели Конкурсы Экскурсии в музеи Олимпиады, конференции Деловые и ролевые игры и др.
Духовно - нравственные: Встречи с ветеранами ВОВ и труда Уроки мужества Выставки и конкурсы рисунков (посвящённые Дню Народного Единства, Дню Матери и т.п.) Конкурсы (экологических плакатов «Сохраним лес!» и др.)
Социальные: Акции «Открытка ветерану», «Поможем детям сиротам», «Собери батарейки – спаси Землю», «Засветись – стань заметней на дороге», «Неделя добра» и др. Благоустройство школьной территории Выставки Конкурсы
Проектная деятельность: Участие в научно-исследовательских конференциях Участие в Разработка проектов к урокам Разнообразные формы организации внеурочной деятельности значительно повышают активность и работоспособность детей, способствуют психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения и достижению метапредметных и личностных результатов.
Таким образом, можно выделить несколько позиций обобщающего характера, сделать главные выводы о роли формирования метапредметных результатов в системе современного образования:
1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2. Развитие системы формирования метапредметных результатов осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3. В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций.
Литература 1. Аверьянов, Л.Я. Почему люди задают вопросы? / Л.Я. Аверьянов. М.: Социолог, 1993. – 279 c. 2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2008. – 151 с. 3. Бакулина, Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка / Г.А. Бакулина. М.: Владос, 2001. – 257 c. 4. Вахрушев, А.А., Данилов Д.Д. Как готовить учителей к введению ФГОС. [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.school2100.ru/upload/iblock 5. Вахрушев, А.А. Современные проблемы модернизации образования / А.А. Вахрушев. М.: Начальная школа +до и после. – 2003. – №8. С. 44 – 57. 6. Виноградова, Н.Ф. Концептуальные основы построения УМК «Начальная школа XXI века» / Н.Ф. Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2005. – 236 с. 7. Галян, С.В. Как-то раз Винни Пух с Колобком …(Урок русского языка на тему «Текст. Тема текста») / С.В. Галян / Учительская газета. – 2008. – № 44. 8. Головкина, Т.В. Постановка и решение проблем на уроках русского языка // Т.В. Головкина / Начальная школа +до и после. – 2003. – №2. С.47–63. 9. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. М.: Интор, 1996. – 377 c. 10. Данилов, Д.Д. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) / Д.Д. Данилов. М.: Баласс, 2006. – 207 с. 11. Долженко, Ю.А. Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования // Ю.А. Долженко. Барнаул: Изд. БГПУ, 2003. – 337 с. 12. Дусавицкий, А.К.; Кондратюк, Е.М.; Толмачева, И.Н.; Шилкунова, З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя // Под ред. А.К. Дусавицкого. М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. – 277 с.
Семинар. Тема: Метапредметный урок формирование универсальных учебных действий
Педагог Дополнительного образования
Метапредметные универсальные учебные действия делятся на познавательные, регулятивные и коммуникативные. Метапредметные универсальные учебные действия обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Что же представляют собой метапредметные универсальные учебные действия? Они отражают позновательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия. Остановимся подробно на регулятивных универсальных учебных действиях.
Метапредметный результат позволит детям в дальнейшем самостоятельно расширять и изменять собственную квалификацию, а следовательно, сохранять свою ценность в мире стремительного изменения содержания профессий.
Подходы в понимании метапредметных результатов обучения • Сторонники первого (В.В. Краевский, А.В. Хуторской, Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко) выделяют отдельные метапредметы, т. е. «нетрадиционные учебные предметы, выстраиваемые вокруг определенной мыслительной организованности (знак, знание, задача, проблема)» и разрабатывают специальные технологии их преподавания. В качестве примера можно привести метапредмет «Числа», который предполагает изучение предметного и метапредметного содержания понятия числа
Подходы в понимании метапредметных результатов обучения • Сторонники второго подхода А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, С.Г. Воровщиков и др. рассматривают метапредметный подход как комплексный подход к формированию межпредметных результатов образования, то есть как реализацию метапредметного, межпредметного обучения в ходе изучения обычных школьных предметов. Именно на идеях А.Г. Асмолова, сторонника второго подхода, основано содержащееся в ФГОС понимание метапредметной деятельности как универсальной учебной деятельности.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,коммуникативные
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов и т.д.
• Познавательные УУД
• Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации и т.д.
Коммуникативные УУД
• Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
• определять возможные роли в совместной деятельности;
• играть определенную роль в совместной деятельности;
• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
• предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
• выделять общую точку зрения в дискуссии;
• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога и т.д.
Метапредметность – это неотъемлемая часть любой образовательной среды
Метапредметы – это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.
Универсальные учебные действия – это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением
метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
Метапредметный
подход
– организация деятельности учащихся с целью передачи им способов работы со знанием.
Метапредметный
подход подразумевает
промысливание
(а не запоминание!) важнейших понятий учебного предмета, наличие образовательной деятельности, формирование и развитие у учащихся предметных базовых способностей, использование способа
переоткрывания
знания на разном учебном материале (т.е. повторение научного открытия в учебном процессе), наличие рефлексивной деятельности.
Метапредметные
результаты
– освоенные
обучающимися
на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности (например, сравнение, схематизация, умозаключение, наблюдение, формулирование вопроса, выдвижение гипотезы, моделирование и т.д.), применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Метапредметная
деятельность
– деятельность за пределами учебного предмета; она направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д. и связана с жизненными ситуациями. Функции УУД состоят,
Метапредметность Научная школа Андрея Викторовича Хуторского рассматривает метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, который обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка. Для обеспечения такого процесса нужны особые учебные дисциплины – метапредметы или метапредметные темы, например: «Числа», «Буквы», «Культура»,
• Сегодня педагогам более знакома идея Александра Григорьевича Асмолова, которая легла в основу ФГОС, строится на деятельностной форме, трактует метапредметный подход как освоение учащимся УУД
• Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Универсальные учебные действия - это и есть метаумения, которые в новом стандарте являются основой метапредметных результатов освоения основной образовательной программы
• Идея А.Г. Асмолова интересна тем, что позволяет формировать метапредметные результаты в процессе изучения всех без исключения школьных предметов. В предметах порождаются метапредметные результаты, которые являются универсальными умениями. Главным средством, обеспечивающим достижение этих результатов, является учебная деятельность. Это та деятельность, которая неразрывно связана с образовательным процессом и в определенные возрастные периоды является ведущей, обеспечивающей личностное развитие ребенка.
Среди основных видов УУД выделяют четыре блока (по А.Г. Асмолову) :
1.Личностный.
2.Регулятивный. 3.Общепознавательный. 4.Коммуникативный. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом – другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания,
обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных
характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия
в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к
волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. К общеучебным УУД относятся: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические: моделирование – преобразование объекта из чувственной
формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной формах; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий; рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от
цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Логические УУД предполагают: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание,
восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
В УУД постановки и решения проблем входят следующие: формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение
целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Достижение метапредметных результатов, когда учитель, помимо предметных, ставит метапредметные цели, предъявляет современному уроку определенные требования: урок должен иметь мотивирующее на работу начало и окончание, фиксирующее
результаты этой работы; учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся; тема,
цель, задачи урока не только формулируются, но и осознаются учащимися; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность
учащихся; урок должен быть развивающим;
учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение (т.е. выбор наиболее эффективных технологий) и здоровьесбережение;
Таким образом, метапредметные технологии в образовании в целом – это возможность увеличить траекторию индивидуального развития школьника в рамках урочного и внеурочного времени.
Кроме того, включение ученика в разные виды деятельности связано с анализом способов действия каждого конкретного школьника.
Позиции выстраивания метапредметных результатов
Метапредметные результаты обучения раскрываются через предметные умения и универсальные учебные действия.
В соответствии с ФГОС они выстраиваются по нижеследующим позициям:
1) соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:
– «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;
– выбор и использование целесообразных способов действий;
– определение рациональности (нерациональности) способа действия;
2) планирование, контроль и оценка учебных действий, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:
– контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);
– адекватная самооценка выполненной работы;
– восстановление нарушенной последовательности учебных действий;
3) использование знаково-символических средств представления информации:
– чтение схем, таблиц, диаграмм;
– представление информации в схематическом виде;
4) решение коммуникативных задач с использованием речевых средств и информационных технологий:
– осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
– составление текстов различных типов (текст-описание, текст-повествование, текст-рассуждение);
– выбор доказательства для аргументации своей точки зрения;
6) смысловое чтение:
– овладение навыками смыслового чтения текстов различных типов и жанров в соответствии с целями и задачами;
– нахождение в тексте необходимой информации;
– определение основной мысли прочитанного текста;
7) различные способы поиска информации:
– использование словарей, справочников, энциклопедий, ресурсов Интернета для нахождения необходимой информации, поиск значения слова (термина, понятия);
– «чтение» информации, представленной разными способами (рисунок, схема, текст, таблица и др.).
В документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования» есть раздел «Универсальные учебные действия». Существуют разные подходы к пониманию этого понятия:
1.В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
2.В узком значении этот термин означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Универсальные учебные действия (УДД) ФГОС группируются в четыре блока: личностные, регулятивные, познавательной направленности и коммуникативные. Таким образом, универсальные учебные действия также являются метапредметными результатами обучения.
Виды метапредметных результатов
Виды результатов (или, как они называются в методической литературе, уровней) для работы над метапредметами следующие:
Регулятивные: организация деятельности, управление своей деятельностью. Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность. Приобретения навыка саморегуляции, то есть подавлять негативные (или слишком бурные) эмоции при получении оценки, распределять свои силы на протяжение всего урока, а не только фрагмента и т.д. Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике.
Познавательные: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи. Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников. Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. Осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем. Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую. Владение монологической и диалогической формами речи.
Технологии и формы урока по достижению метапредметных результатов Для достижения расширенного списка метапредметных результатов деятельности, нужно применять и другие технологии и формы урока, не только ИКТ, поэтому можно выделять и ряд других технологий по достижению метапредметных результатов:
1.Групповые технологии обучения предусматривают решение трех основных задач: конкретно-познавательной, коммуникативно-развивающей, социально-ориентированной. Эти задачи способствуют формированию основных навыков работы в группе, необходимые для социализации индивида в обществе.
2.Проблемное обучение через решение проблемных задач, логических заданий, написание обществоведческих эссе на заданную тему - это тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая, самостоятельная поисковая деятельность учащихся.
3.Технологии проектирования. Современные структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и сетевых технологий. Кроме того, особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин не только с информатикой, но и между собой.
4.Интерактивная технология - это обучение через опыт (игру, упражнение, изучение определенной ситуации). Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала через эмоциональную включенность и активность каждого в процессе работы.
5.Личностно–ориентированные технологии обучения. Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.
6.Урок – дебаты. На данном уроке можно сделать выводы не только по уровню самостоятельной научно-поисковой работы учащихся, но и за умением использовать этот материал в работе. На таком уроке стоит найти проблемную ситуацию, которая приведет учащихся к активности во время подготовки к уроку.
7.Технология «Диалога культур», диалога, в котором учитель и ученик демонстрируют разные типы мышления и логики, что позволяет развивать творческое, нестандартное мышление.
Формы внеурочной деятельности, обеспечивающие формирование метапредметных результатов
Спортивно-оздоровительные: Походы как коллективно-творческое дело Дни здоровья. Походы Соревнования. Малые Олимпийские игры Беседы по охране здоровья Конкурсы спортивных плакатов, спортивных фотографий
Художественно-эстетические: Экскурсии в музеи, на природу Концертные программы Участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне школы, города, области Научно-познавательные: Предметные недели Конкурсы Экскурсии в музеи Олимпиады, конференции Деловые и ролевые игры и др.
Духовно - нравственные: Встречи с ветеранами ВОВ и труда Уроки мужества Выставки и конкурсы рисунков (посвящённые Дню Народного Единства, Дню Матери и т.п.) Конкурсы (экологических плакатов «Сохраним лес!» и др.)
Социальные: Акции «Открытка ветерану», «Поможем детям сиротам», «Собери батарейки – спаси Землю», «Засветись – стань заметней на дороге», «Неделя добра» и др. Благоустройство школьной территории Выставки Конкурсы
Проектная деятельность: Участие в научно-исследовательских конференциях Участие в Разработка проектов к урокам Разнообразные формы организации внеурочной деятельности значительно повышают активность и работоспособность детей, способствуют психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения и достижению метапредметных и личностных результатов.
Таким образом, можно выделить несколько позиций обобщающего характера, сделать главные выводы о роли формирования метапредметных результатов в системе современного образования:
1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2. Развитие системы формирования метапредметных результатов осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3. В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций.
Литература 1. Аверьянов, Л.Я. Почему люди задают вопросы? / Л.Я. Аверьянов. М.: Социолог, 1993. – 279 c. 2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2008. – 151 с. 3. Бакулина, Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка / Г.А. Бакулина. М.: Владос, 2001. – 257 c. 4. Вахрушев, А.А., Данилов Д.Д. Как готовить учителей к введению ФГОС. [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.school2100.ru/upload/iblock 5. Вахрушев, А.А. Современные проблемы модернизации образования / А.А. Вахрушев. М.: Начальная школа +до и после. – 2003. – №8. С. 44 – 57. 6. Виноградова, Н.Ф. Концептуальные основы построения УМК «Начальная школа XXI века» / Н.Ф. Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2005. – 236 с. 7. Галян, С.В. Как-то раз Винни Пух с Колобком …(Урок русского языка на тему «Текст. Тема текста») / С.В. Галян / Учительская газета. – 2008. – № 44. 8. Головкина, Т.В. Постановка и решение проблем на уроках русского языка // Т.В. Головкина / Начальная школа +до и после. – 2003. – №2. С.47–63. 9. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. М.: Интор, 1996. – 377 c. 10. Данилов, Д.Д. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) / Д.Д. Данилов. М.: Баласс, 2006. – 207 с. 11. Долженко, Ю.А. Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования // Ю.А. Долженко. Барнаул: Изд. БГПУ, 2003. – 337 с. 12. Дусавицкий, А.К.; Кондратюк, Е.М.; Толмачева, И.Н.; Шилкунова, З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя // Под ред. А.К. Дусавицкого. М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008. – 277 с.