Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Методическая разработка "Нетрадиционнве техники рисования в ДОУ" . Работа №288627

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Существует много разнообразных нетрадиционных изобразительных техник. Их необычность состоит в том, что они позволяют педагогам вывести детей  за привычные рамки рисования, а детям быстро достичь желаемого результата.

Использование нетрадиционных техник при обучении детей рисованию способствует развитию:

мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

познавательной активности и воображения

пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

изобразительных навыков и умений;

наблюдательности, внимания и усидчивости;

эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Работа:

Методическая разработка «Нетрадиционные техники рисования»

Данная разработка является дополнением к «Проекту по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через нетрадиционные виды продуктивно- изобразительной деятельности».

Методическая разработка также может быть полезной воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования по направлению художественно- эстетическое развитие, руководителям изостудий и творческих кружков.

Цель методической разработки:

Разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по художественно- изобразительной деятельности

Задачи:

выделить и дать описание возможным видам рисования

в нетрадиционных техниках

;

определить различные варианты применения

нетрадиционных

техник рисования;

выработать методические советы и рекомендации по использованию предлагаемых

нетрадиционных

изобразительных техник

.

Существует много разнообразных нетрадиционных изобразительных техник. Их необычность состоит в том, что они позволяют педагогам вывести детей за привычные рамки рисования, а детям быстро достичь желаемого результата.

Использование нетрадиционных техник при обучении детей рисованию способствует развитию:

мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

познавательной активности и воображения

пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

изобразительных навыков и умений;

наблюдательности, внимания и усидчивости;

эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Преимущества нетрадиционных техник рисования:

техники просты для освоения;

позволяют достичь положительных результатов при рисовании;

способствуют развитию творческого потенциала детей;

для рисования используются доступные подручные материалы;

техники рисования можно объединять между собой и создавать рис

унок сразу в нескольких техника

Нетрадиционные техники рисования:

рисование пальчиками, ладошками

техника рисования пуантилизм

рисование мыльными пузырями

рисование

оттиском смятой бумаги

рисование штампами

кляксография

монотипия

граттаж

пластилинография

ниткография

рисование свечой

/ восковыми мелками

и акварелью

рисование в технике набрызг

Рисование пальчиками и ладошками

Существует несколько техник пальчикового рисования.

1. Рисуем полураскрытым кулачком, например, так можно рисовать радугу, холмы, банана и т. п.

2. Рисуем ладошкой, при этом пальчики могут быть сомкнуты (бабочка – вертикально прикладываем к бумаге две разукрашенные ладошки, рыбка – одна ладошка, приложенная к бумаге горизонтально) .

3. Рисуем пальчиками – а именно: кончиками пальцев ставим точечки (так можно нарисовать гусеницу, виноград, рябину или раскрашивать этой техникой обычную раскраску, проводим пальчиками линии (так хорошо рисовать геометрические фигуры). Прикладываем пальчики (раскрасим 1-2 пальчиками и приложим их бумаге – выйдут кустики, деревья, звездочки, соберем пальчики в пучок (и получим цветы и зимние снежинки) .

4. Рисуем кулачком со стороны большого пальчика (выйдут красивые розы, ракушки, улитки)

5. Рисование пальцем по запотевшему стеклу.

Поднесите ребенка окну и покажите ему, как рисовать пальчиками дорожки на влажном, запотевшем стекле. Особенно эффективно такие рисунки выглядят вечером, когда за окном темно.

6. Рисование на мокрой бумаге.

Плотную бумагу можно смочить в миске, под краном или широкой кисточкой. Малышу наверняка захочет на вкус такое рисование, ведь так интересно наблюдать, как от одного прикосновения его пальчики на листе расплывается такое красивое пятно. Также в такой технике рисовать можно на бумаге, по мольберту или к окну. В этом случае краски будут стекать вниз.

Пальчиками легче всего рисовать точки. Ребенку будет интереснее украшать точками, заранее нарисованные предметы (мухомор, подсолнух, божью коробку, рисовать яблоки на яблоне, кружочке на платье и т. д.) или дополнять сюжетные картинки (рисовать падающий снег или дождь, горошек для петушка, зернышки для цыплят и т. д. … Дляначала можно предложить ребенку рисовать пальчиком подносе с манкой, солью или речным песком.

 

Техника рисования «Пуантилизм» (точечная живопись ватными палочками)

Рисование ватными палочками можно назвать одним из видов пуантилизма. Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра. Он считается основателем этой техники.

Детьми обычно с радостью приветствуется техника рисования ватными палочками, так как можно одну и ту же картинку создать совершенно разными способами. При работе можно взять за основу шаблон и заполнить все детали рисунка точками определенного цвета. Можно не заполнять весь рисунок, а сделать разноцветными точками только контур деталей. Точками увлекательно дополнять уже готовые рисунки и шаблоны. Этот вариант особенно удобен для совсем юных художников: когда мама предлагает нарисовать глазки какому-нибудь животному или людям, а также интересно ватными палочками создавать снег или дождь.

Детям в возрасте от 1 года до 3 лет рисовать палочками гораздо проще, чем кисточкой. Для того чтобы заинтересовать малыша, нужно сначала показать ему, как можно провести красивую линию или поставить точку, потом еще одну, а потом другого цвета. Для проведения первого занятия потребуется следующий инвентарь: краски для рисования, например, пальчиковые или обычная гуашь, если нет страха, что ребенок потянет краску в рот; бумага; шаблоны с черно-белыми рисунками или тематические картинки, на которых требуется что-то дорисовать; большое количество ватных палочек; палитра. Пластмассовая палитра пригодится для того, чтобы не давать ребенку в распоряжение целую баночку с краской. Очень часто у детей возникает желание использовать такое обилие материала не по назначению. На палитре же удобно развести водой краски нескольких цветов и рядом с каждой положить свою палочку. После того как все готово, можно начинать рисование ватными палочками картинки на какую-нибудь интересную тему

В работе с дошкольниками стоит уделить внимание и рассказу о самой технике пуантилизм. Необходимо дать минимальную информацию о том, что рисунок создают при помощи отдельных мазков или точек разных цветов. Желательно подготовить несколько картин, созданных в технике пуантилизм, показать их ребенку, чтобы вызвать более глубокий интерес. Важно, что при создании картинки краски нельзя смешивать между собой. При этом расстояние от одной точки до другой может быть большим, а можно, наоборот, располагать точки близко друг к другу.

В каждой технике рисования существуют различные секреты и нюансы. Пуантилизм – не исключение. Есть некоторые моменты, на которые стоит ориентироваться, чтобы получить максимально удовлетворительный результат. Для малышей на первых занятиях лучше предлагать только один цвет краски. Картинки надо подбирать максимально простые: солнышко, яблочко или снег, дождик. Детям постарше даются задания сложнее. Увеличивается количество цветов. Это позволит юным художникам проявить воображение. А старшие дошкольники могут попробовать себя в роли художников, создавая целые картины в технике пуантилизма.

Рисование мыльными пузырями

Для рисования понадобится:

- гуашь
- стаканчики с водой,
- трубочки для сока, 
- кисточки,
- альбомные листы,
- шампунь или средство для мытья посуды

Этапы выполнения работы:
1. Взять пластиковые стаканчики, в зависимости от задумки работы стаканчики  могут быть разных размеров. В стаканчик налить  воды, чуть – чуть шампуня или средства для мытья посуды

2. Добавить гуашь, все перемешать

3. Опускаем трубочку для сока в стаканчик и начинаем дуть в неё до тех пор, пока над стаканчиком не поднимется мыльная «шапка». Детям привычнее пить   трубочек, поэтому, сначала предложите ребёнку потренироваться пускать пузыри с обычной водой, привычной и безопасной.

4. Берём лист бумаги и прикладываем к стаканчику с мыльными пузырями. Можно так сделать несколько раз, в зависимости от вашего творческого замысла. Также можно взять ложку, собрать разноцветную пену, положить на лист бумаги, дать высохнуть, и дорисовать недостающие части до картинки.

 

 

Рисование оттиском смятой бумаги

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Смятая салфетка или бумага позволяют получить интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.
Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.
Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.
Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

 

Рисование штампами

С помощью штампов очень занимательно и удобно создавать определённый узор, орнамент; если не сам рисунок, то его оригинальное обрамление. Для этого пригодятся пластиковые и деревянные пробки, вискозные салфетки, картошка, листья, морковь, чеснок, пластилин, баночки из-под краски, пуговицы, нитки и все что угодно, что может оставить след на бумаге.

Штампики из пластилина

Очень просто и удобно сделать штампики из пластилина. Достаточно кусочку пластилина придать нужную форму, украсить узорами (линии, пятна) и окрасить в необходимый цвет. Для окрашивания можно использовать губку, увлажненную краской, или кисть, которой можно наносить краску на поверхность штампика. Лучше использовать густую краску.

Штампики из ниток

Для создания «полосатых штампиков» можно использовать нити, прочно намотанные на какой-либо предмет. Густым слоем краски нити окрашиваются в необходимый цвет. Затем, используя воображение, «полосатый узор» наносится на декорируемую поверхность.

Картинки-отпечатки
Можно делать отпечатки, используя пенопластовые формы, на которых удобно создавать рисунок заостренным предметом, оставляя углубления в этой форме. Затем на форму необходимо нанести краску. Сразу же поверх формы прикладывается лист бумаги, проглаживается. Через некоторое время необходимо аккуратно снять лист бумаги. На его обратной стороне появится красивый рисунок.

Отпечатки «листики»
Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.

Отпечатки картошкой, морковкой, яблоком
Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму, подобрать подходящий цвет краски, кистью окрасить и сделать красивый отпечаток на декорируемой поверхности.

 

Кляксография

В последние годы кляксография набирает небывалую популярность. И связан этот момент вовсе не с последними веяниями моды. Оказывается благодаря данной технике рисования, у ребенка усиленно развивается творческое воображение.

Казалось бы, что полезного может почерпнуть малыш из обычной кляксы. На самом же деле, случайно сделанное краской пятно имеет уникальную, неповторяющуюся форму и размер. И если приложить немного фантазии, то обычной кляксе можно придать очертания какого-либо предмета или создать образ животного. Кстати, этой нетрадиционной техникой рисования зачастую увлекаются и взрослые.

Необходимый инструмент

Для создания уникального рисунка необходимо подготовить следующий материал:

Художественную кисть. Желательно использовать жесткие кисточки. Порой дети, чтобы изобразить кляксу большого размера прибегают к помощи зубной щетки.

Краски. В этом виде искусства применяют только жидкую акварель. Если под рукой нет подходящих красок, то можно просто развести имеющуюся акварель водой. Кстати, необходимой для рисунка консистенцией обладает разноцветная тушь. Ее также можно использовать при рисовании.

Картон или лист белой бумаги.

Емкость для воды.

Ватные палочки.

Влажная тряпочка. Используется для удаления загрязнения с рук.

Создать рисунок с помощью кляксографии можно несколькими способами.

Наиболее распространенный — капельный метод.

Здесь потребуется широкая, объемная кисть. Ее следует тщательно напитать краской, и затем, расположив ее над листком бумаги начать разбрызгивать акварель. Если вы хотите чтобы капли оросили небольшой участок, постучите кисточкой о палец или руку. Когда же кистью просто встряхивают, область разбрызгивания увеличивается. Для точечного нанесения краски используют пипетку. Кстати, с ее помощью можно создать кляксу большого размера изобразив, таким образом, к примеру, солнце. Чаще всего при помощи такого способа кляксографии создают пейзажи.

 Во втором способе кляксографии используют метод растекания.

Для этого в угол листа с помощью кисти наносят большую кляксу. Важно, краска должна быть очень жидкой. Затем с помощью питьевой трубочки начинают раздувать краску по поверхности бумаги. Желательно направлять акварель в разные стороны. Теперь присмотритесь к полученному рисунку, что он вам напоминает? Может быть, рябиновый куст?

Если да, то следует завершить рисунок, нарисовав на ветке красные плоды. Для этого воспользуйтесь ватной палочкой. Просто смочите «инструмент» в краске нужного цвета и прорисуйте рябиновые листочки и ягодки. Полученный рисунок при желании можно украсить оригинальной рамкой.

Монотипия

Эта техника часто используется в работе с детьми. Это вполне доступный прием, отличающийся большим разнообразием. Такое разнообразие привело к размыванию и изменению терминологии в разных литературных источниках, поэтому начинающие педагоги порою путаются и как только не называют эту технику («припечатывание», «кляксография», «оттиск», «отпечаток»). Давайте разберемся. Отпечаток и оттиск относятся к категории рельефных штампов, которые можно повторить многократно с точным сохранением конфигурации пятна и его цвета. Например: отпечаток руки, листа дерева, картонной формы, вырезанной губки, гравированной доски и т. д. Монотипия –это методика, которая объединяет элементы рисунка и живописи, где применяются приемы печати. В отличие от традиционной печати, цель которой состоит в многократном воспроизведении версии изображения, монотипия – метод, который создает единичный художественный объект. Также в отличие от других видов печати, монотипия может быть выполнена с любой гладкой поверхности, не требуя для этого печатного станка. Характер поверхности и способ нанесения краски придают разнообразие этой уникальной технике.

Различают монотипии цветные (живописные) и черно-белые (графические). Поверхности основы монотипии могут быть разные: бумага, целлофан, пластик, линолеум, металлический лист, стекло и др. Отпечатывают монотипию обычно на бумагу, но можно и на ткань. Краска для монотипии используется любая, чаще всего – гуашь, но также это могут быть и масляные краски и акварель и даже расплавленные восковые мелки. От густоты краски зависит характер фактуры изображения – от гладкого с мягкими переходами, до характерного «крапчато-ажурного», «кораллового» эффекта. Отпечатывание происходит путем надавливания, разглаживания, осторожного притирания двух поверхностей.

Монотипия с бумаги – на бумагу

Различается два основных способа:

1. метод складывания бумаги, при котором получается либо два отдельных зеркально симметричных изображения, либо одно цельное симметричное изображение. Можно рассматривать такие спонтанные пятна и дорисовывать до узнаваемых образов, или вырезать цельные симметричные формы из сложенных пополам листов бумаги в виде бабочек, одежды, цветов, листьев и т. д.

2. метод печати с одного листа, на котором выполнен рисунок краской – на другой, смоченный водой лист бумаги. В этом случае отпечатанное изображение будет бледнее.

Монотипия с пленки – на бумагу

Пленка может использоваться любая от целлофанового пакета, до оберточной пленки для цветов. Главное, чтобы они были прозрачные. Особая прелесть этого способа заключается в возможности наблюдения за процессом отпечатывания, когда под твоими пальцами под прозрачной пленкой раздавливается и частично смешивается краска.

Монотипия со стекла – на бумагу

Этот вариант чаще всего используется художниками, потому что он более удобен для точной и тонкой, не спонтанной, а продуманной работы с возможностью исправления. Вместо стекла можно использовать металлический лист или гладкую пластиковую салфетку. Графические варианты монотипии:

Прием «копирки», когда вся поверхность стекла покрывается тонким слоем краски (черной типографской или обезжиренной масляной) для детей можно использовать смесь краски, воды и муки или крахмала (1 часть муки - на 3 части черной краски, разведенной до консистенции сметаны)

1. Смесь должна быть густой и тягучей, распределить ее по стеклу можно куском картона или шпателем. Накрываем стекло листом бумаги и рисуем на нем черенком кисти, шариковой ручкой или карандашом, стараясь держать инструмент на весу и не давить рукой на бумагу. В рисунке использовать средства линии и штриха. По окончании рисунка снимаем лист со стекла. Получился зеркальный графический рисунок. Возможно последующее раскрашивание высохшей работы пастелью, акварелью и др.

2. Тот же способ нанесения краски на стекло, только теперь мы будим процарапывать или стирать тряпочкой линии и пятна. И когда мы отпечатаем изображение на бумагу (в этом случае надо разгладить и осторожно придавить лист к стеклу) получается белый рисунок на черном фоне или цветном фоне, если взять разноцветную гуашь или цветной рисунок если отпечатывать на цветную бумагу

3. Так же можно рисовать на стекле кистью цветными красками (акварель, гуашь или масло) и печатать изображение на влажную бумагу, помня, что рисунок будет зеркальным. За основу можно брать любую картинку или рисунок, подложив их под стекло.

Монотипия восковыми мелками

Это самый экзотический и редкий в использовании прием. Мы познакомимся с ним теоретически, и каждый из вас сможет при желании поэкспериментировать в этом направлении.

Чтобы сделать монотипию восковой пастелью, надо чтобы мелки превратились в краску привычной для этой техники консистенции, а значит надо их подвергнуть тепловой обработке. Есть несколько способов сделать это.

1. Металлический противень накрыть листом алюминиевой фольги и нагревать его на плите при небольшой температуре. Рисовать на нагретой фольге тающими на глазах восковыми мелками, придерживая противень прихваткой. Отпечатать изображение на бумагу, прижав ее к рисунку на фольге.

2. Остатки восковых мелков измельчить (можно на терке, насыпать на лист фольги, расстеленной на противне в виде простого изображения – цветка или абстрактных декоративных пятен. Нагреть до подтаивания и отпечатать, приложив плотный лист бумаги.

3. На листе наждачной бумаги рисовать, нажимая на мелок как можно сильнее. Накрыть рисунок на наждачной бумаге белым листом бумаги и проглаживать сверху утюгом так, чтобы на нем отпечатался рисунок.

4. Нарисовать разноцветными восковыми мелками яркий рисунок, сильно нажимая на мелок. Приготовить ткань – старую простынь или футболку, приложить к ткани разрисованный лист рисунком вниз и придавить рисунок горячим утюгом, предварительно подложив под ткань газету. Утюг нужно только прижимать, приподнимая и опуская, а не водя взад-вперед как при глаженье. Воск подтает и хорошо закрепится на ткани. Бумагу убрать.

Монотипия с поверхности воды

Это еще один экзотический способ монотипии. Только в этом случае мы «снимаем» рисунок не с твердой поверхности, а с поверхностной пленки воды, на которой плавает тонкий слой водостойкой краски, не растворимой в воде (водостойкие чернила, масляная краска) или цветные мыльные пузыри. В результате получаются радужные разводы или мраморные узоры.

 

Граттаж

Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово «граттаж»произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапания.

Работа в технике граттаж проходит несколько этапов:

1 этап: грунтовка листа воском (так-как эта работа сложная, грунтовку проводит воспитатель. Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных восковых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком,тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной).

2 этап: Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши. Можно, конечно, и гуашь использовать, но она пачкается после высыхания. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Грунтовка закончена.

3 этап: Острым предметом процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.

Процарапывать рисунок можно следующими инструментами- стекой, зубочисткой, острой палочкой, концом кисточки, стержнем.

Работа в технике «Граттаж» требует усилий, поэтому перед рисованием с дошкольниками необходимо провести пальчиковую гимнастику

Для создания рисунка существует несколько вариантов подготовки бумаги перед рисованием. Вариант первый - оставить бумагу просто белой. Вариант второй – сделать эту основу цветной, в произвольном творческом порядке нанеся на нее акварель. Вариант третий - хорошенько закрасить картон обычными восковыми мелками. Можно воспользоваться одним цветом, а можно набросать разноцветные пятна-полоски (потребуется довольно толстый слой), не оставляя пустых пятен. Вариант четвертый – в качестве основы можно взять цветной картон. Вариант пятый - подготовить картон уже с готовым рисунком на нем. Например, кусок коробки конфет или обложку тетради, что позволяет попробовать граттаж в домашних условиях, имея минимум материалов под рукой.

Советы. Если гуашь (или тушь) скатывается с предыдущего слоя, обработанного восковыми мелками или карандашами, то можно сначала обезжирить основу с помощью талька (просто посыпать сверху и протереть ватным диском). Чтобы гуашь не окрашивала руки при выцарапываниирисунка, до ее нанесения добавьте в краску немного ПВА и хорошо промешайте. Либо при рисовании подложите под руку, которая опирается в лист, кусок чистой бумаги

 

Пластилинография

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.   Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.  Пластилинографию иначе называют «Живопись с помощью пальцев», такой вид живописи очень благотворно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его.  Для решения проблемы развития мелкой моторики рук, начиная со старшей группы, я использую  методпластилинографии, включая в процесс пальчиковую гимнастику. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: « графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной  поверхности. Занимаясь «пластилинографией», у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захватмелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности.

Виды «пластилинографии»:

Обратная аппликация — ещё одна разновидность аппликации из пластилина. Выполняется на гладкой и прозрачной поверхности стекла или пластмассы. Обозначив (выложив) пластилином контур будущего рисунка, начинаем последовательно заполнять открытые участки пластилином. По окончании работы, перевернув изделие гладкой стороной к себе, вы получите удивительный рисунок. Мозаика – это  способ создания изображения или узора из кусочков маленьких размеров;

Объёмная, скульптурная лепка ;

Техника разрезания  пластилина ;

Техника смешивания пластилина;

 

Этапы работы:

Перевод рисунка на картон и работа с фоном.

   На вырезанный по формату картон переводиться эскиз сюжетной картины. Перевод эскиза осуществляется при помощи копировальной бумаги.

Можно обводить рисунок авторучкой, тогда легко отличить отработанные места.       Перед началом, внимательно рассматривается картина и словесно проговаривается, какие места будут являться фоном. Работа начинается с определения цвета фона. Контурное изображение на данном этапе работы остаётся незакрытым. Сначала вымешивается цвет, необходимого оттенка. Потом формируется колбаска которая выкладывается на фон и прижимается к картону. Дальше размазывается пластилин по всему пространству фона, сохраняя ровную линию около контура изображения Вне контуров, на остальной площади фона, пластилин примазывается маленькими сформированными кусочками. Картон, на котором ребёнок изображает сюжетную картину, может поворачиваться в любом направлении.

Работа над фрагментами основного изображения.

       После того как будет закрыт основной фон, можно переходить к фрагментам основного изображения. Эта работа будет проходить в три этапа.

       Подготовка контура изображения: Необходимо проверить, насколько видна контурная линия основного изображения. Если линии контура, закрылись пластилином, то с  помощью стека нужно их очистить. Всё изображение должно хорошо просматриваться и ребёнок ориентировался в изображении.

       Работа с фрагментами основного изображения: Для того чтобы закрыть пластилином фрагменты основного изображения, пластилин нужно подготовить. Нельзя работать рваными, несформированными кусочками, так как в этом случае трудно сохранить линии контура. С приёмами работы в технике пластилиновой картины мы уже знакомы. Чтобы линия контура изображения получалась ровной и аккуратной, сначала скатывается колбаска, прижимается с контуром изображения, не закрывая его, и примазывается в нужном направлении, то есть внутрь контура. Для закрепления деталей сложной формы или очень мелких фрагментов можно скатать маленькие шарики. А затем шарик, также как и колбаска примазывается в нужном направлении.

       Выделение контурных линий: Когда всё изображение закрыто пластилином, остаются не закрытыми контурные линии. Для того чтобы усилить зрительное ощущение от нашей картины, можно на контурные линии наложить очень тонкие колбаски из пластилина черного цвета и прижать их. Колбаски можно заменить на маленькие шарики.

 

Советы при работе в технике пластилинографии:

1)    Твердый пластилин нужно разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком);

2)    При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, сплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности.

3)    Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов;

4)    На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполнения работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

 

Ниткография

Ниткография как вид изобразительного искусства берет свои истоки в Мексике. Картины, которые делают мексиканские народные мастер, создаются из толстых шерстяных ниток и показывают элементы этноса. Основа для картин смазывается специальным составом (смола сосны+ пчелиный воск), и нити разных цветов из шерсти выкладываются в форме различных узоров.

Ниткография и ее разновидности

Существуют разные виды ниткографии,которые можно применить в работе с детьми: изонить, рисование нитью.
Изонить – создание картин из нитей без использования клея. Нити по предварительно сделанной схеме выкладываются при помощи их переплетения и закрепляются декоративными гвоздиками или протягиваются в дырочки. Выполнение простых узоров в технике изонити доступно для старших дошкольников.

Занятия с изонитью для детей. Ход работы:

 

Возьмите шерстяную или акриловую нить, немного распушите ее. Изображения, получаемые от нитей с большим ворсом, гораздо интереснее для детей. Длина нити – 40-45 см.

Приготовьте обычный лист бумаги формата А4.

Опустите нить в краску любого цвета.

Положите нить на листок бумаги.

Накройте лист с нитью другим бумажным листом. Можно использовать не два, а один лист. В этом случае его нужно сложить пополам и ниточку располагать между двумя половинами листа.

Поводите нитью в любом направлении.

Раскройте половинки листа (если используете один листок) или уберите второй лист (если работаете с двумя листами).

Уберите нить с краской.

Дорисуйте причудливое изображение, полученное от ворса нити, проявив фантазию.

 

Ниткографияс использованием клея.

 

Возьмите шерстяную или акриловую нить, немного распушите ее. Изображения, получаемые от нитей с большим ворсом, гораздо интереснее для детей. Длина нити – 40-45 см.

Приготовьте обычный лист бумаги формата А4.

Опустите нить в краску любого цвета.

Положите нить на листок бумаги.

Накройте лист с нитью другим бумажным листом. Можно использовать не два, а один лист. В этом случае его нужно сложить пополам и ниточку располагать между двумя половинами листа.

Поводите нитью в любом направлении.

Раскройте половинки листа (если используете один листок) или уберите второй лист (если работаете с двумя листами).

Уберите нить с краской.

Дорисуйте причудливое изображение, полученное от ворса нити, проявив фантазию.

 

 

Рисование восковые мелки + акварель

Восковые мелки (масляная пастель) – один из лучших материалов для рисования, который отличается не только широким спектром творческих возможностей, но безопасностью их использования детьми. Рисовать  ими могут с младшего возраста (для малышей большие трехгранные) Главное преимущество восковых мелков (масляной пастели) в приготовлении к занятию  - не надо точить.

Техника работы восковыми мелками и акварелью очень проста, но эффектная. На первый взгляд, кажется, что эти два материала несовместимы, поскольку воск отталкивает воду. Но именно это свойство и позволяет добиваться удивительных результатов – картины, нарисованные восковыми мелками и акварелью необычайно выразительны. Особых секретов в этой технике нет: сначала нужно нарисовать «восковую» картинку, а затем закрасить ее акварельной краской. Акварель скатывается с жирного мазка пастели и остаётся только на чистом листе. Проявляющийся рисунок очень яркий, видны все штрихи и линии. Обратить внимание стоит на то, чтобы бумага была специальной акварельной , то есть предназначенной для рисования акварелью, поскольку обычный альбомный лист от влаги может деформироваться, вздувшись волнами.

 

Рисование в технике «Набрызг»

Данная техника считается достаточно простой в применении. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. У маленьких детей она может получиться не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение. Для рисования в технике “набрызг” требуются акварельные краски или гуашь, зубная щетка и стека, плоская палочка, карандаш, пластиковая линейка или расческа (по выбору).

Этапы работы в технике “набрызг”:

Смочить щетку водой.

Стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс.

Набрать немного краски на зубную щетку.

Взять щетку в левую руку, а стеку в правую.

Держать щетку над листом, отвернув от себя, и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щетки, по направлению к себе (снизу вверх). Брызги полетят на бумагу.

Постараться направить брызги в нужном направлении и затонировать ими весь рисунок или конкретный его участок, в зависимости от замысла.

При набрызгивании можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от листа бумаги. Можно использовать краски разного цвета и разной густоты. Применение одновременно нескольких красок помогает создать многоцветный рисунок. В зависимости количества цветов и от интенсивности напыления каждый раз будет получаться новая, отличная от предыдущих картин работа.

Техника рисования “набрызгом” позволяет добиться различных эффектов в зависимости от поставленной задачи. Например, при помощи набрызгивания красок можно создать плавный переход от одного оттенка цвета к другому.

Варианты применения техники рисования “набрызгом”:

при рисовании с использованием трафаретов, шаблонов, листьев и других предметов;

при изображении в пейзажах дождя, снега, звездного неба ;

для изображения листьев, кроны деревьев, цветов;

для доработки, дополнения рисунков;

при создании украшений, открыток, декоративных работ и поделок ;

в качестве фона рисунка;

при тонировке бумаги для аппликативных работ;

при изготовлении паспарту и др.

При помощи набрызгивания зубной щеткой можно рисовать рисунки при помощи шаблона или трафарета. Трафарет (шаблон) выкладывается на лист бумаги и сверху наносится “набрызгом” краска. После этого следует аккуратно убрать трафарет. На листе бумаге останется четкая тень. Используя трафареты, можно выполнить изображения деревьев, самых разнообразных животных и нарисовать рисунки на темы “Зимний лес”, “Африканские жители”, “Зоопарк”, “Животные на ферме” и т.д.

Можно применять многослойный “набрызг” с использованием нескольких трафаретов. Трафареты лучше делать из плотного картона. Сначала выкладываются на лист те элементы, которые должны остаться белыми (их не убирают до конца рисования). Затем при помощи зубной щетки и стеки наносят самый светлый слой краски. Поверх первого трафарета выкладывают второй и наносят второй слой краски, более темной. Поверх второго трафарета выкладывают третий и т. д.

На бумаге можно красиво расположить несколько сорванных перед рисованием или засушенных листьев, цветов или какой-нибудь другой предмет. Желательно, чтобы он имел характерную форму и не был очень большим по размеру (монеты, старые ключи и т.п.) и применить набрызгивание.

Применяя технику “набрызга” можно заготовить тонированную бумагу интересных расцветок. Такую бумагу используют при выполнении тематических аппликаций для вырезания различных деталей.

В качестве заготовок под будущие работы можно использовать рисунки, которые нуждаются в доработке. Техника набрызгивания красок помогает преобразить рисунок, который получился не совсем удачным или выглядит не интересно. Например, добавить снег в зимнем пейзаже или кружащиеся разноцветные листочки при изображении осени.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×