ограниченными возможностями.
Прятать людей с ограниченными возможностями от общества и избегать неприятного слова «инвалиды» в нашей стране перестали лишь в 90-е годы прошлого века. Вначале это коснулось взрослых, затем детей. М. Равель, прошедший первую мировую войну, сочинил «Концерт для левой руки». Кому он был посвящен и для кого создан?Музыкант Алексей Панов: «…К сожалению, читая ноты, мы редко обращаем внимание на посвящения. Если смотреть на фигуру Витгенштейна, то на протяжении ХХ столетия ему посвящалось немало призведений. Более того, это был человек, ради которого был создан эксклюзивный репертуар - непосредственно для левой руки. Пауль Витгенштейн был человеком колоссального самообладания и силы воли. Он смог преодолеть свою депрессию и найти в себе силы для того, чтобы, оставшись с одной рукой, продолжать фортепианную и музыкальную карьеру. Благодаря этому он вошел в историю музыки как человек колоссального подвига, и в этом ему нет равных...»
То у нас всё было по-другому. После Второй мировой войны в нашей стране было очень много фронтовиков, получивших физические увечья. Страна освобождала себя от инвалидов. В стране-победительнице всё должно быть красиво, в ней нет места калекам. Это не «эстетично»! Инвалидов переселяли на острова: Валаам, Соловки…
А рождавшиеся дети-инвалиды в нашей стране тоже были во всем ограничены. Они не имели возможности «выхода в свет», не имели возможности развивать свои способности, они практически были заперты в четырёх стенах дома. От этого страдали и дети, и их родители. Ограничение в общении, безусловно, сказывалось на их слабой социализации. На круглом столе, посвящённом проблемам обучения детей с ОВЗ, который проходил в рамках «Общеобразовательного форума» в октябре 2016 года, мы встретились с Ларисой Павловной Тодоровой,председателем Ульяновского отделения вследствие психических расстройств и их семей «Новые возможности», руководитель центра помощи детям с ментальными особенностями «Пион». И она рассказала о своей собственной истории. Её больной сын буквально не выходил из дома, не имел возможности ни развивать свои способности, ни просто полноценно общаться. Потому что время было такое. «Инвалидов» скрывали. Лариса Павловна со слезами на глазах говорила, что каким богатым бы стал мир для её ребенка, если бы они могли ходить в музыкальную или в художественную школу. Благодарила всех педагогов, занимающихся с такими детьми. И, на самом деле, если учесть, что компьютерная техника стала развиваться совсем недавно, то можно себе представить, насколько тесен, узок был мир инвалидов, по сравнению с миром здоровых людей. И только очень сильные, волевые личности выходили из этого «тесного мира», буквально «пробивая» себе интересную творческую жизненную дорогу.
Проблема инклюзивного образования в современное время становится всё более актуальной. По данным статистики,каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Это 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи.
Чтобы создать такие специальные условия жизни, необходима государственная поддержка. Долгое время в российском законодательстве отсутствовало понятие инклюзивных процессов в образовании. И это являлось большой проблемой для становления и развития инклюзивного образования. Эта коллизия была разрешена. Федеральным законом от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в РФ» впервые на государственном уровне были внесены такие понятия, как «инклюзивное образование» и учащиеся с особыми образовательными потребностями (ООП).
Современная система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Явление это сложное, многокомпонентное, вызывающее противоречивые суждения. Люди, далекие от рассматриваемой темы, воспринимают его как некий модный тренд и порой выступают против возможности совместного обучения «больных» и «здоровых». Многие ученые в нашей стране занимаются этой проблемой. Изучая компетентные доводы и сторонников, и противников инклюзивного образования, приходишь к выводу, что правы и те, и другие.
Действительно, нельзя обучать совместно «больных» и «здоровых» детей, если степень заболевания у детей-инвалидов очень сложная. Сложные заболевания требуют создания мощной группы сопровождения при обучении детей-инвалидов: тут и психологи, и воспитатели-тьюторы, и логопеды, и дефектологи, и сурдоспециалисты, и т.д. и т.п. Если же инвалидность более лёгкой степени и позволяет ребёнку-инвалиду усваивать преподносимый учебный материал на одинаковом уровне с другими детьми, то такое обучение просто необходимо. И в современной педагогической среде начинают видеть в таком обучении реализацию новых форм работы с «проблемными» учениками.
Для детей-инвалидов – это выход в мир равных возможностей. Они получают возможность больше общаться со своими сверстниками.У них возникает шанс быть с ними в единой в учебной среде, рядом с ними получить образование и профессию, которая может в дальнейшем стать условием равноправного участия в трудовой и социальной жизни. Это включение детей с ООП в современные проблемы общества и возможность раскрыть свои творческие способности.
А для здоровых детей – это возможность проявить заботу, милосердие к ближнему. Это возможность развить в себе потребность в помощи окружающим людям, к тем, кто нуждается в твоей поддержке. Гуманизация общества - разве это не самая благая цель? Таким образом, аргументы в поддержку инклюзии бесспорны.
В инклюзивном классе обычные или одарённые дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с инвалидностью, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы. Необходимо также сказать, что существование инклюзивных школ позитивно сказывается на типично развивающихся детях, а не только на учениках с инвалидностью. Помогая сверстникам с ограниченными возможностями активно участвовать в образовательной и социальной деятельности, обычные дети, незаметно для себя, получают важнейшие жизненные уроки. Этот положительный опыт заключается в росте социальной сознательности, в осознании отсутствия различий между людьми, в развитии самосознания и самооценки, в становлении собственных принципов, и последнее, но не менее важное - способствует искренней заботе и дружбе. Таким образом, можно сделать вывод, что современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.
Одна из основных задач инклюзивного образования - изменение отношения самого общества к таким людям. Стереотип поведения некоторой отстранённости от людей, детей - инвалидов присутствует и сейчас. Мы, действительно, не знаем как правильно общаться с такими людьми, как правильно им помочь. Но этому необходимо учить всех нас, все наше общество.
«10 правил этикета: как общаться с людьми с инвалидностью»
Вот данные одного из социальных опросов. По вопросу «за» или «против» вы совместного обучения здоровых детей и детей – инвалидов, проголосовали «против» 67% родителей. А дети были не против. Чего опасаются родители? Конфликтных ситуаций.
Новый закон принят. Но пока он не работает по всей России. Что изменилось? Раньше школы-интернаты делились на 8 видов: