Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Методическая разработка по теме "Жизнь и творчество М.А. Булгакова" . Работа №282866

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В материалах содержится технологическая карта учебного занятия, соответствующая требованиям ФГОС по учебной дисциплине "Литература".Технологическая карта урока разработана на основе рабочей программы по дисциплине. В ней описаны формируемые компетенции - личностные, предметные, метапредметные. В ТК представлен раздел по изучаемой теме, тема, тип занятия, время реализации, формы и методы обучения. Для цели и  реализации задач учебного занятия выбрана технология здоровьесбережения и технология деятельностного типа.

Работа:

 

 

Технологическая карта учебного занятия,

 

 

соответствующая требованиям ФГОС СПО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная информация

 

 

 

 

Автор-разработчик

Жеребцова Елена Ивановна

Квалификационная категория

высшая

Учебный цикл

Общеобразовательный цикл

Специальность

44.02.02 Преподавание в начальных классах

44.02.03 Педагогика дополнительного образования

49.02.01 Физическая культура

Учебная дисциплина

Русский язык и литература. Литература

Междисциплинарные связи

Учебные дисциплины, изучаемые параллельно

 

 

Предшествующие учебные дисциплины

 

 

Последующие учебные дисциплины

 

Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература»

Обернихина Г.А. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» для профессиональных образовательных организаций / Г.А.Обернихина, Т.В.Емельянова, Е.В.Мацыяка, К.В.Савченко. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 40

Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература»

Предназначена для реализации программы подготовки специалистов среднего звена, разработана с учетом требований ФГОС СПО гуманитарного профиля профессионального образования на основе примерной программы учебной дисциплины

Автор-разработчик – Жеребцова Елена Ивановна

 

 

 

Формируемые компетенции

Общие компетенции – не формируются

Профессиональные компетенции – не формируются

Требования к результатам освоения дисциплины – достижение студентами следующих результатов:

личностных

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

эстетическое отношение к миру;

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных

сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Раздел

Особенности развития литературы 1930 – начала 1940-х годов

Тема 6.5

Михаил Булгаков и его произведения

Уровень освоения

1) ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)

2) репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3) продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Тип занятия

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности

Время реализации

90 минут

 

Формы и методы обучения

Форма урока - комбинированный урок, включающий в себя слово преподавателя, работу с текстом произведения, чтение произведений, беседу о прочитанном, презентацию, самостоятельная работа (разработка презентации);

методы обучения - объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Образовательные технологии

Технология здоровье сбережения и технология деятельностного типа. Здоровье- и психосберегающая среда будет организована через создание комфортных условий для проведения урока, смену видов деятельности, соблюдение гигиенических требований;

Аппаратное и программное обеспечение

Аппаратное обеспечение: мультимедийный компьютер, проектор.

Программное обеспечение: MS Power Point, MS Word

Цели учебного занятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

 

познакомить с биографией писателя, основными этапами творческого пути, его местом в мире современной литературы;

составить представление об основных этапах биографии М. Булгакова, сформировавших его творческую манеру и жизненные принципы на пути к вершинному произведению всей жизни – роману «Мастер и Маргарита»;

показать обучающимся сложность и трагичность жизненного и творческого пути М. А. Булгакова;

расширить знания обучающихся о термине «сатира» и увидеть сатирическое описание действительности в произведениях М. Булгакова;

формировать навык анализа художественного произведения на основе романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова;

развивать умение аргум

ентированно отвечать на вопросы

;

развивать критическое мышление, творческие способности обучающихся, умение оценивать идейную и художественную сторону произведения;

формировать навыки самостоятельной работы;

содействовать формированию самостоятельности мышления, таких мыслительных операций как сравнение, анализ, обобщение;

создать условия для развития самооценки и самоконтроля своей деятельности;

воспитывать стремление к свободе мыслей, чувств;

содействовать воспитанию эстетического чувства;

воспитывать чувство сострадания, любовь к людям;

способствовать привитию любви и внимания к слову через анализ творчества М.А. Булгакова;

формировать нравственные устои личности

Основные показатели оценки результата изучения темы учебного занятия

обучающиеся знают биографию писателя, темы, волновавшие автора, наиболее известные его произведения; определяют место М. А. Булгакова в мире современной литературы; умеют работать с дополнительной литературой, обобщать и делать выводы; участвуют в беседе, используя полученные ранее знания по литературе и истории.

Организация образовательного пространства учебного занятия

Материально-техническое обеспечение:

видео- и аудиоаппаратура;

АРМ преподавателя;

 

Основная литература:

Булгаков, М. А. Собрание сочинений : в 10 т. Т.Т.1-10 / сост. В. Петелин. – М. : Голос, 1995. – 458с.

Булгаков, М. А. Белая гвардия ; Собачье сердце ; Кабала святош ; Мастер и Маргарита / М.А. Булгаков – М. : Дет. лит., 1997. - 735с.

Русский язык и литература: Литература [Текст]. 11 кл. Углубленный уровень: учебник. В 2 ч. / под ред. В.В.Агеносова / В. В. Агеносов, М. М. Голубков, А. В. Леденев, и. др. – Дрофа Москва, 2014. – 429 с.

Русская и зарубежная литература [Электронный ресурс]: учебник/ под ред. проф. В. К.Сигова.-М.:Инфа-М, 2015.-512с.- (Среднее профессиональное образование)- Режим доступа: http:/www.znanium.com

Дополнительная литература:

Варламов, А. Н. Михаил Булгаков / А. Н. Варламов. – 2-е изд. М. : Мол. гвардия, 2008. - 840 с.

Иванова, Е.В. Анализ произведений русской литературы XX века. 11 класс Е.В. Иванова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2012. – 256 с.

Журавлев, В.П. Русская литература. 11 класс. Практикум / В.П. Журавлев. – М. Просвещение: 2006. - 318 с.

Давыдова, Т. Т. Русский неореализм : идеология, поэтика, творческая эволюция (Е. Замятин, И. Шмелев, М .Пришвин, М. Булгаков и др. ) : учеб. пособие для вузов / Т. Т. Давыдова. – М. : Флинта : Наука, 2005. – 330 с.

Сахаров, В. И. М. А. Булгаков в жизни и творчестве : учеб. пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей / В. И. Сахаров. – 3-е изд. – М. : Рус. слово-РС, 2005. - 112 с.

Электронные информационные и образовательные ресурсы

Михаил Александрович Булгаков – произведения [Электронный ресурс]: Материал из Викитеки — свободной библиотеки. – Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/

http://www.gramota.ru – (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»)

http://www.bibliofil.ru – (библиотечная система)

http://center.fio.ru/som/subject.asp?id=10000928 (Мастерская «В помощь учителю. Литература» Московского центра Интернет-образования)

http://school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)

Рогачева Е.Н. Читаем русскую литературу – изучаем язык. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Рогачева Е.Н., Фролова О.А. - Саратов: Вузовское образование, 2013. – 136 с. – Режим доступа: http://www.iprbooks.ru

Русский язык и литература. Все для учителя [Электронный ресурс]: Всероссийский ежемесячный научно-методический журнал. – ООО «Издательская Группа «Основа», 2011-2016. – Режим доступа: http://www.e-osnova.ru

lit.1september.ru - "Я иду на урок литературы".

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе,

Метапредметные:

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

формулировать выводы;

Предметные:

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

Организационная структура

Учебный элемент 1

Организационный момент

Цель

Сообщение темы занятия, постановка цели занятия, сообщение этапов занятия. Освещение особенностей работы над проектом (Приложение ТК-1)

Длительность этапа

6 мин

Форма организации деятельности обучающихся

Фронтальная

Функции преподавателя на данном этапе

Организатор, координатор

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация слайдов, содержащих этапы критерии оценки исследовательских проектов (Приложение ТК-2)

Учебный элемент 2

Актуализация знаний

Цель

Подготовка к восприятию нового учебного материала (слово преподавателя о роли Булгакова в русской литературе, об эпохе и писательской позиции)

Длительность этапа

14 мин

Форма организации деятельности обучающихся

Фронтальная, индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе

Организатор, координатор, эксперт

Основные виды деятельности преподавателя

Слово преподавателя о роли Булгакова в русской литературе, об эпохе и писательской позиции

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Слайды презентации

Учебный элемент 3

Изучение нового материала

Цель

Знакомство с биографией М.А. Булгакова. Раскрытие основной проблематики произведений: роман «Белая гвардия»; повесть «Собачье сердце»; повесть «Иван Васильевич» и художественный фильм «Иван Васильевич меняет профессию»; пьеса «Роковые яйца»; роман «Мастер и Маргарита».

Длительность этапа

45 мин

Форма организации деятельности обучающихся

Фронтальная, индивидуальная. Демонстрация презентаций. Заполнение «говорящего» постера. Направления: Писатель и власть; Булгаков – писатель. Заполнение таблицы «Критерии оценивания исследовательских проектов».

Функции преподавателя на данном этапе

Организатор просмотра, аналитик. Координатор, эксперт

Основные виды деятельности преподавателя

Подача нового материала, дополнение сообщений студентов.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация слайдов презентаций по темам.

Учебный элемент 4

Закрепление и систематизация полученных знаний

Цель

Закрепить полученные знания

Длительность этапа

18 мин

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная. Заполнение «говорящего» постера. Направления: Писатель и власть; Булгаков – писатель. Представление результатов. Заполнение таблицы «Критерии оценивания исследовательских проектов».

Функции преподавателя на данном этапе

Координатор самостоятельной творческой работы обучающихся.

Основные виды деятельности преподавателя

Организатор заполнение «говорящего» постера. Консультации при заполнении таблицы «Критерии оценивания исследовательских проектов».

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация слайдов презентаций (Приложение 2– к ТК)

Учебный элемент 5

Рефлексия

Цель

Обмен впечатлениями. Оценка результатов занятия. Подведение итогов.

Длительность этапа

7 мин

Форма организации деятельности обучающихся

Фронтальная.

Функции преподавателя на данном этапе

Организатор, эксперт

Основные виды деятельности преподавателя

Инструктаж по домашнему заданию, оценка результатов представления проектов.

 

Учебный элемент

Учебный материал с указанием задания

Рекомендации по выполнению

Учебный элемент 1

Организационный момент

Интегрирующая цель: в ходе работы с учебными элементами вы должны

1) Составить представление о личности Булгакова и роли каждого произведения в его писательской судьбе;

2) Понять принцип и цель заполнения «говорящего» постера

3) Заполнить «Таблицу оценивания исследовательских проектов»

Запись темы занятия и эпиграфа в тетради.

 

На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя.

М.Булгаков

Учебный элемент 2

Актуализация знаний. Слово преподавателя о роли Булгакова

Не так давно невозможно было представить себе, что произведения Михаила Афанасьевича Булгакова будут внесены в программу по литературе XX века. Булгаковский герой Воланд, обращаясь к Мастеру, заметил: «Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы». Так произошло и с книгами самого Булгакова. Теперь, говоря о произведениях, созданных в 20 – 30-е годы XX века, мы не можем обойтись без «Белой гвардии», «Собачьего сердца», «Мастера и Маргариты».

Ныне всё булгаковское до последней строчки опубликовано. Однако далеко не всё осмыслено и освоено. Современным читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему прочесть его творения и открыть новые ценности, таящиеся в их глубинах.

В жизни каждого талантливого человека есть вехи, определяющие его судьбу. Возможно, кто-то из вас заинтересуется судьбой, личностью, творчеством М. А. Булгакова; по-другому взглянет на некоторые его произведения. Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом загадка. Неясны политические взгляды писателя, его отношение к религии, эстетическая программа.

Булгаков вошел в русскую и мировую литературу, прежде всего, как автор романа «Мастер и Маргарита», который многие считают лучшим романом ХХ столетия. Однако умер писатель в безвестности, а его книги при жизни не печатали. В эпоху слепого фанатизма и безвольного приспособленчества Булгаков сохранил великую душевную стойкость и своими произведениями предупреждал о трагедии, которая постигнет русский народ вследствие духовного беспамятства. Эпиграфом к уроку я взяла слова самого Булгакова из его письма к Сталину: «На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя».

Произведения, созданные Булгаковым в 20 – 30-е годы XX века, обрели своё второе рождение лишь в 60-80-е годы, например, повесть «Собачье сердце» была опубликована только в 1987 году, роман “Мастер и Маргарита” – в 1966-1967 годах. Немногие знают, что всеми любимый фильм «Иван Васильевич меняет профессию» поставлен по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич».

Вам суждено по-своему прочесть его творения и открыть новые ценности, таящиеся в их глубинах.

Обучающиеся в группах изучают раздаточный материал, знакомится с биографией писателя

Работайте самостоятельно.

Делайте записи в бланке

Учебный элемент 3

Изучение нового материала

Цель: Узнать о биографии и произведениях М.А. Булгакова

Просмотр презентаций:

роман «Белая гвардия»;

повесть «Собачье сердце»;

повесть «Иван Васильевич» и художественный фильм «Иван Васильевич меняет профессию»;

пьеса «Роковые яйца»;

роман «Мастер и Маргарита».

Внимательно слушайте докладчиков и пояснения преподавателя.

Делайте записи в бланке оценки и «говорящем» постере. После выступления докладчика можете задать вопрос.

Работайте самостоятельно.

Учебный элемент 4

Закрепление и систематизация полученных знаний

Цель: закрепить полученные знания

Завершение заполнения «говорящего постера»

Завершение заполнения «Таблицы оценивания исследовательских проектов»

Представление полученных результатов

Учебный элемент 5

Рефлексия

Цель: Оценка результатов занятия. Подведение итогов.

Резюме преподавателя

Михаил Афанасьевич Булгаков остался в памяти современников как человек, главными чертами личности которого были независимость и твердость суждений, жизнестойкость в тяжелых испытаниях, высокоразвитое чувство собственного достоинства, тонкий юмор, искусство быть во всех случаях самим собой.

Это смелый человек, ставивший правду жизни выше самой жизни. И во времена, когда расстрелять могли за одно слово, он не побоялся писать произведения, в каждой строчке которых подвергались сомнению основы современного ему общества.

1) Подведите итоги работы.

2) Запишите домашнее задание. Внимательно прослушайте инструктаж преподавателя по выполнению домашнего задания

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×