Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Метод коллажа как технология и средство формирования творческих способностей младших школьников с ОВЗ на уроках и внеурочной деятельности. Работа №267254. Номер работы: №267254

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

 Я решила, что необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на  мой взгляд, является арт-терапия. Одно из направлений является коллаж

Коллаж я использую во внеурочной деятельности и на уроках.

Работа:

Метод коллажа как технология и средство формирования творческих способностей младших школьников с ОВЗ на уроках и внеурочной деятельности.

Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё “Я”, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье.

Задачи учителя: помочь сохранить психологическое здоровье в процессе изменения внутреннего мира; развить творческие способности; сохранить познавательные интересы; преодолеть негативные представления о собственной личности, решение некоторых образовательных задач (развитие моторики, речи, интеллекта, повышает мотивацию обучения, позволяет познавать себя и окружающий мир, и т.д.)

Я решила, что необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт-терапия. Одно из направлений является коллаж

Коллаж я использую во внеурочной деятельности и на уроках.

. Коллаж -- это свободное творчество. Этот вид работы развивает у школьников смекалку, внимательность, изобретательность, умение логично и образно мыслить, комбинировать. И конечно же, не оставляет равнодушным ни одного ученика.
Мои ученики используют при создании коллажей вырезки из газет, журналов: фотографии, надписи, отдельные буквы; собственные рисунки и надписи; графические эскизы; схемы; цветную бумагу и тому подобное.

Я хочу поделиться своей идеей, своими наработками, которыми я пользуюсь при работе со своим классом.

Тема моей идеи звучит так: Коллаж как нестандартный прием организации обучения на уроках окружающего мира.

При составлении плана урока учитель набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед учителем встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения материала, для обеспечения оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса детей к предмету.

На уроках я использую приём составления «коллажа». Для детей, коллаж – это наклеивание на лист бумаги картинок определенной тематики. Т. е, составление коллажа - это иллюстративно-графическая организация изученного материала.

Прием составления коллажа можно применять как при изучении нового материала, так и при закреплении, повторении, обобщении пройденного материала.

Форма работы над коллажом может быть индивидуальной, групповой и фронтальной. Фронтальную форму работы я использовала при изучении нового материала, т. е. я руководила полностью процессом составления коллажа и вместе с детьми составляла коллаж на доске. А вот индивидуальную и групповую формы применяла при закреплении, повторении, обобщении пройденного материала. При таких формах работы я просто направляла работу детей в нужное русло.

Ученики с удовольствием вливались в работу по составлению коллажа, и во время работы не возникало никаких трудностей.

Для составления коллажа было выделено 3 этапа.

1) Определение темы коллажа;

2) Определение названий смысловых блоков;

3) И самый интересный для детей этап - наполнение блоков информацией, т. е. приклеивание картинок.

Само оформление коллажа могло иметь разные варианты.

Самостоятельно составлять коллажи дети могут со II полугодия 2 класса. Для детей 1 класса такая работа ещё трудна. Дети маленькие, составление самостоятельно коллажей на уроках для них будет сложным процессом и потребует большого количества времени. Поэтому этот прием я советую вводить в виде творческой домашней работы, выполняемой совместно с родителями. А уже во 2 классе данную работу можно применять непосредственно на уроках.

Применение приема составления коллажа не может ограничиваться только урочной деятельностью. Данную технологию можно использовать и при проведении родительских собраний, классных часов, использовать во внеклассной работе.


Коллаж -- это гармоничное сочетание содержания и формы. Чтобы создать коллаж, учащимся необходимо хорошо знать теоретический материал.

 

Коллаж — это наглядное вспомогательное средство обучения, методический прием, который предполагает последовательное наращивание лексического фона какого-либо ключевого понятия. Использование технологии коллажа как средства обучения кардинально расширяет возможности учителя в выборе материалов и форм учебной деятельности, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Несомненным плюсом в такой работе является то условие, что каждый ученик, даже самый слабый и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить активность и самостоятельность, собственную фантазию и творчество. Мне как учителю начальных классов, в своей педагогической деятельности, хотелось бы выделить эту технологию в собственной работе с детьми младшего школьного возраста, чаще всего коллаж применяется на этапах диагностики усвоения темы и рефлексии. Коллаж можно применять, для понимания, того, что нового для себя узнали дети в течение урока, так и для определения эмоционального состояния детей в конце урока, ими можно пользоваться в практической работе с детьми на всех школьных предметах, так как с их помощью у ребенка:

-расширяется словарный запас,

-развиваются связная речь,

-зрительная память,

-логическое мышление.

Коллаж как метод обучения способен реализовывать важнейшие педагогические функции:

- развитие эстетического вкуса и художественного воображения;

- развитие конструкторского мышления;

- знакомство с понятием «технология» как поэтапного выполнения задания;

- умение создавать красивые и эстетически грамотные композиции;

- формирование колористического восприятия;

- развитие творческих способностей и коммуникативных навыков;

- умение обрабатывать и подавать информацию в сжатом, лаконичном виде;

- навыки планирования деятельности;

- умение предвидеть конечный результат и оценивание результата труда.

Доказано, что человек интеллектуально развивается и работает более продуктивно только в той сфере деятельности, которая приносит ему моральное удовлетворение и вызывает гордость за проделанный труд. В настоящее время существует множество различных методов и программ по развитию творческих способностей человека. Требуется рациональный подход к выбору оптимальных методов по времени и перспективам на полученный результат

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами. Одним  из приемов  арт-терапии является  коллаж. Коллаж - рассказ, запечатленный в изобразительном материале. Каждый элемент коллажа - это слово или фраза, коллаж целиком - это текст, рассказанный с помощью изобразительных цитат. В процессе творчества человек гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Работа с коллажем, в ходе которой человек выбирает элементы из разных контекстов и составляет новое целостное послание, буквально иллюстрирует его внутреннее состояние, что дает возможность лучше осознать и проработать ту ситуацию, с которой человек приходит на занятие

     Некоторые коллажи привлекают своей загадочностью, несут привкус тайны. Коллаж уникален тем, что позволяет органично соединить вещи, на первый взгляд, несоединимые и сами по себе никакой художественной ценности не представляющие, но вдруг начинающие "играть", едва соприкоснувшись друг с другом, сложившись в некую мозаику. 

            В работе  с детьми  метод коллажа  я  использую как учитель и классный руководитель для решения  разных целей и задач на уроках и внеурочное время.. Очень часто в доме можно найти множество ненужных мелких вещей: бусины, кусочки ткани, пуговицы, шнурки и тесемки, старые журналы и газеты, коробки от конфет, фантики… Не спешите их выбрасывать — с их помощью вы сможете создать удивительные произведения под названием «коллаж».

1)Внеурочной деятельностью (классные часы, праздники, утренники и т.д.)

- Конкурс экологических плакатов.

- Кл. Час на тему Здоровья.

2) На уроках «Окружающий мир»

- весна

--зима

- животные

- овощи и фрукты

-

3) на уроках русского языка

- предлоги

- родственные слова

- имена собственные

3) на уроках математики

Мы делали коллаж с 4 классом на математическом кружке для 1 класса

6) Изобразительное искусство. На уроках изобразительного искусства дети обучаются различным художественно-изобразительным приемам, позволяющим создавать различные изображения. Очень интересная техника, которая дает детям младшего возраста возможность не бояться рисовать, не боятся того, что их работа вдруг не получится по "неумению" – коллаж – дает возможность реализовать свои творческие замыслы, проявить свои способности.

В коллаже можно комбинировать самые разные техники, сочетать аппликацию и живопись, использовать разные предметы - все работает на то, чтобы создать свой неповторимый образ, найти подходящие средства для воплощения замысла. Я считаю, что использование коллажа на уроках изобразительно искусства имеет место быть и оказывает на детей сильное эмоциональное воздействие

 

Результаты.

У ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;

Воспитывается чувство коллективизма;

3. Отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);

4. На занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;

5. Создается комфортный психологический климат в классе: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;

6. Формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;

7. Идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;

8. Уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×