Актуальность этой статьи обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приемов и средств обучения в условиях падения интереса учащихся к математике и обучению в целом. Ее цель- изучение форм и методов, способствующих повышению активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, и применение их на практике. Применение различных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, оптимальное сочетание инновационных и традиционных методов обучения даёт возможность реализовать принцип «учение с увлечением» и повысить интерес к предмету
МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
Одной из актуальных проблем педагогики была и остается проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся. Ей посвятили свои исследования такие крупнейшие ученые, как: Л.П.Аристова, Ю.К.Бабанский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, И.Я.Лернер, Д.Б.Эльконин и др.
Актуальность нашего исследования обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приемов и средств обучения в условиях падения интереса учащихся к математике и обучению в целом.
Целью работы является изучение форм и методов, способствующих повышению активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, и применение их на практике.
Над данной темой мы начали работать в 2020-2021 учебном году. Свое исследование начали с изучения научно – методической литературы, посвященной данной проблеме. В каждой параллели были выделены экспериментальные группы, в которых в процессе анкетирования определили уровень обученности учащихся, их заинтересованности предметом.
На данном этапе ведется опытно–экспериментальная деятельность.
Известно, что процесс обучения, в результате которого у учащихся формируется система знаний, умений и навыков, развиваются познавательные способности и мышление, может быть эффективным только при условии поддерживания их высокой активности на каждом этапе учебного процесса.
В качестве средств активизации учения школьников выступают:
учебное содержание
формы
методы
приемы обучения.
В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные.
Стандартный вид обучения является самым распространенным и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль-оценка. В настоящее время такое обучение уступает место нетрадиционным урокам, которые позволяют сделать математику более доступной, увлечь учащихся, заинтересовать.
Опытно-экспериментальная работа показывает, что активизация познавательной деятельности школьников наиболее эффективна в условиях образования, в структуру которой включены следующие формы работы:
дидактические игры;
интерактивное обучение;
проблемное обучение;
организация дополнительного образования;
творческие задания;
занимательные элементы на уроке;
метод проектов;
решение тестовых заданий;
решение
практико
– ориентированных задач;
10) подготовка презентаций и т.д.
Так игровые технологии мы чаще всего применяем на уроках и во время организации внеурочной деятельности. Особое место занимают игры с использованием детской импровизации, выдумки, миниатюры; собственные задачи, практические упражнения, кроссворды и ребусы; изготовление макетов и моделей; деловые письма, дневники, сочинения, стихи, сказки, песни, рецензии; участие в спектаклях, конкурсах, выставках.
В игре воссоздаются определенные условия, проблемы в которых ребенок использует знания, полученные на уроках математики и свой жизненный опыт, что дает возможность участникам самоутвердиться, проявить себя в нестандартной ситуации. На разных этапах урока используем следующие виды игр: «Кто быстрее», «Эстафета», «Найди ошибку», «Математическое лото». В рамках недели математики проводим «Математический КВН», «Колесо истории математики», «Знатоки математики», «Морской бой».
Отметим, что игровая деятельность в процессе изучения математики повышает не только творческую активность детей, но и имеет здоровьесберегающую направленность, так как снимает усталость, напряжение умственного труда, повышает работоспособность, дает детям возможность выбора, добровольности, самовыражения.
Для развития познавательного интереса к предмету математики, делаем акцент на активную мыслительную деятельность учащихся. Проблемная ситуация является начальным моментом мыслительного процесса. Целью технологии проблемного обучения является стимулирование интеллектуальной активности детей, развитие процесса мышления, формирование внутренних мотивов, самостоятельный поиск путей решения проблем. В такой ситуации ученики сталкиваются с противоречиями, испытывают затруднения и в процессе поиска делают открытия.
Таким образом, применение различных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики, оптимальное сочетание инновационных и традиционных методов обучения даёт возможность реализовать принцип «учение с увлечением» и повысить интерес к предмету.
Литература
1. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. – 208 с. С ил.
2.Аристова Л. Активность учения школьника. - М.: Просвещение, 1968. – 138 с.
3.Епишева О. Б., Крупин В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приёмов учебной деятельности: Кн. для учителя. - М.:Просвещение, 1990. – 128 с. с ил.
4.Никишина, И.В. Инновационная деятельность современного педагога: методическое пособие / И. В. Никишина. – Волгоград.: Учитель, 2007. – 91с.
5.Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. Библиотека журнала “Директор школы” 2003 – №2
6.Корчемлюк О.М. Задания для развития памяти и внимания на уроках математики. М. 1994.