Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Метод наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста. Работа №237843

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Моделирование – это педагогическая технология, позволяющая решать познавательные задачи, активно используя зрительную, двигательную ассоциативную память, а также активизировать речь ребенка.

В основе моделирование лежит замещение.

«Замещение – это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов»( Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И.Говорова, Л.И.Цеханская «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя детского сада, — М.,Просвещение , 1989г)

Жизнь в современном мире наполнена различными знаками, символами, схемами. Многие из них довольно широко распространены.

Работа:

Метод наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста

Моделирование – это педагогическая технология, позволяющая решать познавательные задачи, активно используя зрительную, двигательную ассоциативную память, а также активизировать речь ребенка.

В основе моделирование лежит замещение.

«Замещение – это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов»( Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И.Говорова, Л.И.Цеханская «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя детского сада, — М.,Просвещение , 1989г)

Жизнь в современном мире наполнена различными знаками, символами, схемами. Многие из них довольно широко распространены.

Так, например, большая часть знаков дорожного движения используется во многих странах по всему миру. Привычный для нас с вами алфавит это тоже система символов, позволяющая предавать какую-либо информацию. Кириллица, как и большая часть алфавитов, строится на символах (буквах), Но в мире есть письменности, в основе которых, по прежнему, остается изображение предметов, явлений, действий с ними, оформленных в виде схематических картинок. Такие картинки могут быть наделены сходством с реальным предметом.

С развитием цифровых технологий процесс передачи информации, в том числе чувств и эмоций человека иногда превращается в демонстрацию универсальных символов, которые доступны для понимания людям незнакомым друг с другом и говорящим на разных языках. Например, всем известные «смайлики». Но особой смысловой нагрузки они за собой не несут. Это скорее, описание, выражение настроения, отношения к чему-либо.

Педагогическое моделирование, которое строится на замещении предметов, явлений условными символами, выполняет задачу развития мыслительных процессов, в частности, у детей дошкольного возраста.

Я хотела бы подробнее остановиться на одном из вариантов наглядного моделирования, который широко используется в дошкольных образовательных учреждениях, начиная с раннего возраста – это алгоритмы действий.

У детей раннего возраста мыслительный процесс всегда связан с действиями, манипуляциями с предметами. Между тем уже в этом возрасте ребенок соотносит определенные картинки с действиями. Покажите ребенку ложку, и он, с очень большой вероятностью покажет движение рукой, как он будет ложкой кушать кашу.

Один из первых алгоритмов, с которыми я знакомлю детей с раннего возраста – это алгоритм одевания. Его я располагаю на уровне глаз ребенка в приемной группы детского сада. Сначала я выясняю, насколько дети понимают смысл этих картинок. Если ребенок не имеет ограничений в своих возможностях, он вполне быстро может одевать вещи или приносить их взрослому перед одеванием, опираясь на такую модель

По такой же логике работает и алгоритм умывания. Каждый раз, приходя в умывальную комнату, обращаю внимание детей на понятные для них картинки. Конечно, перед тем, как использовать на практике такие модели, мы с детьми проговариваем, какой смысл они несут. Для раннего и младшего возраста картинки обозначают буквально предметы, на которые должны быть направлены действия малыша.

В дальнейшем эти модели малышу подскажут «маршрут» его действий, если вдруг не будет рядом взрослого.

Таким образом, наглядность в данном случае помогает не только развитию мыслительных процессов, анализу изображения и алгоритму следования, отображенной в модели действия, но и помогает ребенку чувствовать себя самостоятельным, «взрослым».

С младшего дошкольного возраста также начинаю использовать в деятельности с детьми алгоритм ухода за комнатными растениями. И в этой деятельности появляется новый вид модели – мнемотаблицы. В таких таблицах уже содержится информация, которая поможет ребенку выполнить верные действиях с растениями(полив, опрыскивание и т.д),а также наталкивает дошкольника на осмысление характерных особенностей растения( любит свет или любит тень, прихотливое в уходе или нет и т.д.)

Такой «паспорт» способствует наглядному сравнению особенностей роста и ухода разными видами растений, или, к примеру, подводит к анализу, чего не хватает растению для роста.


А алгоритм в уголке природы формируют посредством наглядности организацию деятельности ребенка.

К 4-5 годам у ребенка формируется наглядно — образное мышление. Дошкольник способен не только опираться на картинки, как это было в алгоритмах одевания и умывания, а представлять предметы, явления, действия в виде схем с использованием геометрических фигур, символов. В этот период элементы моделирования можно включать практически во все виды деятельности: образовательную деятельность( описание игрушек, животных, опорные схемы для заучивания стихотворений и развития связной речи при пересказе), игровую деятельность( как предметы-заместители) а также продолжать применение в ходе режимных моментов(дежурства по уголку природы, занятиям и т.д)

В заключение хотелось бы отметить, что универсальных методов в педагогике, элементы которых получили бы в образовании и воспитании детей широкое применение, не так много. Метод моделирования для развития умственных процессов детей помогает решать очень важные познавательные задачи. Использование моделирования не должно быть «стихийным», важно педагогу понимать возрастные, индивидуальные особенности ребенка и виды моделей, которые можно бы было применить в каждом конкретном случае. Тогда данный метод поможет дошкольнику в развитии умственных способностей, в формировании готовности ребенка к обучению в школе.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X