Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 07.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Методические рекомендации "Работа с детьми на пленэре". Работа №302966

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Методические рекомендации "Работа с детьми на пленэре" содержать подробное описание различных материалов, видов работы, применяемых на пленэре, а также правила техники безопасности.     На пленэре дети осваивают профессиональные особенности в работе над пейзажем, решают поставленную педагогом задачу, учатся выбору мотива,  грамотной компоновке и последовательности при выполнении упражнения, с учетом осваиваемых материалов и дополнительных технических средств, применяемых в изобразительном искусстве.

 

Работа:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

муниципального образования «Холмский городской округ»

 

 

 

 

Методические рекомендации

 

"Работа с детьми на пленэре"

 

 

 

 

 

Подготовила: Соколова Мария Витальевна,

преподаватель художественного отделения

первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

Холмск, 2015 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.......................................................................3

МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ПЛЕНЭРЕ...........................................5

ВИДЫ РАБОТЫ НА ПЛЕНЭРЕ........................................................................9

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ.................................................. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........................................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Я выбрала тему пленэра для разработки методических рекомендаций, так как в первую очередь эта тема интересна мне, и я хотела побольше узнать об особенностях работы на открытом воздухе, и поделиться своими знаниями с другими преподавателями. Пытаясь отыскать материал по денной теме в интернете и школьной библиотеке, я обнаружила очень скудную информацию, дающую весьма общую картину о пленэре. Поэтому за основу своей работы я решила взять нашу школьную программу по пленэру, по которой мы собственно и работаем уже не один год. Мне хотелось дополнить ее своим личным и чужим опытом в данной области. Данные рекомендации могут быть полезны как молодым педагогам, не имеющим опыта работы с детьми на пленэре, так и педагогам со стажем.

Практическая работа по курсу «Пленэр» является неотъемлемой частью процесса обучения в детской художественной школе. Она проводится после годовых просмотров, экзаменационных испытаний, в начале лета (июнь), и является продолжением классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции.

 Пленэр (от франц. en plein air – «на открытом воздухе») – правдивое отображение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося под открытым небом, при активном влиянии воздушного пространства и света Солнца.

     Изображение окружающей действительности с учетом воздействия на натуру световоздушной перспективы и естественного освещения – сложнейшие задачи для учащихся, верное решение которых требует от них серьезных навыков по всем творческим дисциплинам. Пленэр, опираясь на полученные знания и навыки по предметам рисунок, живопись, композиция, помогает совершенствовать и развивать  технические способы работы в этих дисциплинах. Работа на открытом воздухе большей частью связана с выполнением этюдов и зарисовок пейзажных мотивов, их малыми и монументальными формами. Учащиеся, изучая объекты живой природы, получают богатый материал в виде накапливающихся визуальных впечатлений от натуры. У них постепенно возникает потребность в созерцании и неторопливом любовании природой. Становятся достойными их внимания неповторимые очертания облаков и теплый свет вечернего солнца, затейливый рисунок переплетающихся ветвей дуба и легкое кружево стройной берёзы, малый, садовый пруд и бесконечные морские дали.

     На пленэре дети осваивают профессиональные особенности в работе над пейзажем, решают поставленную педагогом задачу, учатся выбору мотива,  грамотной компоновке и последовательности при выполнении упражнения, с учетом осваиваемых материалов и дополнительных технических средств, применяемых в изобразительном искусстве.

    Важнейшее значение имеет изучение курса пленэра, как раздела живописи. Занятия по живописи на пленэре являются естественным продолжением изучения основ цветоведения и живописной грамоты, которые закладываются в самом начале обучения в школе с 1 класса.

    Учитывая специфические особенности живописи на пленэре, как живописи на открытом  воздухе, основные цели занятий направлены на приобретение и развитие у учащихся следующих знаний и навыков:

Изучение последовательности в работе. «Постановка глаза».

Преодоление стереотипа в цветовом решении пейзажа.

Приобретение навыка передачи освещения, состояния воздуха, многокрасочность палитры, тоновые отношения.

Решение зелени как отражение сложного взаимодействия различных оттенков зеленого, обусловленного световоздушной средой.

Изучение воздушной перспективы.

Изучение технических приемов решения травы, деревьев, неба, воды и т. д.

Освоение принципов выбора мотива, его композиционного решения.

Совершенствование техник работы (живописных и графических

)..

Решение пространственных задач.

Особенности изображения архитектурных сооружений, связи их с окружающей средой.

Колористическое решение пейзажей.

Изучение роли тональной и цветовой среды в изображении природы.

 

Учебная практика (пленэр) является частью процесса обучения в ДХШ и художественных отделениях ДШИ. Она проводится обычно после годовых экзаменационных работ, в начале лета, и является продолжением классных учебных занятий по рисунку, живописи и композиции.

На пленэре дети учатся изображать окружающую действительность, передавая при этом световоздушную перспективу и естественную освещенность. Выполнение этих сложных даже для профессионального творчества задач связано с глубоким изучением натуры в естественной природной среде. Здесь необходимы знания по всем творческим дисциплинам (рисунку, живописи и композиции). Пленэр является хорошей школой для дальнейшего развития этих навыков.

При обучении навыкам передачи световоздушной перспективы педагог должен учитывать индивидуальные качества ребенка, возрастные особенности его психики. Во время пленэра учащиеся изучают объекты живой природы, особенности работы над пейзажем, познают способы передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законы линейной перспективы, равновесия, плановости. Длительные задания должны чередоваться с краткосрочными, живописные работы - с работами по рисунку.

В пленэрную практику входит обязательное посещение краеведческого музея, что даёт не только информацию о родном городе, но и активирует мотивацию к её изучению. Дети зачастую в первый раз задумываются, в каком городе они живут, и, выходя на улицу, по-иному смотрят на такие привычные и вдруг ставшие такими интересными, «ожившими», архитектурные постройки, улицы. В музее дети имеют возможность сделать зарисовки зверей, птиц и рыб, подробно изучить их строение.

Рисование с натуры природных форм, архитектуры, животных и человека является основным видом заданий во время пленэрной практики.

  После каждого занятия совместно с детьми организуются просмотры пленэрных зарисовок и набросков, проходит обсуждение.  Итоговый просмотр работ проходит в конце пленэрных  занятий.    

 Программа рассчитана на 56 часов для каждого класса (1 - 4).

 

 

 

Материалы, применяемые на пленэре

и техника работы с ними

Для занятий пленэрной практикой необходимы: этюдник или планшет (фанерный или картонный), зажимы для фиксации к планшету бумаги, складной стул. А также следующие художественные материалы: простой карандаш, уголь, гелиевая ручка, гуашевые и акварельные краски, кисти, пастель, тушь, бумага, ластик.       

На пленэре помимо привычных нам материалов, таких как акварель, гуашь и простой графитный карандаш, дети имеют возможность поработать другими различными материалами, которыми не имеют возможности работать на уроках в классе. Именно поэтому многие ученики с нетерпением ждут окончания года и начала пленэра. Чтобы не омрачить их впечатления от работы новыми для них материалами, необходимо ознакомить детей с техникой и особенностями работы. Для детей, которые первый раз идут на занятия пленэром, а также и для всех остальных такая информация будет весьма полезна.

Описание различных материалов, применяемых на пленэре.

1. Графитный карандаш.

Графит - продукт натурального происхождения черного цвета- представляет собой один из видов кристаллического углерода в смеси с различными веществами.

Графитные карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая, как правило, указана на карандаше и обозначается буквами М (или B — от англ. blackness (букв. чернота) — мягкий и Т (или H — от англ. hardness (твёрдость) — твёрдый. Стандартный (твёрдо-мягкий) карандаш обозначается сочетаниями ТМ и HB. Буква F (от англ. fine point (тонкость) – это средний тон между НВ и Н. Также нужно отметить, что тон у карандашей одной маркировки может меняться в зависимости от фирмы.

Графитный карандаш почти незаменим в рисунках небольших размеров, когда надо покрывать большие плоскости, обычно применяют уголь.

Если для длительных рисунков лучше применять карандаши твердости ТМ, М, 2М, то для набросков подходят более мягкие, например 3М и мягче.

Рисунки, выполненные графитным карандашом, как правило, не фиксируются, кроме тех случаев, когда используются очень мягкие карандаши. Графитный карандаш очень удобен в работе и может с успехом применяться не только в учебных рисунках, классных набросках, эскизах, альбомных зарисовках, но и для выполнения в этом материале произведений искусства линейно-графического и тонально-живописного плана.

2. Уголь и мел

Уголь (родств. agnis — огонь) - материал для рисования в виде тонких палочек, полученных из веточек березы, ивы и других деревьев, очищенных от коры и обожженных специальным способом. Другой способ получения рисовального угля — формирование стержней из угольного порошка, скрепленного растительным клеем (прессованный уголь). Этот уголь дает более глубокий черный цвет. Уголь используется в графике. Рисунки углем обладают бархатистым тоном. Уголь хорошо передает фактуру, обладает большими живописными возможностями в плане передачи света и тени. Им можно нарисовать и натюрморт, и пейзаж. Рисунки углем легко исправимы, поэтому он незаменим в учебных целях. Для рисования углем предпочтительно выбрать шероховатую, плотную бумагу. Уголь необходимо закреплять так же, как пастель, или лаком для волос в аэрозольной упаковке. Без фиксирования рисунок углем не может долго сохраниться, так как этот материал очень непрочно держится на бумаге.

Уголь - очень хороший материал для учебных занятий. Он легко ложится на бумагу и на холст. Стирается он тряпкой, мякишем белого хлеба, но не резинкой. Тон его на бумаге тоже бархатистый, как у итальянского карандаша. Но уголь толще и грубее, поэтому отдельные мелкие детали в рисунке углем можно делать итальянским карандашом. Они хорошо дополняют друг друга.

Чтобы добиться густого темного тона, надо штриховать углем одно и то же место несколько раз.

Можно заштриховать сразу большую плоскость. Если надо потом сровнять штрихи или сделать мягкий переход от тени к свету, уголь растушевывают пальцем. Можно также купить специальные растушевки в виде конусообразных трубочек.

Мел или светлую пастель используют в работах углем для прорисовки белых участков (бликов, например). Это особенно актуально при работе на тонированной бумаге.

3. Сангина

Сангина (от фр. sanguine, от лат. sanguis - кровь) - материал и инструмент для рисования в виде палочки-карандаша без оправы. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита. В эпоху Возрождения в Европе применялась натуральная сангина - так называемый красный мел. В настоящие время сангина изготовляется из каолина и оксидов железа, с введением небольшого количества клеящих веществ. Сангина принадлежит к инструментам рисования, которые дают мягкую красочную линию (уголь, итальянский карандаш). Красивый (от красноватого до темно-коричневого и фиолетового) теплый мягкий цвет. Сангина издавна используется при рисовании обнаженного тела. Сангина дает возможность применять растушевку, штрихи различной интенсивности, разнообразные пятна, т. к. штрих легко растирается. Сангина не требует фиксации.

Красивые рисунки сангиной получаются на тонированном фоне и когда к основному материалу добавляются уголь и мел (техника "трех карандашей"). Сангина достаточно прочно держится на поверхности листа, однако рисунки, выполненные в сочетании с углем, лучше хранить, переложив тонкой бумагой, так как фиксировать их нельзя. Во время работы ее можно смачивать, что позволяет разнообразить толщину и плотность штриха, удалять ненужные линии. Техника сангины известна с эпохи Возрождения (рисунки Леонардо да Винчи, Рафаэля и др.), получила большое распространение в 17-18 вв. (франц. sanguine, от лат. sanguines - кроваво-красный).

Как и углем, сангиной можно работать торцом палочки и плашмя. При растирании сангина несколько меняет цвет, тон и фактуру. И это можно использовать как новые выразительные средства в рисунке. Техника сангины дает возможность добиться тонких тональных переходов. Наиболее часто употребляется сангина теплого красно – коричневого тона, близкого к телесному.

Первоначально она использовалась для подготовительного рисунка к фрескам: набросок сангиной тогда называемый "синопия" (от названия города Синоп, где добывался гематит) делался прямо на оштукатуренной стене.

В конце XIV в. сангина становится чисто графической техникой. В это время ее используют для рисунка на бумаге палочкой или водяной краской накладываемой кисточкой и часто смешивают с другими материалами - тушью углем и мелом.

Когда используются сангина, уголь и мел говорят о технике "трех карандашей. Лучшие образцы рисунка сангиной созданы тосканскими художниками (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Понтормо).

Летучесть сангины, которая легко отпечатывается на бумаге, дает возможность и другого ее использования: если с помощью пресса сильно прижать предварительно намоченный лист бумаги к рисунку сангиной, то можно получить зеркальное изображение оригинала, менее яркое, но достаточно точное.

 

4. Пастель

Пасте́ль [-тэ́-] (от лат. pasta — тесто) — группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи (согласно современной музейной классификации, работа пастелью на бумаге относится к графике). Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением.

Пастель производится из пигмента с льняным маслом путём прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Существует два основных вида сухой пастели: твёрдая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Есть три типа бумаги для пастели: наждачная бумага — предназначена для художественных работ, продаётся в листах большого формата; пастельная доска — выполняется из крошечных частиц пробки; бархатная бумага — имеет бархатистую поверхность. Бархатная бумага позволяет использовать в работе минимальное количество фиксажа. Также можно использовать бумагу для акварели, при необходимости тонируя её с помощью чая или кофе.

Исправления обычно вносят на ранних стадиях рисунка. Для удаления большого количества цвета используют широкие кисти из щетины. При этом планшет с рисунком надо держать вертикально, это позволит лишним частичкам падать вниз и не втираться в бумагу. Также используется ластик или кусочек хлеба (белый — без сдобы). Но этот метод неприменим при работе на наждачной и бархатной бумаге. Лезвием бритвы можно соскоблить тонкие штрихи.

Для защиты пастельного рисунка от смазывания и осыпания его надо зафиксировать. Для этого подойдет обычный лак для волос или специальный фиксатор. Будет достаточно пары легких распылений. Зафиксированный рисунок слегка теряет свою пастельность, цвета становятся более глубокими.

5. Акварель и гуашь.

Гуашь и акварель являются привычными рабочими материалами. Для работы на улице акварель более предпочтительна, так как компактна и удобна в использовании. Акварель также можно комбинировать с другими материалами, такими как пастель, тушь, гелиевая ручка.

Гуашь также может использоваться для работы на свежем воздухе, она обладает укрывистыми свойствами, что позволяет легко исправлять ошибки.

6. Тушь и гелиевая ручка.

Тушь (нем. Tusche), черная краска (жидкая или в виде твердых плиток — т. н. сухая тушь), не теряющая со временем черного цвета. Служит для черчения, рисования.

В древности изготовлялась из сажи, полученной при сжигании хвойной древесины, растительных масел и смол, в 20 в. — также из газовой копоти, сажи, получаемой при сжигании нефти и ее продуктов. Иногда тушью называют аналогичные черной туши цветные краски, изготовленные на основе каменноугольных красителей.

Для рисования тушью используется специальное перо, можно рисовать кистью, разбавляя водой, как акварелью. Полученные при помощи туши рисунки по сырому фону отличаются расплывчатостью, пушистостью линий и отсутствием четких очертаний.

Гелиевая ручка используеться как графический материал для небольших зарисовок. Также гелиевой ручкой можно дорабатывать акварельные работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды работы на пленэре.

В конкретных заданиях пленэра применяются различные виды рисунка: длительный рисунок, зарисовка, набросок.

Длительный рисунок необходим для наиболее полного анализа мотива (задания по изображению целого строения, элементов архитектуры, фактурных особенностей отдельных частей предметов и т. п.). Работа ведется поэтапно, начиная от компоновки изображения на листе бумаги, определения пропорций и перспективного построения форм до проработки тональных и светотеневых отношений и передачи фактуры. Длительный рисунок выполняется в течение 3-6 часов в зависимости от сложности мотива.

Зарисовка – основной способ работы на пленэре. В зарисовках нужно передавать главное, характерное. За время краткосрочного рисунка решается ограниченная задача. Начинать зарисовки на открытом воздухе целесообразно именно с растений. Необходимо выбрать натуру, интересную для изображения, обладающую выразительным силуэтом, выраженным ритмом и характером листьев, общим движением массы. Композиционное размещение изображения – первый этап работы. Намечается конструкция ветки, пропорции частей, выявляется пространственное положение элементов, выступающие и отступающие планы. В конце работы прорабатывается штрихами форма, идет обобщение деталей, рисунок приобретает цельность.

Зарисовывая дерево, живую натуру, архитектурный элемент, следует сразу строить изображение на плоскости, не разделяя на этапы, но учитывая закономерности объемно-пространственного решения. Длительность зарисовок на пленэре от 20 минут до 2 часов.

Цель наброска – передача характера натуры и пластического движения формы без предварительной подготовки. Наброски фигуры человека на фоне пейзажа выполняются за предельно короткий срок. Основные пропорции фигуры должны быть переданы в композиционной взаимосвязи с вариантами пейзажных мотивов. Не позирующую модель – живую натуру приходится рисовать не только с натуры, но и по воображению, наблюдению.

 Набросок развивает зрительную память. Упражнения в набросках вырабатывают динамичную активную технику, процесс ее освоения начинается с линейного наброска, затем набросок выполняется с элементами светотени. Длительность наброска 3-5 минут. На одном листе бумаги возможно размещение однофигурного наброска или многофигурной композиции, организованной пластически и ритмически.

В живописи на пленэре осваиваются законы цветовой гармонизации, проводится построение цветом объемной формы. Живописный строй этюдов зависит от общего состояния освещения. Солнечный или пасмурный день создает разную тональность и колорит. Цвет предметов обусловлен окружением и зависит от пространственной среды. Сравнение цветовых и тоновых (светлотных) отношений между собой, использование воздушной перспективы создают ощущение пространства в живописных работах. Слой воздуха ослабляет интенсивность цвета, снижает контрастность светотени, уплощает объем, растворяет контуры предметов.

В пейзаже, где пространство безгранично, наблюдается постепенное изменение цвета от первого плана к дальним. Цвет приобретает холодный голубоватый оттенок.

 В живописных этюдах выявляется многообразие рефлексов, ставится задача уловить общее состояние пейзажа за счет цельности освещения. Этюд, начатый при солнечном освещении, можно продолжить и завершить на следующий день в то же время. В длительном этюде техника может быть многослойной, этюд выполняется в течение 3 – 6 часов.

С целью передачи общего состояния делаются быстрые этюды- наброски пейзажа. При рассеянном освещении в пасмурный день этюд можно написать за один сеанс. В краткосрочных этюдах внимание сосредоточено на основных цветовых отношениях, общем колорите. Этюд пишется без детальной проработки формы. Краткосрочные этюды выполняются приемом “а-ля прима”, то есть сразу, без предварительных прокладок и последующих исправлений. Этюд сохраняет непосредственность и свежесть первого впечатления. Длительность краткосрочного живописного этюда ограничивается 10-30 минутами.

 

Общие рекомендации по обучению живописи этюда
Практическая работа учащихся над живописью этюда, в период пленэрной практики, является основным видом деятельности и предусматривает следующие этапы обучения:

освоение обязательной тематики;

выбор мотива пейзажа и точки зрения;

выбор формата и размера изображения;

выбор линии горизонта и конструктивное построение этюда пейзажа;

передача перспективно – пространственных отношений;

тональное и цветовое решение этюда;

цельность этюда пейзажа;

уровень развития практических исполнительских умений обучаемых;

использование выразительных возможно

стей изобразительных материалов.

 

Этюд фигуры человека

Тем, кто постоянно делает наброски с людей, легче будет справиться со следующим заданием — фигура человека в пленэре (на 1/4 или 1/8 листа). Для этюда фигуры человека в пленэре лучше взять женскую модель: продумать ее костюм, чтобы это была красивая по краскам, ясная по тону, гармоничная с окружением постановка. Модель легче нарисовать в три четверти поворота, посадить в естественную, спокойную позу, она дольше не устанет, и не будет двигаться, так как при движении сбиваются складки одежды и их сложно восстановить. Можно посадить фигуру на крыльце, на завалинке, у колодца, у воды на камнях, около лодок.

Сделайте общий набросок фигуры, определите ее масштаб к листу и прорисуйте. Определите пространственное положение торса, плечевого пояса, конечностей путем соотношения парных точек — плеч, бедер, коленей, локтей, стоп по отношению друг к другу. Рисуя одетую фигуру, представляйте конструкцию ее невидимых поверхностей, рисуйте не внешний абрис, а ее объем. Складки платья образуются на местах перелома формы, на сгибах локтей, коленей, торса в области живота - это основные складки, выявляющие движение, анатомические особенности и пластику фигуры. Не забывайте и об индивидуальных особенностях модели; все мы немножко разные - худые и полные, высокие и коренастые.

 Работа над живописным этюдом фигуры человека в костюме проводится в следующей последовательности:

1)  построение композиционного решения и поиск схематически условного линейно-пятнового изображения фигуры;

2)  выбор колорита, состояния свето-тональной среды, цветовых контрастов;

3)  выбор цветовой и тональной доминанты;

4)  обобщение масс и форм фигуры и костюма через локальное соотношение силуэтов и светотеневых отношений;

5)  анализ соотношений масс и конфигураций цветовых пятен в этюде в целом, определение ритмического строя;

6)  выявление общего живописно-пластического содержания и расстановка основных акцентов.

Самой же трудной задачей можно считать живопись фигуры человека, помещенного на пленере в условиях солнечного дня в тени. При этом трудно убедительно передать форму, так как многочисленные рефлексы, падающие на натуру со всех сторон, затрудняют выявление объема. Кроме того, нет возможности сравнивать сильные контрасты света и тени. Однако эта задача чрезвычайно увлекательна в колористическом отношении, но она посильна лишь тем, кто имеет уже большой опыт в живописи.

Работа над живописью фигуры на пленере требует большого опыта, который достигается путем регулярной, многолетней, самостоятельной работы над этюдами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

при проведении изобразительной практики (пленер)

(инструкция для учащихся и родителей или законных представителей детей,

руководителей пленера)

Важнейший фактор, который обязательно учитывается при подготовке любого пленера, а тем более пленера с учащимися школы – это безопасность. Особенность детско-юношеских занятий в условиях пленера состоит в том, что ответственность за жизнь и здоровье участников группы несут не сами участники, а руководитель группы. Таким образом, первостепенные задачи при планировании и подготовке любого похода со школьниками – это обеспечение безопасности.

Общие положения.

Настоящие правила техники безопасности при проведении изобразительной практики должны знать все участники пленера.

Перед началом изобразительной практики учащиеся и ответственные за них лица (родители, ближайшие родственники, опекуны и др.) должны пройти инструктаж, который проводит руководитель пленера, и расписаться в «Журнале регистрации инструктажа по технике безопасности».

Исполнение правил техники безопасности строго обязательно для всех.

Требования соблюдения правил техники безопасности важнее требований выполнения заданий на занятиях.

При происшествии (чрезвычайном положении) все силы направляются на помощь пострадавшему, а занятия прекращаются.

Учащиеся, нарушившие технику безопасности, отстраняются от дальнейших занятий и отчисляются из школы.

 

Правила техники безопасности для учащихся.

Общие правила поведения.

Строго выполнять требования преподавателя, касающиеся учебного процесса и дисциплинарных норм.

Вовремя приходить к началу занятий (за 15 мин) с учетом возможных объективных трудностей (транспортные пробки); в случае если учащийся опоздал к началу занятий (встречи) и группы нет, он должен вернуться домой (поставить в известность родителей), не предпринимать попыток догнать группу. Если ребенка сопровождают родственники, то возможны варианты поиска группы.

Добросовестно выполнять учебные задания, предусмотренные программой, посещать занятия.

Бережно относиться к общественному, частному и личному имуществу.

Постоянно быть вежливыми с товарищами и старшими, оказывать уважение и внимание престарелым гражданам и инвалидам. Своим поведением не провоцировать у местного населения или окружающих людей недоброжелательного настроя.

Во время движения к месту занятий: не отставать от группы, переходить улицы только в установленных местах и по команде преподавателя. Категорически запрещено отлучаться из группы, не предупредив руководителя. В случае если учащийся отстал, потерялся во время движения группы по маршруту, то он остается на месте и ожидает возвращения преподавателя (если есть возможность сообщить сразу по мобильной связи о своем отставании от основной группы руководителю пленера или одноклассникам, участвующим в пленере)

На занятиях строго надлежит находиться в рамках, границах места, указанных руководителем. При посещении туалета обязательно предупредить об этом

преподавателя (посещение туалета в природных условиях происходит в указанное преподавателем место и в целях безопасности с сопровождающими одноклассниками в кол-ве не менее 2 чел.).

После занятий на природе тщательно убрать за собой свое рабочее место.

Из учащихся группы ежедневно назначаются по составленному расписанию дежурные по уборке места пленера (обязательно предусмотреть мусорные пакеты и ближайшее место для выброса мусора).

Постоянно соблюдать правила санитарии и личной гигиены.

 

Основные положения по правилам безопасного поведения на улице и транспорте.

Общие положения.

Независимо от того, на каком транспорте приходится добираться до места, будь то поезд дальнего следования, электричка или автобус, все участники похода обязаны соблюдать те правила, которые установлены на этом транспорте. Их всегда можно найти и в вагоне поезда и в салоне автобуса. Например, запрещается ходить по железнодорожным путям, перебегать дорогу в неположенном месте, высовываться из окон, выбрасывать мусор из окон и т.д.

Все участники должны знать, до какой остановки едет группа.

При посадке (высадке) в вагон или автобус не толкаться, не баловаться, помочь друг другу поднять (или снять) груз.

Во время переезда главными за безопасность являются работники транспорта, их требования выполняются беспрекословно.

По дороге на место занятий и обратно, при переездах в ходе похода школьники не могут ехать на транспорте одни без сопровождения руководителя.

 

Правила безопасности на дорогах.

Переходить дороги, шоссе, площади в установленных ГАИ переходах. При наличии движения обращать внимание взгляда налево, затем направо. Движение через дорогу начинать только при зеленом свете светофора, а при его отсутствии - после того, как убедитесь, что приближающийся транспорт находится на безопасном для вас расстоянии (не менее 40-50 метров).

При переходе шоссейных дорог группой, переход осуществляется только по команде педагога, следуя в колонну по два.

При следовании вдоль шоссе движение осуществляется только по переходным дорожкам (тропам), а при отсутствии их – по левой обочине навстречу движущемуся транспорту в колонну по одному. Во время движения запрещается играть, толкать друг друга, вводить суматоху и.т.д.

 

Правила безопасности в городском транспорте

(в автобусе, трамвае, троллейбусе).

Соблюдать правила пользования общественным транспортом.

При ожидании на остановке не бегать, не толкаться, не стоять на проезжей части.

Заходить в салон через разные двери, руководитель замыкает группу.

Если не удается уехать в одном автобусе, группа делится на 2 части, к каждой группе учащихся должен быть взрослый сопровождающий.

Не останавливаться в проходе, дать возможность войти остальным.

В салоне не шуметь, не толкаться, не мешать другим пассажирам.

Выходить из салона по команде руководителя.

Проверить состав группы после посадки и высадки.

 

Правила безопасности при использовании заказного автобуса.

При проведении пленера на автобусе через турфирму руководителю группы необходимо проверить у турфирмы наличие лицензии на проведение туристско-экскурсионной деятельности для детей и договора фирмы с

автопредприятием

.

Заказанный автобус, предназначенный для перевозки детей, должен иметь медицинскую аптечку, огнетушитель, предупреждающие знаки «Перевозка детей». В случае их отсутствия необходимо требовать у фирмы замену транспорта.

Санитарные остановки и выход участников экскурсии из автобуса разрешен только на специальных остановочных пунктах или оборудованных площадках автозаправочных станций. На обочинах не останавливаться.

В автобусе все участники экскурсии должны сидеть. Перед отправлением автобуса и после остановок следует пересчитать участников поездки.

Меры безопасности при выполнении заданий пленера возле водоемов.

Купание учащихся в период прохождения пленера строго запрещено.

Во время выполнения учебных заданий у водоемов, учащиеся обязаны выполнять спуск к водоему только с разрешения педагога и под его присмотром.

Во время перерыва не толкать друг друга и не устраивать игр, грозящих случайному падению в водоем.

Меры безопасности на животноводческой ферме и в зоопарке.

Не просовывать руки внутрь клеток.

Не кормить зверей (животных) с рук.

Выполнять все требования обращения и техники безопасности с животными и зверями.

Не кричать, вести себя спокойно.

Зарисовка производится под руководством педагогов.

Не расходится от основного места зарисовок.

Нарушение техники безопасности.

Нарушение техники безопасности и правил поведения на пленере угрожает здоровью не только нарушителя, но и всей группы. Каждый отвечает не только за свою безопасность, но и всех учащихся, т.е. если вы видите своего товарища нарушающего правила безопасности, немедленно укажите ему на это и в случае продолжения нарушений поставьте в известность руководителя группы.

Учащиеся, нарушившие технику безопасности, отстраняются от дальнейших занятий и отчисляются из школы приказом директора.

 

Права и обязанности родителей при соблюдении правил и техники безопасности в подготовке своего ребенка к изобразительной практике.

Одежда и снаряжение учащегося на пленере.

Одежда должна соответствовать погодным условиям. Переохлаждение или перегрев основные факторы, угрожающие здоровью.

Цвет одежды имеет также значение, т.к. яркие флуоресцентные цвета (пестрота) вносят элемент дополнительного раздражения для глаз, и сопутствует возникновению усталости.

Температурный режим в течение дня часто подвержен сильным изменениям, поэтому учащиеся должны самостоятельно

терморегулировать

свое состояние за счет смены одежды.

Во время дождя хорошо иметь с собой легкий дождевик.

Головной убор – строго обязателен на практике летнего пленера

(более всего подходит головной убор с козырьком);

Учитывая, то, что пленер приравнивается к однодневному походу, учитывая специфику «неподвижности» учащихся, работу в тени и чистое рисование у водоемов форма одежды строго должна защищать ноги и руки.

Обувь с учетом обильных рос на траве и походных условий - спортивная, полуспортивная.

Категорически запрещено пользоваться аудио-плеером, наушниками.

Учащийся обязательно должен соблюдать правила и нормы обращения с этюдником и правилами его установки в рабочее положение.

Учащийся должен иметь при себе:

- рюкзак (с удобными лямками или прочную сумку)

- стульчик (походный)

- дополнительную одежду на случай ухудшения погодных условий

(похолодания)

- индивидуальные лекарственные средства, соответствующие его проблемам

со здоровьем (астма, аллергия и т.д.)

- запас еды и воды для обеденного перерыва

(скоропортящиеся продукты, сомнительного качества категорически

запрещается употреблять во время отдыха).

Правила техники безопасности для преподавателя

(руководителя пленэрной практики)

Проведение инструктажа родителей и учащихся с формой и правилам техники безопасности при проведении пленера в устной форме (под роспись в журнале по технике безопасности).

Руководитель должен всегда иметь при себе документы, подтверждающие личность преподавателя и приказ директора о проведении

пленерных

занятий.

Перед проведением пленера руководитель тщательно обследует природный (городской, сельский) участок, выбирая место, которое ответствует и цели и задачам урока, где не существует опасности для жизни учащихся, работать в проверенных местах. Особенно важно обращать внимание на сухие старые высокие деревья и острые предметы в траве и на земле.

Места у водоемов, обрывов берегов нужно выбирать таким образом, что гарантирует от несчастных случаев.

Использование лодок и мостков категорически запрещается.

В руководстве группой учителю помогают по возможности родители учащихся. Желательно, чтобы на каждые 10-15 человек учащихся приходилось по одному взрослому или один взрослый учащийся.

Перед выходом на пленер (в обговоренном заранее месте сбора) проводится перекличка учеников класса и отмечается присутствие (или отсутствие). Вторая перекличка – по

прибытии

на место, третья – перед отправление в обратный путь, четвертая – непосредственно в пункте завершения пленэрного дня.

Объявить о территории пленера – о четких границах места.

При подвозе учащихся к месту пленера используется общественный транспорт. Правила поведения в транспорте строго соблюдаются. В транспорт сначала входят ученики, а затем лицо, руководящее ими. В том же порядке осуществляется выход детей из транспорта.

При организации пленера ознакомить учащихся с требованиями охраны природы, рабочему месту, дежурству по уборке места после проведения занятий.

Необходимо ознакомить с правилами поведения при встрече с разными животными.

Запрещается работать на склонах, бегать и прыгать.

На крутых склонах следует подниматься и спускаться цепочкой наискось (траверсом). Спуск всегда опаснее подъема.

Каждая группа должна иметь общую аптечку с необходимым установленным

набором медикаментов и средств первой помощи, которую нужно обязательно

брать с собой на занятия в условиях пленера.

При несчастном случае или любом ухудшения самочувствия пострадавший или очевидец немедленно сообщает об этом руководителю, который обязан срочно организовать первую помощь пострадавшему и доставку его

в

ближайшее лечебное учреждение. Заболевший учащийся на занятия не допускается. Прием любых лека

рств пр

оизводится под контролем руководителя.

При ЧП руководитель пленера обязан поставить в известность соответствующие органы и администрацию школы.

Если на месте проведения пленера находятся две группы, минимальное расстояние между группами должно составлять 100 метров.

Обувь и одежда должна соответствовать природным особенностям района проведения занятий. В несоответствующей обуви и одежде (например, в тапочках в горы или без головного убора летом) выходить на занятия запрещено (в маршрут лучше выходить в уже разношенной обуви).

При непогоде (сильный дождь) выход на занятия запрещен.

Нельзя учащимся трогать руками любых животных, а также незнакомые растения, грибы.

Запрещается учащимся пить не кипяченую воду, пробовать на вкус какие-либо растения плоды и грибы, есть не мытые, не зрелые овощи и фрукты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксенов К. Рисунок: в помощь начинающему художнику-оформителю. - М., 1987.

2. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник, Педагог, Школа. - М.,1984.

3. Альбом с произведениями русских художников 19-20 вв. Картины из Русского музея. - СПб., 1980.

4. Барщ А. Наброски и зарисовки. - М., 1970.

5. Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. - М., 1957.

6. Беда Г. Основы изобразительной грамоты. - М., 1989.

7. Беда Г. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция. 2 изд. переработанное и дополненное. – М., 1981.

8. Белова О. Ю. История искусств. - М., 2000.

9. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. – М., 2008.

10. Волков Ю.А. Работа над живописными этюдами. - М., 1984.

11. Гартман К. О. Стили. - М., 2000.

12. Зайцев А. С. Наука о цвете и живописи. - М., 1986.

13. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы. - М., 1985.

14. Кузин В. Рисунок. Наброски и зарисовки: Учеб. пособие. – М., 2004.

15. Кулебякин Г. Рисунок и основы композиции. - М., 1978.

16. Радлов Н. Рисование с натуры 3-е изд. - Л., 1988.

17. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск, 1996.

18. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск, 1996.

19. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. – Обнинск, 1998.

20. Терентьев А. Е. Изображения животных и птиц средствами рисунка и живописи.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×