Семинар.
Тема: Методика изучения народных художественных промыслов
Ключевые слова: народные художественные промыслы, народная культура, наследие, духовно-нравственные ценности, традиции, интерпретативный подход, идентичность и русский мир, дети.
В России существует огромное разнообразие народных промыслов, причем в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из коры, бересты, бисера, а также кружево, вышивка, традиционная игрушка — это лишь неполный перечень русских народных ремесел, которые можно взять на вооружение педагогу. Говоря о методической стороне изучения основ народной культуры в начальных классах, нельзя не сказать о том, что учителю нужно обращать внимание на то, чтобы работы учащихся носила сознательный и творческий характер. Этого можно добиться, создавая соответствующие условия для практической работы и используя различные методы обучения.
Одним из них является вступительная беседа. Она должна быть содержательным и эмоциональном стержнем урока, его смысловой основой.
Для того, чтобы любить и понимать народную художественную культуру, необходимо о ней задумываться; задумываться можно лишь над тем, что интересно, для возникновения интереса нужны соответствующие знания. Именно вступительная беседа позволяет создать у учащихся определённый уровень «насмотренности», то есть необходимую базу впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своей практической деятельности.
а) о культурно-историческом значении народных художественных ремёсел;
б) о художественных достоинствах и своеобразии изделий;
в) о художественном образе, особенностях символики, орнамента;
г) о связи народной культуры с современностью.
Основное, на что следует обратить внимание детей, следующее: народное искусство всегда традиционно. Из поколения в поколение в нём передаются не просто определенные приёмы ремесла, а целое мировоззрение народа, его духовная культура. В выборе тем, их образном решении, орнаментальной символике мастер руководствуется художественно-эстетическими понятиями, а в первую очередь традицией.
Содержание и задачи ознакомления учащихся разных возрастных групп с народной художественной культурой
Народная художественное культура – воспитательно-образовательное пространство, ее место в системе современных школьных занятий. Цель и задачи процесса ознакомления детей с народной художественной культурой. Принципы отбора и общая характеристика содержания и объема знаний о народной художественной культуре для учащихся разных возрастных групп.
Виды программ, специфика их разработки и внедрения в учебный процесс. Структура, содержание, концептуальные и методические основы учебных программ по художественной предметно-практичной деятельности (учреждения дошкольного и общего среднего образования, средние специальные учебные заведения, учреждения дополнительного образования, дома ремесел и др.) Принципы построения программ по разным видам ремесел и их сравнительный анализ (культурологическая направленность, учет белорусского народного календаря, целостность и усложнение при формировании творческого мышления, концентричность построения на разных образовательных этапах, вариативность содержания и др.).
Специфика работы педагога в области народного декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного и современного школьного образования.
Специфика планирования учебного процесса по народным художественным ремеслам (сезонность, учет белорусского народного календаря, региональных и местных традиций и т.д.). Разработка программы для объединений по интересам или факультативных занятий, календарнотематического планирования по разным видам ремесел. Особенности подготовки и проведения занятий. Учебно-методический комплекс по народным художественным ремеслам.
Методы и средства обучения народным художественным ремеслам
Характеристики современных методов ознакомления с народными традициями (метод музейного проектирования, сравнительно-исторического анализа, исторической ретроспективы, творческих ассоциаций, познавательных игр, исследовательский и др.).
Понятие «средства обучения». Классификация средств обучения. Особенности разработки и использования наглядных и дидактических средств обучения для занятий народными художественными ремеслами.
Формы обучения и организации предметно-практической деятельности по ознакомлению учащихся с народными художественными ремеслами
Цель, задачи, принципы внешкольной и внеурочной деятельности по изучению народного декоративно-прикладного искусства. Виды и формы организации внешкольной и внеурочной деятельности (кружки, факультативы, экскурсии, викторины, заочные путешествия, экспедиции, праздники народного творчества и др.). Нестандартные занятия.
Экскурсия как активная форма ознакомления учащихся с народной художественной культурой.
Приемы и методы представления информации и объектов на экскурсии. Разработка сценария экскурсии. Использование результатов экскурсии в комплексной работе по развитию и воспитанию личности.
Поисково-исследовательская деятельность учащихся по изучению народного декоративно-прикладного искусства.
Методика организации и проведения поисково-исследовательской деятельности в работе с учащимися разных возрастных групп. Формы итогового отчета. Использование результатов поисково-исследовательской деятельности в образовательном процессе
Методика организации и проведения поисково-исследовательской деятельности в работе с учащимися разных возрастных групп. Формы итогового отчета. Использование результатов поисково-исследовательской деятельности в образовательном процессе.
Алгоритм и особенности методики обучения учащихся младшего, среднего и старшего школьных возрастов разным видам народных художественных ремесел: художественной обработке соломы; белорусской народной декоративной росписи; художественной обработке кожи; керамике; художественной обработке текстильных материалов (вязание, плетение, ткачество, вышивка, лоскутная техника). Методика обучения работе с бумагой, природным материалом. Специфика методики обучения в кружке или на факультативных занятиях по изучению народного костюма. Типичные ошибки в работе с конструктивными материалами у детей разных возрастных групп, пути их предупреждения. П
Литература:
1. Арлова, Г.П. Народная педагогіка як сродак выхавання вучняў: дапаможнік / Г.П. Арлова. – Мінск: Нац. Ін-т адукацыі, 2009. – 144 с. 2. Буткевич, В.В. Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учеб.-метод. пособие для учителей нач. кл., воспитателей продленного дня, организаторов внекл. работы, руководителей кружков и студий народного творчества / В.В. Буткевич, Ю.С. Любимова. – Минск: Пачатковая школа, 2008. – 144 с. 3. Буткевич, В.В. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства: монгр. / В.В. Буткевич, Ю.С. Любимова. – Минск: БГПУ, 2007. – 239 с. 4. Лойко Г.В., Методика обучения народным художественным ремеслам [Электронный ресурс] / Г.В. Лойко, С.Е. Зятикова. – Минск: БГПУ, 2014. – Режим доступа: http://elib.bspu.by. 5. Народные художественные ремесла: учеб.-метод. пособие / Н.В. Починова [и др.]; под общ. ред. Н.В. Починовой, С.Е. Зятиковой. – Минск: БГПУ, 2008. – 96 с. 6. Нестеренко, А.В. Этнохудожественное образование детей и подростков: учеб. пособие / А.В. Нестеренко. – М.: МГУКИ, 2008. – 210 с. 7. Сахута, Я.М. Беларускае народнае мастацтва / Я.М. Сахута. – Мінск: Беларусь, 2011. – 367 с. 8. Сахута, Я.М. Сучаснае народнае мастацтва Беларусi / Я.М. Сахута. – Мінск: Беларусь, 2013. – 255 с.
Семинар.
Тема: Методика изучения народных художественных промыслов
Ключевые слова: народные художественные промыслы, народная культура, наследие, духовно-нравственные ценности, традиции, интерпретативный подход, идентичность и русский мир, дети.
В России существует огромное разнообразие народных промыслов, причем в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из коры, бересты, бисера, а также кружево, вышивка, традиционная игрушка — это лишь неполный перечень русских народных ремесел, которые можно взять на вооружение педагогу.
Говоря о методической стороне изучения основ народной культуры в начальных классах, нельзя не сказать о том, что учителю нужно обращать внимание на то, чтобы работы учащихся носила сознательный и творческий характер. Этого можно добиться, создавая соответствующие условия для практической работы и используя различные методы обучения.
Одним из них является вступительная беседа. Она должна быть содержательным и эмоциональном стержнем урока, его смысловой основой.
Для того, чтобы любить и понимать народную художественную культуру, необходимо о ней задумываться; задумываться можно лишь над тем, что интересно, для возникновения интереса нужны соответствующие знания. Именно вступительная беседа позволяет создать у учащихся определённый уровень «насмотренности», то есть необходимую базу впечатлений, знаний, которыми они и будут руководствоваться в своей практической деятельности.
а) о культурно-историческом значении народных художественных ремёсел;
б) о художественных достоинствах и своеобразии изделий;
в) о художественном образе, особенностях символики, орнамента;
г) о связи народной культуры с современностью.
Основное, на что следует обратить внимание детей, следующее: народное искусство всегда традиционно. Из поколения в поколение в нём передаются не просто определенные приёмы ремесла, а целое мировоззрение народа, его духовная культура. В выборе тем, их образном решении, орнаментальной символике мастер руководствуется художественно-эстетическими понятиями, а в первую очередь традицией.
Содержание и задачи ознакомления учащихся разных возрастных групп с народной художественной культурой
Народная художественное культура – воспитательно-образовательное пространство, ее место в системе современных школьных занятий. Цель и задачи процесса ознакомления детей с народной художественной культурой. Принципы отбора и общая характеристика содержания и объема знаний о народной художественной культуре для учащихся разных возрастных групп.
Виды программ, специфика их разработки и внедрения в учебный процесс. Структура, содержание, концептуальные и методические основы учебных программ по художественной предметно-практичной деятельности (учреждения дошкольного и общего среднего образования, средние специальные учебные заведения, учреждения дополнительного образования, дома ремесел и др.) Принципы построения программ по разным видам ремесел и их сравнительный анализ (культурологическая направленность, учет белорусского народного календаря, целостность и усложнение при формировании творческого мышления, концентричность построения на разных образовательных этапах, вариативность содержания и др.).
Специфика работы педагога в области народного декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного и современного школьного образования.
Специфика планирования учебного процесса по народным художественным ремеслам (сезонность, учет белорусского народного календаря, региональных и местных традиций и т.д.). Разработка программы для объединений по интересам или факультативных занятий, календарнотематического планирования по разным видам ремесел. Особенности подготовки и проведения занятий. Учебно-методический комплекс по народным художественным ремеслам.
Методы и средства обучения народным художественным ремеслам
Характеристики современных методов ознакомления с народными традициями (метод музейного проектирования, сравнительно-исторического анализа, исторической ретроспективы, творческих ассоциаций, познавательных игр, исследовательский и др.).
Понятие «средства обучения». Классификация средств обучения. Особенности разработки и использования наглядных и дидактических средств обучения для занятий народными художественными ремеслами.
Формы обучения и организации предметно-практической деятельности по ознакомлению учащихся с народными художественными ремеслами
Цель, задачи, принципы внешкольной и внеурочной деятельности по изучению народного декоративно-прикладного искусства. Виды и формы организации внешкольной и внеурочной деятельности (кружки, факультативы, экскурсии, викторины, заочные путешествия, экспедиции, праздники народного творчества и др.). Нестандартные занятия.
Экскурсия как активная форма ознакомления учащихся с народной художественной культурой.
Приемы и методы представления информации и объектов на экскурсии. Разработка сценария экскурсии. Использование результатов экскурсии в комплексной работе по развитию и воспитанию личности.
Поисково-исследовательская деятельность учащихся по изучению народного декоративно-прикладного искусства.
Методика организации и проведения поисково-исследовательской деятельности в работе с учащимися разных возрастных групп. Формы итогового отчета. Использование результатов поисково-исследовательской деятельности в образовательном процессе
Методика организации и проведения поисково-исследовательской деятельности в работе с учащимися разных возрастных групп. Формы итогового отчета. Использование результатов поисково-исследовательской деятельности в образовательном процессе.
Алгоритм и особенности методики обучения учащихся младшего, среднего и старшего школьных возрастов разным видам народных художественных ремесел: художественной обработке соломы; белорусской народной декоративной росписи; художественной обработке кожи; керамике; художественной обработке текстильных материалов (вязание, плетение, ткачество, вышивка, лоскутная техника). Методика обучения работе с бумагой, природным материалом. Специфика методики обучения в кружке или на факультативных занятиях по изучению народного костюма. Типичные ошибки в работе с конструктивными материалами у детей разных возрастных групп, пути их предупреждения. П
Литература:
1. Арлова, Г.П. Народная педагогіка як сродак выхавання вучняў: дапаможнік / Г.П. Арлова. – Мінск: Нац. Ін-т адукацыі, 2009. – 144 с. 2. Буткевич, В.В. Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учеб.-метод. пособие для учителей нач. кл., воспитателей продленного дня, организаторов внекл. работы, руководителей кружков и студий народного творчества / В.В. Буткевич, Ю.С. Любимова. – Минск: Пачатковая школа, 2008. – 144 с. 3. Буткевич, В.В. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства: монгр. / В.В. Буткевич, Ю.С. Любимова. – Минск: БГПУ, 2007. – 239 с. 4. Лойко Г.В., Методика обучения народным художественным ремеслам [Электронный ресурс] / Г.В. Лойко, С.Е. Зятикова. – Минск: БГПУ, 2014. – Режим доступа: http://elib.bspu.by. 5. Народные художественные ремесла: учеб.-метод. пособие / Н.В. Починова [и др.]; под общ. ред. Н.В. Починовой, С.Е. Зятиковой. – Минск: БГПУ, 2008. – 96 с. 6. Нестеренко, А.В. Этнохудожественное образование детей и подростков: учеб. пособие / А.В. Нестеренко. – М.: МГУКИ, 2008. – 210 с. 7. Сахута, Я.М. Беларускае народнае мастацтва / Я.М. Сахута. – Мінск: Беларусь, 2011. – 367 с. 8. Сахута, Я.М. Сучаснае народнае мастацтва Беларусi / Я.М. Сахута. – Мінск: Беларусь, 2013. – 255 с.