Адаптированная образовательная программа ориентирована на получение образования обучающимися с ОВЗ с использованием специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, направленных на реализацию комплексной помощи обучающимся с ОВЗ. Содержание адаптированной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из взаимосвязанных разделов. Примерное содержание и методические рекомендации по разработке разделов программы, а также законодательную базу, лежащую в основе программы, вы найдете в представленном материале.
ВИЛЮЙСКОЕ УЛУСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Муниципальное учреждение
Муниципального района «Вилюйский улус (район)»
678200 г.Вилюйск, ул.Ярославского,6 тел. 41-5-20, тел/факс 43-4-08 uuonew@vilyuisk.sakha.ru
ОКПО 02123854, ОГРН 1021400642042, ИНН/КПП 1410001987/141001001
30 мая 2018г. № 726
Начальникам
летних лагерей
Уважаемые начальники летних лагерей!
Летний лагерь – это время, когда имеются максимальные возможности для создания ребенку психологически благоприятных условий для отдыха, для оказания полноценной психологической помощи, развития эмоционального интеллекта.
Рекомендуем Вам провести занятия с элементами тренинга по формированию социально-важных навыков, на сплочение коллектива, психологические игры на проживание ситуации сотрудничества, взаимовыручки, повышение познавательного интереса конкурсы рисунков, диспуты или ток-шоу с участием специалистов системы здравоохранения, молодежных и спортивных организаций, внутренних дел, инспекторов по дорожному движению и т.д.
Отправляем Вам методическую помощь в работе летнего лагеря.
- примерный план работы педагога-психолога (приложение№1)
- аналитический отчет ( приложение№2)
- статистический отчет ( приложение№3)
-«Психологический портрет» современных детей и подростков и психологическая безопасность.
Советы психолога (приложение№4)
Срок предоставления плана работы педагога-психолога до 1 июня 2018г.
Срок предоставления отчета в день закрытия летнего лагеря по адресу: ул. Ярославского, д.6; э/п :cpprikvil@mail.ru;
Руководитель ЦДиК: Николаева А.А.
Приложение№1
План работы педагога-психолога летнего лагеря «»
Психологическое сопровождение педагога-психолога летнего лагеря.
Цель:
Создание в лагере условий способствующих охране психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей ребёнка.
Содержание психологического сопровождения летнего лагеря определяется следующими задачами:
- обеспечение психологической безопасности в летнем лагере дневного пребывания.
- важностью полноценного личностного развития учащихся, успешной адаптации к лагерю.
- необходимостью профилактика и коррекция отклонений в развитии, поведении и деятельности учащихся.
- формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся
развитие социальной компетентности учащихся.
Педагог-психолог ежедневно :
Заполнять карты «Моё настроение в лагере»;
Отслеживать и наблюдать психологическое состояние на каждого ребенка;
Провести консультативную работу с несовершеннолетними,
педработниками
лагеря;
Примерный ПЛАН
работы педагога-психолога
Таблица №1
№
Содержание работы
Сроки
Ответственные
Примечание
1 неделя
1
Занятия с элементами тренинга по формированию социально-важных навыков, на сплочение коллектива.
Педагог-психолог
2
Конкурс рисунков «Что я жду от лагеря»
Педагог-психолог
3
Проведение психодиагностику, проективный методика «Человек и дерево»; «Рисунок семьи»; «Человек по дождем». ( см. приложение 1).
Педагог-психолог
4
Театрализованная психологическая игра на сплочение детского коллектива, проживание ситуации сотрудничества, взаимовыручки, повышение познавательного интереса.
Педагог-психолог
Воспитатели
2 неделя
1
Акция «Улыбка»
Педагог-психолог
2
Игры и упражнения на развитие познавательных способностей.
Педагог-психолог
3
Занятия с элементами тренинга по формированию социально-важных навыков. Уверенности в себе, выработки мотивации достижения успеха. Основы конфликтологии и конструктивного взаимодействия.
Педагог-психолог
4
Движение «Сверстник-сверстнику»
Педагог-психолог
Воспитатели
3 неделя
1
Конкурс рисунков «Мой лучший день в лагере»
Педагог-психолог
2
Диспуты или ток-шоу с участием специалистов системы здравоохранения, молодежных и спортивных организаций, внутренних дел, инспекторов по дорожному движению и т.д. на темы о ценности жизни, позитивном отношении к себе и окружающим, детско-родительских взаимоотношениях, взаимодействии со сверстниками и противоположным полом.
Педагог-психолог
Воспитатели
3
Психологическая игра
Педагог-психолог
4
Итоги конкурса, акций, игр.
Педагог-психолог
Воспитатели
Приложение№2
Аналитический отчет работы педагога-психолога летнего лагеря «»
Названия лагеря
Направление лагеря
Цели и задачи психолога
Общий охват детей
Из каких учреждений пребывают дети
Количество детей состоящих на учете КДН и ПДН
Какие мероприятия проведены по плану
Что выявлено
Заключение (анализ)
Рекомендации
Приложение№3
Статистический отчет работы педагога-психолога летнего лагеря «»
МБОУ_____________________________________
Сезон_____________
Количество детей___________ мальчики_______ девочки______
Цель:______________________
Таблица №1
Количество воспитанников летнего лагеря МБОУ«»
Всего количество воспитанников
Дети состоящиеся на ВШУ
Дети состоящиеся наПДН
Дети состоящиеся на КДН
Дети инвалиды
Дети из полных семей
Дети из неполных семей
Дети находящиеся на опекунстве
Таблица №2
Объемные показатели работы педагогов-психологов в период первого сезона летних лагерей. (кол-во)
№
Вид деятельности
Общее количество услуг
м
д
7-10
11-14
15-18
1
Психологическая диагностика
2
Консультативная работа
3
Индивидуально-психологическая беседа
4
Просветительская работа
5
Коррекционно-развивающая работа
6
Психологические занятия, тренинги
Таблица №3
С целью определения эмоционально-психологического состояния детей провести проективный тест «Мое настроение в лагере»
№
Летний лагерь
Отличное
Хорошее
Удовлетво-
рительное
Прекрасное
Счастливое
Веселое
Таблица №4
Анкетирование на выявление отношения воспитанников к летнему лагерю.
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет?
3. Нравится ли тебе в лагере?
4. Какие мероприятия особенно интересны?
5. Чему ты научился, что приобрел?
6. Кого из ребят своего отряда ты пригласил бы на свой день рождения?
7. Если бы ты был начальником лагеря, что бы ты добавил в жизнь лагеря?
Приложение 4
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ»
СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Особенности подросткового возраста
Знание и учет психологических особенностей современных подростков, их потребностей и интересов позволяет психологу и социальному педагогу определить свою индивидуальную личностно-профессиональную позицию и успешно реализовать ее в повседневной работе с ними.
В подростковом возрасте среди основных новообразований личности особо значимы: становление нравственного сознания, самосознания, самоотношения. Это время интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений, нравственной сферы личности растущего человека. В преобладающей степени эти процессы обусловлены как внутрисемейной, так и социальной ситуацией развития (причем не только ближайшим социальным окружением подростка, но и глобальной социокультурной ситуацией развития общества в целом).
Так какие они — современные подростки? Современных подростков часто называют буквами латинского алфавита — «Y и Z» «миллениалами», «поколением быстрых кнопок», «цифровым поколением». Что их характеризует, что влияет на их личностное становление и в то же время может стать риском для их психологической безопасности?
Характерные особенности подростков:
половое созревание и неравномерное физиологическое развитие,
обусл
о
вливающие
эмоциональную неустойчивость
и резкие колебания настроения (от экзальтации до депрессии);
изменение социальной ситуации развития
:
переход от зависимого детства к потенциально самостоятельной и ответственной взрослости;
смена ведущей деятельности:
учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;
открытие и утверждение своего «Я»
, поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;
познание себя через
противопоставление миру взрослых
и через чувство
принадлежности к миру сверстников.
Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;
появление
«чувства взрослости»,
желание подростка признания своей «взрослости» стремление разорвать эмоциональную зависимость от родителей.
Внутренние противоречия подростков:
между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, финансово-экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей;
между установкой на личное благополучие и неосознанностью ценности собственной жизни, что приводит к неоправданному риску;
между достаточно четко осознанными желаниями и стремлениями и недостаточно развитой волей и силой характера, необходимыми для их достижения;
между осознанием собственных идеалов и жизненных планов и их социальной абстрактностью;
между желанием быстрее освободиться от родительской опеки и трудностями социальной и психологической адаптации к условиям самостоятельной жизни;
между развитым эгоцентризмом среди родных и близких
,
с одной стороны, и повышенным конформизмом в группе сверстников, с другой;
между стремлением самим сделать свой выбор и отсутствием желания нести ответственность за его последствия.
Реакция на жизненные проблемы
Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. При этом, как правило, пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек — на 13-15 лет.
Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами?
переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания;
действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство влюбленности, ревность;
переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
чувств
о
вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т.ч. связанного с насилием в семье, т.к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом);
боязнь позора, насмешек или унижения;
страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка или правонарушения), страх последствий неуспешного выполнения какой-либо деятельности (например, неуспешной сдачи экзаменов);
любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях, беременность;
чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;
желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека;
сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов, следование моде;
нереализованные потребности в самоутверждении, в принадлежности к значимой группе.
Поведенческие реакции могут быть непредсказуемы
и противоположны:
целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
потребность в общении сменяется желанием уединиться.
Факторы угроз психологической безопасности
Когда поведение подростков по тем или иным причинам выходит за границы дозволенного и общепринятого, то мы сталкиваемся с девиантным, отклоняющимся поведением. Это, в свою очередь, повышает вероятность возникновения угроз психологической безопасности.
Индивидуально-психологические и возрастные особенности, социальная и семейная ситуации развития детей и подростков могут выступать факторами угроз их психологической безопасности:
Несформированность
системы ценностных ориентаций:
отсутствия сформированных духовных ценностей и стремления к позитивному развитию собственной личности часто приводит к заполнению этой ниши иными, непродуктивными для развития личности занятиями (зависимости,
аутодеструктивное
, асоциальное поведение
и
т.д.);
Отсутствие либо обесценивание идеальных устремлений:
для современных школьников постепенно исчезает понятие идеала либо
его осмысление в целом имеет размытые очертания.
Отсутствие либо снижение высших эстетических потребностей:
лишь незначительный процент подростков воспринимают как ценность чтение классической литературы (предпочитая такие жанры, как
фэнтези
, фантастика, «криминальное
чтиво
»).
Кризис самооценки:
неустойчивость интересов, зависимость от мнений и точек зрения окружающих людей, высокая степень восприимчивости к негативному социальному опыту взаимодействия с окружающими;
Отстраненность и противопоставление себя взрослым:
избегание родительского контроля, высокий уровень конфликтности между членами семьи;
Потребность и сложность в общении
:
высокая потребность в общении
наличие
проблем в
общении, обусловленных отсутствием коммуникативных навыков
;
Интернет-зависимость:
сегодня Интернет является основным поставщиком информации, досугом и способом организации взаимодействия детей и подростков. Именно по
э
тому в эпитетах, именующих нынешнее молодое поколение, столь часто звучат
отсылы
к
интернет-пространству
, цифровым категориям. Это их привычное жизненное пространство. Но это также и пространство рисков.
Ориентация на развлечения:
в ценностных ориентациях современных подростков зачастую преобладают материальные ценности, удовольствия и развлечения, наблюдается духовно-нравственный нигилизм; среди развлечений значительное место отводится компьютерным играм и Интернету.
Советы педагога-психолога
Как вести себя с «трудным» ребенком?
Каждый учитель или воспитатель в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой «трудных» учащихся. Поведение таких ребят вызывает беспокойство и у педагогов, и у родителей.
Психологи такое поведение называют «девиантным». Девиантное поведение включает несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения.
Делинкветное
поведение – направленное на нарушение социально-нравственных норм, но не являющееся уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения). Это своего рода балансирование ребенка на грани закона.
Аддиктивное
поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности (токсикомания, алкоголизм, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость).
Скрытые формы неблагополучия ребенка – пассивное поведение, повышенная тревожность. К сожалению, такие учащиеся часто не попадают в поле внимания педагогов, хотя и нуждаются в особом педагогическом подходе.
Самая сложная задача учителя, воспитателя и родителя – найти ключик к пониманию трудного ребенка, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребенок хотел бы изменить свое поведение.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ?
Запрет лишь усугубят проблему.
Санкция должна соответствовать поступку.
Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребенка, не используйте агрессивные методы воспитания.
Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
Используйте удивление для реагирования на агрессию.
Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребенка.
Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребенка.
Попытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребенка в нужное русло.
Дайте понять ребенку, что он любим.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С КОНФЛИКТНЫМ РЕБЕНКОМ?
Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор).
Не обсуждайте проблемное поведение при ребенке.
Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением
ссорящихся
.
Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребенка.
Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ТРЕВОЖНЫМ РЕБЕНКОМ?
Выясните причину тревожности.
Не используйте ярлыки, так как ребенок не может быть плохим во всем.
Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребенка.
Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребенка.
Не используйте ребенка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.
Если необходимо, обратитесь с ребенком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребенка проблеме.
Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас!
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМ РЕБЕНКОМ?
Не давите на ребенка собственным авторитетом.
Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания.
Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны.
Подчеркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Старайтесь повысить уровень его самооценки. Учите его уважать себя.
Хвалите его, делайте комплименты. Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки.
Наметьте совместный план действий с ребенком и другими взрослыми, близкими ребенку.
Не отвергайте ребенка и не разочаровывайтесь в нем, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где бы ребенок мог стать объектом насмешек.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С УПРЯМЫМ РЕБЕНКОМ?
Прежде, чем перевоспитывать, убедитесь, что ребенок не левша. При доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство.
Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребенка жертвой собственных конфликтов.
Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребенка? Ищите источник стресса. Поймите ребенка и проявите чуткость.
Переключите упрямство ребенка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НЕРВНЫМ РЕБЕНКОМ?
Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их.
Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребенка, не управляйте ребенком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям.
Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно»
.
Создавайте ребенку психологический комфорт и все время помните, что вы – пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.
Чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далек от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явления достаточно частые и не повод для отчаяния.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ?
Гиперактивность диагностируется, если ребенок суетлив; чаще бегает, чем ходит; если что-нибудь делает, то с шумом.
Выясните причину
гипердинамичности
. Нередко она – следствие мозговой дисфункции.
Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребенка. Продумайте вместе с ним режим дня и стремитесь следовать ему.
Главное лекарственное средство – игра. Переведите неусидчивость ребенка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование).
Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте.
Лучшие друзья
гиперактивного
ребенка – противоположные ему по темпераменту и складу характера.
Запаситесь терпением, поощряйте старания ребенка, ограничьте шумные компании.
Учите сдерживать бурные эмоции и не выплескивайте на ребенка свои. Спрячьте
поглубже
раздражение и ярость.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НЕВНИМАТЕЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ?
Нарушение внимания диагностируется, когда ребенок: часто переспрашивает; легко отвлекаем внешними раздражителями; путает детали; не заканчивает то, что начинает; слушает, но кажется, что не слышит.
Хвалите ребенка в каждом случае, когда он этого заслужил, особенно за виды деятельности, требу
ющие концентрации внимания.
Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
Приложение5
Блок занятий на сплочение коллектива
Цель: создание благоприятной атмосферы для развития личности в коллективе за счет повышения уровня групповой сплоченности;
Возраст: подростковый (5-8 классы)
Форма : тренинг (5 занятий по 45 минут)
Используемая литература:
Т.Н. Гущина «Игровые технологии по формированию социальных навыков подростков»
А.Грецов, Т. Бедарева «Психологические игры для старшеклассников»
Занятие 1.
Разогрев группы.
Упражнение «Цвет моего настроения»
Сидя в кругу, каждому участнику предлагается рассказать о своем настроении.
Время: 5 мин.
Упражнение «Поиск сходства»
Сидя в кругу, участники перекидывают друг другу мяч: «Тот, у кого в руках находится этот предмет, должен как можно быстрее перебросить его другому участнику, назвав при этом черту своего сходства с тем, кому кидается предмет».
Время: 7 мин.
Упражнение «Все мы»
«Все мы» – это ассоциативно-ролевой портрет участников, всех тех, кто собрался в группе. Он покажет, как каждый видит себя. Один участник выходит. Психолог просит каждого участника сказать об ушедшем что-нибудь приятное. Это записывается. Затем участник входит. Психолог говорит, например: «Пока вы отсутствовали, мы случайно завели о вас разговор. Не поверите, как много приятного о вас было сказано. Один сказал...» Участник должен отгадать, кто что сказал и почему.
Время: 10 мин.
Упражнение «Передай мяч»
Участники сидят в кругу. Необходимо передать мяч другому, при этом передавать нужно каждый раз новым способом, без повторений, приговаривая фразу «Я передаю тебе мяч» (структуры фразы должна быть каждый раз новой).
Время: 5 мин.
Игра «Подмигивание»
Несколько участников сидят в кругу, у каждого из них есть своя «пара». Ведущий подмигивает одному из сидящих, пытаясь переманить его на свой стул. Задача одних- перебежать к ведущему, других – удержать свою пару.
Время: 7 мин.
Упражнение «Встаньте с мест»
Участники сидят в кругу. Ведущий называет любое число (не должно превышать количество участников), остальные должны одновременно, не сговариваясь, подняться в количестве соответствующему названому числу.
Время: 5 мин.
Заключительная часть.
Каждый из участников высказывается о своем настроении после занятия.
Время: 4 мин.
Занятие 2.
Упражнение «Взгляды»
Все закрывают глаза. По команде ведущего, открыв глаза, надо одними глазами установить контакт с кем-нибудь из группы. Если это не получилось с первого раза – попробовать еще.
Время: 3 мин.
Упражнение «Прорвись в круг»
Участники создают плотный круг. Один-ведущий, должен прорваться в круг с внешней стороны. Задача группы – его не впускать.
Обсуждение.
Время: 7 мин.
Упражнение «Встанем в строй»
Участникам предлагается хаотично перемещаться по комнате, а потом по команде ведущего встать в строй поочередно по каждому признаку:
-росту, алфавиту, месяцу рождения.
Время: 10 мин.
Упражнение «Поймать в круг»
Два участника берутся за руки и стоят, остальные перемещаются вокруг них. Задача первых -поймать участника в круг. Пойманный встраивается между ведущими, тем самым круг увеличивается.
Время: 10 мин.
Упражнение «Угадай кто»
Один участник выходит за дверь. Оставшиеся называют про него положительные качества, которые записываются. Когда участник возвращается, он соглашается или не соглашается и качествами и угадывает, кто именно какое назвал.
Время: 10 мин.
Заключительная часть.
Каждый из участников продолжает фразу «Сегодня я понял…»
Занятие 3.
Разогрев группы
.
Участники стоят в кругу, и по цепочке называют предмет и его звук «Дождик кап кап» и т.д. Упражнение проводится по принципу снежного кома.
Время: 3 мин.
Упражнение «Стеклянная дверь».
Участники делятся на пары. Инструкция : «Представьте себе, что вы садитесь в вагон метро. Один из вас успел зайти внутрь, а второй- нет, когда двери закрылись. Вы оказались разделены стеклянными дверями. Слышать друг друга вы не можете, но прекрасно видите собеседника Оставшийся на перроне хочет сообщить другому о времени и месте встречи».
Время: 10 мин.
Упражнение «Узкий мост»
Группа делится на две команды. От каждой команды по узкому мосту на встречу друг другу идут участники. Главная задача – грамотно перейти мост и разойтись.
Время: 5 мин.
Игра «Семеро козлят»
Группа делится на козлят, волков и родственников козлят. Задача козлят- различить кто врет, а кто говорит правду, так как и те и другие будут пытаться попасть в дом к козлятам.
Время: 12 мин.
Упражнение «Копирование движений»
Участники стоят в кругу. Выбирается водящий, который временно выходит за дверь. Без него группа выбирает участника, чьи движения будут копироваться. Каждые 15 секунд водящий меняет движение. Задача водящего - угадать за кем группа копирует движения.
Время: 10 мин.
Заключительная часть.
Обсуждение настроения по ассоциациям с погодой.
Время: 5 мин.
Занятие 4.
Разогрев группы.
Каждый участник должен произнести слово «Привет» со своей интонацией, повторяться нельзя.
Время: 2 мин.
Упражнение «7
моих
Я»
Каждый участник называет 7 своих лучших качеств.
Время: 7 мин.
Игра «Солнце свети для того, кто
..»
Участники меняются местами в кругу по принципу «Солнце светит для того, кто сегодня пришел в белой рубашке» и т.д.
Время: 7 мин.
Упражнение «Цитаты»
Каждый участник пишет на бумажке свой девиз, жизненный принцип, или любую фразу-цитату, с которой он согласен. Бумажки сворачиваются и перемешиваются. Каждый участник вытягивает цитату, читает её и угадывает кому она принадлежит.
Время: 12 мин.
Упражнение «На ощупь»
В группе выбирается водящий, ему закрывают глаза. По очереди к нему подходят участники, его задача – на ощупь определить кто это.
Время: 7 мин.
Упражнение «Ответь за
другого
»
Сидя в кругу первому участнику задают вопрос про его соседа. Главная задача – правильно ответить за своего товарища.
Время: 7 мин.
Заключительная часть.
Каждый продолжает фразу «Для меня дружба – это..»
Время: 3 мин.
Занятие 5.
Разогрев группы.
Приветствие. Каждый участник (сидя в кругу) обращается к своему соседу по имени и говорит: «Ты всегда такой …(необходимо назвать положительное качество этого человека) поэтому с тобой приятно общаться».
Время: 3 мин.
Упражнение «О ком»
Один участник выходит за дверь, в то время как остальные выбирают человека, качества которого будет называть. Задача водящего, угадать о ком из присутствующих идет речь.
Время: 7 мин.
Игра «Путаница»
Все участники берутся за руки, и пытаются запутаться при помощи рук и ног. Задача водящего – распутать группу.
Время: 5 мин.
Упражнение «Взаимное представление»
Инструкция: «Разбившись на пары, Вам необходимо в течение 5 минут опросить своего партнера, стараясь собрать о нем как можно больше информации. После окончания сбора информации, Вам необходимо представить друг друга. Для облегчения задачи предлагается определенный план рассказа.
Как бы я хотел, чтобы ко мне обращались.
Мои любимые и нелюбимые качества в людях.
Две лучшие черты моего характера.
Чтобы я еще хотел рассказать о себе.
По окончании представляемому участнику дается возможность исправить неточности, добавить или разъяснить некоторые моменты, а так же ответить на вопросы, заданные группой.
Время: 12 мин.
Упражнение «Наш рассказ»
Первый участник начинает рассказ с одного предложения, следующий продолжает его фразу, придерживаясь общей идеи. Вместе участники составляют свой рассказ.
Время: 10 мин.
Методика «Эмиграция»
Участникам задают ситуацию и два вопроса к ней:
Предположим, вам по каким-либо причинам необходимо перейти в другую школу.
Сколько человек и кто конкретно пожалеет об этом? Почему? Что связывает вас с этими людьми?
Кого, может быть, обрадует ваш переход в другую школу? Почему?
Участникам предлагается в течении мысленно ответить на эти вопросы.
Затем группа переходит к обсуждению (высказываются только желающие)
Подведение итогов, обсуждение пользы тренинга для данной группы, положительных/отрицательных изменений.
Анкетирование на выявление отношения воспитанников к летнему лагерю.
1. Как тебя зовут? ____________________________________________________________
2. Сколько тебе лет? ___________________________
3. Нравится ли тебе в лагере?___________________________________________________
4. Какие мероприятия особенно интересны_______________________________________
____________________________________________________________________________
5. Чему ты научился, что приобрел?______________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Кого из ребят своего отряда ты пригласил бы на свой день рождения?_______________
_____________________________________________________________________________
Если бы ты был начальником лагеря, что бы ты добавил в жизнь лагеря?
_____________________________________________________________________________
Анкетирование на выявление отношения воспитанников к летнему лагерю.
1. Как тебя зовут? ____________________________________________________________
2. Сколько тебе лет? ___________________________
3. Нравится ли тебе в лагере?___________________________________________________
4. Какие мероприятия особенно интересны_______________________________________
____________________________________________________________________________
5. Чему ты научился, что приобрел?______________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Кого из ребят своего отряда ты пригласил бы на свой день рождения?_______________
_____________________________________________________________________________
Если бы ты был начальником лагеря, что бы ты добавил в жизнь лагеря?
_____________________________________________________________________________
Анкетирование на выявление отношения воспитанников к летнему лагерю.
1. Как тебя зовут? ____________________________________________________________
2. Сколько тебе лет? ___________________________
3. Нравится ли тебе в лагере?___________________________________________________
4. Какие мероприятия особенно интересны_______________________________________
____________________________________________________________________________
5. Чему ты научился, что приобрел?______________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Кого из ребят своего отряда ты пригласил бы на свой день рождения?_______________
_____________________________________________________________________________
Если бы ты был начальником лагеря, что бы ты добавил в жизнь лагеря?
_____________________________________________________________________________
Методика Лонга
Фамилия имя________________________________________Возраст________________
Школа______________________________________________класс__________________
Методика Лонга
Фамилия имя________________________________________Возраст________________
Школа______________________________________________класс__________________
Методика Лонга
Фамилия имя________________________________________Возраст________________
Школа______________________________________________класс__________________
Методика Лонга
Фамилия имя________________________________________Возраст________________
Школа______________________________________________класс__________________
Методика Лонга
Фамилия имя________________________________________Возраст________________
Школа______________________________________________класс__________________