Я решила, что необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт-терапия. Одно из направлений является коллаж
Коллаж я использую во внеурочной деятельности и на уроках.
Метод коллажа как технология и средство формирования творческих способностей младших школьников с ОВЗ на уроках и внеурочной деятельности.
Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё “Я”, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье.
Задачи учителя: помочь сохранить психологическое здоровье в процессе изменения внутреннего мира; развить творческие способности; сохранить познавательные интересы; преодолеть негативные представления о собственной личности, решение некоторых образовательных задач (развитие моторики, речи, интеллекта, повышает мотивацию обучения, позволяет познавать себя и окружающий мир, и т.д.)
Я решила, что необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт-терапия. Одно из направлений является коллаж
Коллаж я использую во внеурочной деятельности и на уроках.
. Коллаж -- это свободное творчество. Этот вид работы развивает у школьников смекалку, внимательность, изобретательность, умение логично и образно мыслить, комбинировать. И конечно же, не оставляет равнодушным ни одного ученика.
Мои ученики используют при создании коллажей вырезки из газет, журналов: фотографии, надписи, отдельные буквы; собственные рисунки и надписи; графические эскизы; схемы; цветную бумагу и тому подобное.
Я хочу поделиться своей идеей, своими наработками, которыми я пользуюсь при работе со своим классом.
Тема моей идеи звучит так: Коллаж как нестандартный прием организации обучения на уроках окружающего мира.
При составлении плана урока учитель набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед учителем встает проблема, в какой форме подать это детям для лучшего усвоения материала, для обеспечения оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса детей к предмету.
На уроках я использую приём составления «коллажа». Для детей, коллаж – это наклеивание на лист бумаги картинок определенной тематики. Т. е, составление коллажа - это иллюстративно-графическая организация изученного материала.
Прием составления коллажа можно применять как при изучении нового материала, так и при закреплении, повторении, обобщении пройденного материала.
Форма работы над коллажом может быть индивидуальной, групповой и фронтальной. Фронтальную форму работы я использовала при изучении нового материала, т. е. я руководила полностью процессом составления коллажа и вместе с детьми составляла коллаж на доске. А вот индивидуальную и групповую формы применяла при закреплении, повторении, обобщении пройденного материала. При таких формах работы я просто направляла работу детей в нужное русло.
Ученики с удовольствием вливались в работу по составлению коллажа, и во время работы не возникало никаких трудностей.
Для составления коллажа было выделено 3 этапа.
1) Определение темы коллажа;
2) Определение названий смысловых блоков;
3) И самый интересный для детей этап - наполнение блоков информацией, т. е. приклеивание картинок.
Само оформление коллажа могло иметь разные варианты.
Самостоятельно составлять коллажи дети могут со II полугодия 2 класса. Для детей 1 класса такая работа ещё трудна. Дети маленькие, составление самостоятельно коллажей на уроках для них будет сложным процессом и потребует большого количества времени. Поэтому этот прием я советую вводить в виде творческой домашней работы, выполняемой совместно с родителями. А уже во 2 классе данную работу можно применять непосредственно на уроках.
Применение приема составления коллажа не может ограничиваться только урочной деятельностью. Данную технологию можно использовать и при проведении родительских собраний, классных часов, использовать во внеклассной работе.
Коллаж -- это гармоничное сочетание содержания и формы. Чтобы создать коллаж, учащимся необходимо хорошо знать теоретический материал.
Коллаж — это наглядное вспомогательное средство обучения, методический прием, который предполагает последовательное наращивание лексического фона какого-либо ключевого понятия. Использование технологии коллажа как средства обучения кардинально расширяет возможности учителя в выборе материалов и форм учебной деятельности, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Несомненным плюсом в такой работе является то условие, что каждый ученик, даже самый слабый и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить активность и самостоятельность, собственную фантазию и творчество. Мне как учителю начальных классов, в своей педагогической деятельности, хотелось бы выделить эту технологию в собственной работе с детьми младшего школьного возраста, чаще всего коллаж применяется на этапах диагностики усвоения темы и рефлексии. Коллаж можно применять, для понимания, того, что нового для себя узнали дети в течение урока, так и для определения эмоционального состояния детей в конце урока, ими можно пользоваться в практической работе с детьми на всех школьных предметах, так как с их помощью у ребенка:
-расширяется словарный запас,
-развиваются связная речь,
-зрительная память,
-логическое мышление.
Коллаж как метод обучения способен реализовывать важнейшие педагогические функции:
- развитие эстетического вкуса и художественного воображения;
- развитие конструкторского мышления;
- знакомство с понятием «технология» как поэтапного выполнения задания;
- умение создавать красивые и эстетически грамотные композиции;
- формирование колористического восприятия;
- развитие творческих способностей и коммуникативных навыков;
- умение обрабатывать и подавать информацию в сжатом, лаконичном виде;
- навыки планирования деятельности;
- умение предвидеть конечный результат и оценивание результата труда.
Доказано, что человек интеллектуально развивается и работает более продуктивно только в той сфере деятельности, которая приносит ему моральное удовлетворение и вызывает гордость за проделанный труд. В настоящее время существует множество различных методов и программ по развитию творческих способностей человека. Требуется рациональный подход к выбору оптимальных методов по времени и перспективам на полученный результат
Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами. Одним из приемов арт-терапии является коллаж. Коллаж - рассказ, запечатленный в изобразительном материале. Каждый элемент коллажа - это слово или фраза, коллаж целиком - это текст, рассказанный с помощью изобразительных цитат. В процессе творчества человек гораздо ярче и нагляднее может проявить себя, чем в письме или в речи. Работа с коллажем, в ходе которой человек выбирает элементы из разных контекстов и составляет новое целостное послание, буквально иллюстрирует его внутреннее состояние, что дает возможность лучше осознать и проработать ту ситуацию, с которой человек приходит на занятие
Некоторые коллажи привлекают своей загадочностью, несут привкус тайны. Коллаж уникален тем, что позволяет органично соединить вещи, на первый взгляд, несоединимые и сами по себе никакой художественной ценности не представляющие, но вдруг начинающие "играть", едва соприкоснувшись друг с другом, сложившись в некую мозаику.
В работе с детьми метод коллажа я использую как учитель и классный руководитель для решения разных целей и задач на уроках и внеурочное время.. Очень часто в доме можно найти множество ненужных мелких вещей: бусины, кусочки ткани, пуговицы, шнурки и тесемки, старые журналы и газеты, коробки от конфет, фантики… Не спешите их выбрасывать — с их помощью вы сможете создать удивительные произведения под названием «коллаж».
1)Внеурочной деятельностью (классные часы, праздники, утренники и т.д.)
- Конкурс экологических плакатов.
- Кл. Час на тему Здоровья.
2) На уроках «Окружающий мир»
- весна
--зима
- животные
- овощи и фрукты
-
3) на уроках русского языка
- предлоги
- родственные слова
- имена собственные
3) на уроках математики
Мы делали коллаж с 4 классом на математическом кружке для 1 класса
6) Изобразительное искусство. На уроках изобразительного искусства дети обучаются различным художественно-изобразительным приемам, позволяющим создавать различные изображения. Очень интересная техника, которая дает детям младшего возраста возможность не бояться рисовать, не боятся того, что их работа вдруг не получится по "неумению" – коллаж – дает возможность реализовать свои творческие замыслы, проявить свои способности.
В коллаже можно комбинировать самые разные техники, сочетать аппликацию и живопись, использовать разные предметы - все работает на то, чтобы создать свой неповторимый образ, найти подходящие средства для воплощения замысла. Я считаю, что использование коллажа на уроках изобразительно искусства имеет место быть и оказывает на детей сильное эмоциональное воздействие
Результаты.
У ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
Воспитывается чувство коллективизма;
3. Отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);
4. На занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
5. Создается комфортный психологический климат в классе: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
6. Формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
7. Идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
8. Уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.