Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Метод проектов как инновационная технология в работе с детьми дошкольного возраста
«Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей
мысли, а не памятью»
Л.Н.Толстой
В связи с введением ФГОС ДО на смену традиционным методам обучения и воспитания приходят инновационные технологии, направленные на совершенствование всей системы образования. Одной из инновационных технологий, позволяющих объединить всех участников образовательного процесса в ДОО: педагогов, родителей, детей является метод проектов. В современной педагогике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности. Однако специалисты затрудняются в определении факторов, влияющих на успешность продвижения ребенка в образовательном процессе. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы? А детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.
Проекты классифицируются по разным признакам.
Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности. В практике ДОУ используются следующие типы проектов:
Исследовательский проект.
Исследовательский проект - проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы. По структуре он напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
Творческий проект.
Творческий проект - проект, центром которого является творческий продукт. Он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть совместная газета, книжка-самоделка, видеофильм, спектакль, игра, праздник, творческая работа и т. п. Однако уже оформление результатов требует четко продуманной структуры - сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана книги, репортажа, дизайна альбома и т. д.
Ролевой проект.
Участники проекта принимают на себя определенные роли, обусловленные его характером и содержанием.
Как и в случае творческого проекта, структура здесь только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат проекта либо намечается в самом начале, либо вырисовывается лишь в самом конце.
Практико-ориентированный проект.
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, формулировки четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта.
Другими признаками классификации являются:
Состав участников: индивидуальный, групповой, подгрупповой, семейный.
Продолжительность: краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели, средней продолжительности – 1–3 месяца, долгосрочный – до 1 года.
Этапы работы над проектом
Подготовительный:
Создание интереса, формулирование проблемы;
Постановка цели и задач.
Организационный:
Разработка перспективного плана ООД;
Определение участников проектной группы.
Основной:
Практическая часть;
Организация работы с детьми;
Работа с родителями.
Заключительный:
Подведение итогов, презентация.
Цели и задачи проектного метода
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Основные задачи:
Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
Развитие познавательных способностей;
Развитие творческого воображения;
Развитие коммуникативных навыков;
Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности;
Установление партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.
В своей практике метод проектов я рассматриваю как деятельность, которая поддерживает детскую познавательную инициативу. Ребенку проще и интересней усваивать знания об окружающем через собственные действия. Дети учатся самостоятельно получать знания, ориентироваться в «море» информации, а это значительно повышает качество образовательного процесса и позволяет воспитать деятеля и созидателя, а не исполнителя и потребителя. Для меня, как и для всех участников образовательного процесса, проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Что в наше время, дефицита живого общения, очень важно. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Выбор темы – это мой первый шаг в работе над проектом. Я активно использую познавательный интерес детей, для выбора темы проекта. Второй шаг– работа педагога, это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, художественно-эстетическая, коммуникативная и т.д. На этапе разработки содержания игр, прогулок, наблюдений, и других видов деятельности, связанных с темой проекта, особое внимание уделяется организации среды в группе. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя детей и родителей, начинается третий этап – его практическая часть, реализация. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Четвертым и заключительным шагом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах: тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет, макетов, лепбуков.
Проектная деятельность наиболее эффективный метод в работе с родителями, так как он позволяет педагогу и родителям не только принять активное участие в реализации совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда. В своей работе я как педагог совместно с родителями реализовала три проекта:
Творческий проект «Русская народная игрушка Матрёшка»
Экологический проект акция «Протяни руку птице»
Художественно – эстетический «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла»
Проект «Русская народная игрушка Матрёшка»
Цель: Воспитывать интерес к народному творчеству на примере русской народной игрушки – матрёшки и приобщение родителей к развивающим играм с народными игрушками в условиях семьи (с матрёшкой). Совместно с родителями был создан мини – музей «Русская матрёшка», который стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы по нравственно патриотическому воспитанию; дидактическая игра «Матрёшки» по сенсорному развитию, «Украсим матрёшку», «Найди домик для матрёшки», «Шнуровка». Проведение совместного с родителями развлечения «Мы весёлые матрёшки».
Список литературы
Ведущий образовательный портал России ИНФОУРОК.
Всероссийское сетевое издание Дошкольник.
Педразвитие
.
Учебно
методический кабинет.