Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций учащихся с ОВЗ. Работа №302072

Дата публикации:
Автор:
Описание:

ФГОС образования детей с ОВЗ призваны гарантировать каждому ребенку с ОВЗ реализацию права на образование, соответствующего его способностям и потребностям.Проектная деятельность учит детей учиться, получать знания с последующим применением этих знаний в жизни. Участвуя в реализации проекта, дети с ОВЗ приобретают важные для себя умения.

Проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность, направлена на расширение кругозора учеников, формирует умение самостоятельно применять имеющиеся знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а также приобретать знания для решения новых познавательных и практических задач.

Метод проектов осуществляю не только в рамках урочной, но в во внеклассной и внеурочной деятельности.

Работа:
Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций учащихся с ОВЗ
Кузьмин Никола Николаевич
Учитель трудового обучения.
МОУ Общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ № 1 имени Мальцевой Е. А. г. Вологда.
Метод проектов разрабатывался одновременно в нескольких странах на волне гуманизации образования в начале 20 века. Авторами по праву считаются Джон Дьюи и его ученик Килпатрик ( США ), Рудольф Шнйдер (Австрия), Томас Хатчинсон (Англия),Т. С. Шацкий (Россия),Н. К. Крупская, и другие… В то время он выглядел несколько иначе и очень напоминал современный исследовательский метод.
В 50-е годы20 века известный изобретатель и писатель – фантаст Г. С. Альтшулер дополнил его алгоритмом решения изобретательских задач ( АРИЗ). В результате современный вариант этого метода выглядит следующим образом:
аналитическая -1, 2, 3.
АРИЗ - оперативная - 4, 5.
Синтетическая – 6, 7.
Любой проект выполняется по следующему плану:
Формулирование проблемы.
Выбор вариантов
Технический рисунок.
Технологическая карта.
Экономическое обоснование.
Оценка изделия.
Список литературы.
Практическая работа выполняется на всех этапах.
Глава 1.
О пользе метода проектов.
Попробуем разобраться: какую пользу метод даёт учащимся и как он влияет на компетентность педагога. Рассмотрим схему № 2.
Схема № 2.
Разнообразие форм.
Тип проекта.
- Исследовательский
-Творческий
-Информационный
-Практикоориентированный
- Фантастический.
По числу участников.
- Индивидуальный
- Групповой
- Коллективный
З. По продолжительности.
- Краткосрочный – тема урока – строгание, сплачивание…
- средней продолжительности – раздел - ХОМ, ремонтные работы в быту…
- Долгосрочный – более двух месяцев – обобщение опыта – обработка древесины.
Учащиеся могут выбрать тему проекта исходя из своих возможностей, с учётом физических, психических и других особенностей.
Схема № 3.
Практическая деятельность и парадигмы.
Чем выше базовый уровень учащихся, тем полнее раскрыта тема проекта – конгитивно – информационная.
Опора на имеющийся уровень знаний, поиск дополнительных источников информации, её переработка и применение – компетентностная.
Решение поставленных задач, получение нужного конечного результата – Личностно – ориентированная.
Последовательность выполнения работ, оформление пояснительной записки – культорологическая.
Зачастую тема работы школы и весь образовательный процесс подчинён двум парадигмам, одна из которых личностно - ориентирована.
Работа над проектом включает несколько парадигм, (в данном случае четыре ) вида парадигм современного образовательного процесса.
Следует отметить, что для обучающихся:
-Проект объединяет знания по различным видам дисциплин – налицо межпредметные связи.
- Проявляются таланты учащихся, ранее неизвестные самим учащимся.
- Формируются коммуникативные способности.
- Развитие творческих способностей и речи.
-Воспитывается чувство уверенности в себе…
- Сдача экзамена в форме защиты проекта.
-Работа над проектом – дифференциация процесса обучения.
Работа над проектом идёт на пользу не только обучающимся, но и учителю. В поисках дополнительных источников информации, анализу и применению информации, поиске новых приёмов и форм работы с детьми происходит развитие профессиональной компетенции учителя, выводя его на технологический и инновационно – технологический уровень.
Наряду с положительными моментами критики отмечают один недостаток, который состоит в том, что применяются уже известные достижения других авторов, фактически обвиняя учащихся и их руководителя в плагиате…
Стоит заметить, что использование информации – это общепринятая практика. Кроме того авторы проекта делают ссылку на источник информации (См. пункт № 7 плана проекта), а это уже не плагиат!
Следовательно и критика несостоятельна…
Глава 2.
Метод проектов в коррекционной школе.
В коррекционной школе суть метода остаётся неизменной: обучение и развитие обучающихся через их целесообразную деятельность и познавательную активность. Поскольку базовый уровень знаний значительно ниже чем у учащихся обычных общеобразовательных школ, то и уровень проекта будет снижен. Отсутствие знаний по физике, химии и некоторым другим предметам сводит к минимуму количество расчётов. Технологическая карта будет отражать последовательность выполнения операций, но её нужно сократить до уровня компетенции учащихся.
При защите проекта пояснительная записка служит опорой и ориентиром. Возникает большее количество наводящих вопросов и разъяснений. Для достижения нужного результата, в силу вышеназванных причин, профессионализм и толерантность педагога должны быть более высокими, чем в обычной школе. Все этапы проекта учащиеся выполняют самостоятельно, но в случае затруднений учитель приходит на помощь. Оценка работы – как правило Отлично.
Глава 3.
Рекомендации учителям по осуществлению проектной деятельности.
-Убедитесь, что выбранная тема актуальна.
- убедитесь, что эта тема широка и многогранна с различных позиций.
- Для раскрытия темы возможно использовать различные источники информации и виды деятельности.
- Не подавляйте учеников проектом. Они должны работать с желанием и увлечением.
- Всегда будьте готовы указать нужное направление, поправить, ответить на вопросы. Будьте сами заинтересованы в результате.
- Контролируйте объём проекта.
- Помните, что проект более значим для ученика, чем обычная работа.
- Пвального увлечения проектами быть не должно.
Глава 4.
Из личного опыта.
Чем же ещё полезен метод проектов в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья? Имея опыт работы в 2-х сельских школах, обычной городской и 16 лет в коррекционной школе 8 вида, причём всегда мы вели проектную деятельность, с уверенностью могу сказать, что он вполне применим и для детей с ограниченными умственными возможностями.
Здесь так же применимы семь устоявшихся дидактических принципов:
- Научность
- Системность
- Связь теории с практикой
- Сознательность и активность
- Наглядность
- Прочность усвоения знаний
- Доступность.
Проект должен включать в себя и соответствовать всем этим принципам. Более подробно я хотел бы остановиться на двух очень важных моментах:
единичного скачка в познании и преодолении интерферентности обучения.
Под интерферентностью обучения в психологии понимается такое положение, когда получение знаний по одному предмету мешают получению знаний по другому предмету или нивелируют их.
Ранее в своей работе Ищи себя в творчестве 2005 – 2006 годов, я привёл следующий пример… Черчение ведёт учитель геометрии. Он большее значение придаёт форме линий: прямая, ломаная, волнистая… Черчение же подразумевает их назначение: Прямая толстая основная – линия видимого контура, волнистая – линия обрыва…
Там же я сказал о том, что понятие интерферентности трактуется не совсем верно. Оно может не только мешать, но обогащать и совершенствовать знания по другим предметам.
Нужно изготовить вазу для растения. Для этого необходимо знать строение корневой системы: если корень мочковатый, то вазон должен быть широкий и не высокий, а если стержневой, то узкий и глубокий. Таким образом уроки столярного дела и работа над проектом закрепляют знания по ботанике.
Не менее важным является выход на новый уровень познавательной активности при защите проекта, то что в технике и философии называют единичным скачком. В той же работе я привёл пример Идеи прекрасного из курса для бакалавров В. А. Канке и работы всережимного регулятора, применяемого в технике.
За сравнительно малый промежуток времени защиты проекта учащиеся сообщают достаточно большой объём информации, отвечают на вопросы…
Изготовив изделие самостоятельно и оценив его, они могут сделать вывод о том что выгоднее: купить готовое в магазине или изготовить самостоятельно,
Посчитав себестоимость изделия они могут оценить себестоимость урожая на огороде, как снизить расходы семейного бюджета и т. п. Такое положение вполне можно считать единичным скачком в познании.
Передо мной дипломы призёров областных Конкурсов Профессионального Мастерства учащихся средних специальных учебных заведений Сергея Алёшкина, Ивана Гужева, Константина Земцова, в прошлом это мои ученики, которые прилежно освоили учебную программу и работали над проектами, успешно их защитив. Отсюда вывод: проектная деятельность в стенах школы способствует усвоению программ профессиональной подготовки.
Глава 5.
Заключение.
Вкладывая силы, знания, умения и личный опыт в проектную деятельность, учитель всесторонне развивает учащихся. Работа над проектом, в свою очередь, выводит учителя на более высокий профессиональный уровень.
Ребята с большим интересом погружаются в проект, им хочется творить, фантазировать, хочется проверить себя, свои способности в условиях полной свободы и самостоятельности.
Подводя итог, можно сказать, что, безусловно, проектная деятельность оказывает положительное влияние на развитие, воспитание детей с ОВЗ. Дети, которые боялись отвечать даже на уроке, смогли выступить с рассказом проекта перед учащимися другого класса.
Литература.
1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
2. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
3. Технология. Индустриальные технологии : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. — М. : ВентанаТраф, 2014. — 192 с .
ПРОЕКТ
Чем выше базовый уровень учащихся, тем полнее раскрыта тема проекта.
Опора на имеющийся уровень знаний, поиск дополнительных источников информации, её переработка и применение.
Решение поставленных задач, получение нужного конечного результата.
Последовательность выполнения работ, оформление пояснительной записки.
Конгитивно – информационная
Компетентностная
Личностно - ориентированная
Культорологическая
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×