Доклад на тему: «Методика развития вокально-хоровых навыков детей». Начиная вокально-хоровую работу с учащимися, преподаватель должен хорошо знать особенности детского голоса, владеть методикой его развития. Знать основы вокальной работы. Должен быть знаком с опытом работы мастеров вокально-хорового искусства, специальной литературой. Преподаватель должен уметь сопоставлять различные точки зрения, накапливать собственный практический опыт (как певца хора, дирижера, педагога) и на этой основе управлять хором. Искусство пения требует овладения сложным комплексом художественно-технических элементов. Достигается это путем фиксации внимания учащихся на конкретной вокально-технической задаче. При этом целенаправленный, постепенно усложняющийся музыкальный материал упражнений будет способствовать закреплению определенных навыков.
Васильева М.И.
Преподаватель
ГБП ОУ «Тверской педагогический колледж»
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ
ДЕТЕЙ
Хоровое пение – один из видов коллективной исполнительской
деятельности, способствующее развитию певческой культуры детей, их общему
и музыкальному развитию.
Выразительное исполнение произведений требует овладения вокально-
хоровыми навыками и умениями.
Начиная вокально-хоровую работу с учащимися, преподаватель должен
хорошо знать особенности детского голоса, владеть методикой его развития.
Знать основы вокальной работы. Преподаватель должен быть знаком с опытом
работы мастеров вокально-хорового искусства, специальной литературой. Он
должен уметь сопоставлять различные точки зрения, накапливать собственный
практический опыт (как певца хора, дирижера, педагога) и на этой основе
управлять хором.
При отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с детьми
следует опираться на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего.
Наиболее распространенным и предпочтительным в практике вокально-
хоровых занятий является концентрический метод, разработанный
М.И. Глинкой. Он позволяет укреплять середину, средние звуки диапазона, а
затем уже верхние и нижние.
Рекомендации «Полной школы пения» А.В. Варламова позволяют
воспитывать звонкие, серебристые, нежные детские голоса, формировать
свободное, естественное голосообразование при средней силе звука, ровное от
первой до последней ноты.
Методика И.П. Пономарькова построена на учете тембровых особенностей
детского голоса, пропевании упражнений сверху вниз, вызывающем
естественное, звонкое детское звучание голоса, индивидуальном подходе к
каждому поющему в хоре.
На первоначальном этапе работы по формированию вокально-хоровых
навыков детей должно уделяться особое внимание, так как эти навыки являются
базой для дальнейшего музыкального развития участников хора или ансамбля.
Организуя эту работу важно использовать такие методы вокального воспитания,
которые будут оказывать позитивное влияние на личностное и психологическое
развитие каждого участника и установление органичных взаимоотношений в
коллективе.
Важной задачей педагога является приведение хора к общему тону, т.е.
выработка унисона. Работа педагога в данном направлении должна быть
ориентирована на овладение учащимися натуральными регистрами голоса,
начиная с того регистрового режима, к которому проявляются склонности
ребенка от природы. В дальнейшем необходимо формировать навык
сознательного использования учащимися регистров в соответствующем им
диапазоне. Наряду с произвольным переключением, скачком с одного регистра
на другой, необходимо формировать умение постепенно и плавно переходить от
фальцетного регистра к грудному через микстовый.
На следующем этапе следует закреплять и совершенствовать способность
ученика произвольно пользоваться голосовыми регистрами при пении. Развитие
певческого голоса детей может быть эффективным на основе правильного пения,
в процессе которого должны формироваться и правильные певческие навыки.
Продолжительность каждого этапа определяется по-разному, в зависимости от
того, как часто будут проводиться занятия, от педагогического воздействия,
восприимчивости ученика, его музыкальных способностей. Для решения всех
описанных задач недостаточно использование только коллективной формы
обучения, она должна сочетаться с индивидуальной формой работы с детьми.
При коллективном обучении пению, целесообразнее будет использовать в работе
все виды регистрового звучания. Кроме вокальных навыков необходимо
развивать и хоровые, которые формируются параллельно с певческими и
оказывают влияние друг на друга.
Работа по формированию вокально-хоровых навыков решает ряд
воспитательных возможностей. В процессе занятий в хоре у учащихся
формируется выдержка, умение слышать друг друга, позитивная реакция на
недостатки исполнения, снятие агрессии, чувство собственного достоинства,
самоуважения, терпения.
Хоровое пение представляет собой сложное искусство, которое требует
известной автоматизации певческих приемов. Чем совершеннее певец владеет
техникой, тем больше он может сосредоточиться на художественном замысле
композитора. Выработка певческих навыков является одной из актуальных
проблем вокальной педагогики.
Выработка вокально-хоровых навыков осуществляется успешно лишь при
условии тесной связи с развитием музыкального слуха учащихся. Слуховой
контроль дает возможность установить, соответствует ли воспроизводимый звук
его предварительному представлению, его внутреннему «слышанию»
учащимися.
Необходимым условием выработки певческих навыков является
упражнение, то есть целенаправленная повторность с целью совершенствования
этих навыков.
Весь процесс выработки вокально-хоровых навыков представляет тонкий
отбор наиболее целесообразных для каждого определенного случая приемов
исполнения. На первоначальном этапе занятий с учащимися ведется работа над
воспитанием основных вокально-хоровых навыков в их элементарном виде:
сохранение правильного, естественного положения корпуса, а также головы и
рук при пении, глубокий вдох без поднимания плеч и постепенный экономный
выдох, свободное открывание рта, одновременное начало пения, протяженность
звучания.
В процессе дальнейшей работы постепенно закрепляют, углубляют и
совершенствуют эти навыки, вырабатывают нижнереберно-диафрагматическое
дыхание, требующее сохранения вдыхательного положения грудной клетки и
расширения нижних ребер, работают над правильностью звука, расширением
диапазона, красотой тембра, гибкостью, подвижностью голоса, тонкой и
разнообразной нюансировкой.
Большое значение для выработки вокально-хоровых навыков имеет так
называемое «мышечное чувство». Под этим понимаются те ощущения, которые
возникают во время пения и которые являются результатом раздражений,
исходящих от мышц и связок, участвующих в процессе голосообразования.
Ощущения эти помогают отбору необходимых исполнительских средств в
пении. «Мышечное чувство» в сочетании с предварительно слышимым
звучанием обусловливает формирование исполнительских навыков и приемов,
которые придают певческому звучанию необходимую художественную окраску.
В процессе вокально-хоровых упражнений важным моментом является
правильное соотношение между работой над отдельным навыком или приемом
и соединением этих навыков в единый комплекс выразительных средств
художественного исполнения. Правильный подбор упражнений помогает
выработать и закрепить каждый элемент в отдельности, а также закрепить
комплекс этих навыков и умений в их совокупности. Необходимо учитывать, что
нельзя сводить упражнения лишь к работе над отдельными навыками, так как
при этом будет отсутствовать необходимая связь и координация между ними.
Однако непригодным является и исключительно целостный подход к
разрешению задач вокального обучения: учить сразу всему, не закрепляя
отдельные элементы голосообразования. Это ведет к отсутствию технической
четкости в работе голосообразующего аппарата.
Как же следует решать эту проблему в вокальном воспитании учащихся?
Искусство пения требует овладения сложным комплексом художественно-
технических элементов. Достигается это путем фиксации внимания учащихся на
конкретной вокально-технической задаче. При этом целенаправленный,
постепенно усложняющийся музыкальный материал упражнений будет
способствовать закреплению определенных навыков.
Специальные упражнения и попевки подбираются соответственно уровню
певческого развития учащихся и усложняются постепенно в процессе обучения.
Например, предлагая упражнения на кантилену, сознательно упрощают прочие
элементы музыкальной выразительности, подбирают небольшую попевку с
несложным ритмом, плавным мелодическим рисунком, в умеренном темпе и
средней тесситуре. Тем самым создают наиболее благоприятные условия для
выработки протяженности звучания. Работая в хоре над ансамблем в двух- и
трехголосии, предлагают упражнения без текста (с закрытым ртом или на слоги)
для того, чтобы учащиеся могли максимально сосредоточить свое внимание на
уравновешенности и чистоте звучания хоровых партий.
Первым условием
в работе над вокально-хоровыми упражнениями
является воспитание сознательного отношения учащихся к тем учебным
задачам, которые ставятся в процессе занятий. В начале обучения хоровому
пению обучающиеся больше, чем в процессе дальнейшей работы, нуждаются в
наглядных объяснениях педагога. Постепенно, в результате сознательного
обучения и рационального повторения они уже самостоятельно применяют
полученные навыки. Достаточно определенного дирижерского жеста
руководителя хора, соответствующей мимики, даже взгляда, и весь хоровой
коллектив слаженно и четко отзывается на его требование.
Вторым условием
системы упражнений является постепенное и
последовательное усложнение учебных задач. В процессе упражнений
необходимо идти от простого к более сложному, от понятного, доступного – к
более трудному. Всякое новое упражнение должно быть связано с предыдущим,
опираться на него и помогать двигаться дальше, то есть упражнения подбирают
в соответствии с певческой подготовкой и возможностями данного хорового
коллектива.
Третьим условием
системы упражнений является учет особенностей
самого процесса образования навыков. Процесс этот идет от восприятия и
усвоения правила к умению его применять, к закреплению этого умения, к
постепенному приобретению навыка.
Новая песня, новое упражнение, новая задача при повторении известного
материала, новый методический прием в закреплении навыков, эмоциональность
руководителя – всё это содействует поддержанию активности, внимания,
интереса в процессе работы над формированием певческих навыков. На
первоначальном этапе работы особенно важно заинтересовать учащихся самим
предметом изучения – искусством пения.
Четвертое условие
– охват целого комплекса заданий, их разнообразие.
Концентрация упражнений вокруг определенной художественно-
технической задачи приводит к усвоению соответствующего навыка, но не
следует слишком долго задерживать внимание учащихся на каком-либо одном
задании. Это утомляет обучающихся и отвлекает их от других задач.
Например, известно, что пение lеgаtо считается основой вокального
искусства. Выработка навыков напевного, протяжного звучания представляет
одну из основных задач в вокальной педагогике. Однако если не сочетать эту
задачу с выработкой легкости, подвижности голоса, с навыками пения non
1еgаto, то это может привести к образованию тяжелого, массивного звучания,
лишенного необходимой гибкости и выразительности.
Пятое условие
системы вокально-хоровых упражнений заключается в
необходимости регулярной и последовательной работы. Нерегулярность
занятий, большой временной разрыв между ними ведут к потере навыков.
Случайные или редкие занятия по формированию певческих навыков никогда не
приведут к овладению сложным искусством пения, требующим большой,
упорной и последовательной работы.