Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Методика и приёмы экологического воспитания дошкольников. . Работа №286349

Дата публикации:
Автор:
Описание:

    Экологические занятия как одна из форм организации обучения детей имеют свою совершенно определённую и очень важную функцию. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни позволяет им накопить конкретные представления о природе ближайшего окружения. Занятия как особая форма обучения способствуют тому, что чувственные представления дошкольников могут быть качественно преобразованы – расширены, углубленны, объединены, систематизированы. Много знаний о природе дети получают во время организованной образовательной деятельности. 

Работа:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 48 «Ручеёк».

 

Королёва Надежда Константиновна.

 

Методы и приёмы экологического воспитания дошкольников.

 Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отнести наблюдению.Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное, и др.

Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдения как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С младшего возраста мы с детьми ведём постоянные наблюдения за изменениями в природе: за солнышком и дождиком, за кошкой и собакой, за воробьём и вороной, за каплями от дождя на стекле… . А в старшем возрасте наблюдаем, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака, за животными, насекомыми, птицами, за явлениями неживой природы. Сравниваем деревья, кустарники ( время смены окраса листьев, появление почек…), птиц между собой ( внешний вид, повадки, зимующие, перелётные, пролётные…). Наблюдения, прогулки, экскурсии дают детям почву для размышлений. У них появилось множество «Почему?» и «Зачем?».

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений -  большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Модель – это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Мы используем:

Календарь наблюдений за сезонными изменениями природы;

Календари наблюдений за ростом и развитием растений;

Календарь наблюдений за птицами.

       В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она представляет собой эмоциональную деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, он активен и доброжелателен. Игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и привнесённая в процесс познания природы и взаимодействия с ней. В игре ребёнку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко. Естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности.  Дети охотно играют в такие дидактические игры как «Как зовут тебя деревце»,  «Найди дерево по семечкам», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Что за птицы», «Отгадай, что за растение», «Четвёртый лишний», «Волшебный экран», «Путешествие по глобусу», «Парочки» и другие. С удовольствием разучивают подвижные игры «Совушка – сова», «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди», «Море волнуется раз» и другие.

    Экологические занятия как одна из форм организации обучения детей имеют свою совершенно определённую и очень важную функцию. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни позволяет им накопить конкретные представления о природе ближайшего окружения. Занятия как особая форма обучения способствуют тому, что чувственные представления дошкольников могут быть качественно преобразованы – расширены, углубленны, объединены, систематизированы. Много знаний о природе дети получают во время организованной образовательной деятельности. На занятиях дети устанавливают экологические связи, существующие в природе. Без этих знаний трудно предвидеть возможные последствия вмешательства в природные процессы. Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей невозможно полноценное экологическое воспитание. На некоторых объектах природы я показываю, что без них природа не может обойтись: что будет, если не станет комаров. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей, но основываясь на научные данные. Например, занятия по теме «Лес» нам помог провести сказочный Лесовичок, по теме «Озеро»  – водяной и Русалка.  

Часто на занятиях используем художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. (Нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада). Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы. Видно в их глазах сочувствие, сопереживание либо радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" В этих случаях важно донести до детей смысл произведения. Используем и стремление детей к фантазированию.Умелая подача произведений детской литературы, разработка экологического содержания для традиционных игр, экскурсии, составлении сказок, рассказов, наблюдения в природе, и в жилых уголках, зимних садах, –  все эти формы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями. Для занятий используем наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания. Очень остро встал вопрос о загрязнении окружающей среды. Дети взволнованно обсуждают эту тему, осуждают тех, кто является виновником, замечают за окружающими их неправильное поведение.

Экологическое воспитание проводим в тесной связи с семьёй. 

1) приучать детей бережно относиться к цветам, деревьям, кустарникам и ко всему живому;

2) заботиться о птицах, животных;

3) учить детей видеть красоту окружающей природы.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×