Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Методы и приемы формирования словаря детей дошкольного возраста". Работа №318484

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу и СМИ, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.

Работа:


«Методы и приемы формирования словаря детей дошкольного возраста»

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу и СМИ, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.

В использовании составленного комплекса коррекционных упражнений, направленных на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста применяются различные методы.

- Наглядные: в качестве наглядных методов используются наблюдение и демонстрация наглядных пособий.

- Практические: ведущим практическим методам является упражнение.

- Игровые: достоинство игровых методов и приёмов заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче.

-Словесные: в качестве словесных методов, которые сочетались с наглядными, игровыми и практическими, также используется беседа и чтение произведений разного жанра.

Для развития и обогащения словарного запаса детей разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений, включающий иллюстративно - графический и игровой материал:

- предметные картинки с изображением различных признаков предметов

(цвет, форма, величина);

- сюжетные картинки с изображением действий;

- коллекция предметов для ознакомления и обследования по цвету, форме, размеру,

по -составным частям, по фактуре (на ощупь) ;

- муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико – тематическим циклам;

- картотека игр и игровые упражнения на активизацию словаря и словообразования;

различные фигурные классификаторы: ваза (цветы, корзина (фрукты, овощи, грибы) и т. д.

-технические средства обучения (детский компьютер, аудиозаписи и т. д.) .

Для успешной работы по формированию словарного запаса можно ввести разработанный комплекс упражнений в занятия воспитателя, в индивидуальную работу с детьми, в режимные моменты детей (например, на прогулке можно проводить множество игр на развитие словаря). А также привлечь к сотрудничеству родителей, так как доказано, что успех коррекционной работы во многом определяется в согласованной целенаправленной работе логопеда, воспитателей и родителей.

а) Предложить педагогам и родителям разнообразить досуг детей.

б) Оформить информационный уголок для родителей.

Подбор игр и упражнений осуществлялся с нарастающей сложностью, так как игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, через неё он познаёт окружающий

мир, овладевает родным языком, а правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом.

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей дошкольного возраста состоит из нескольких разделов:

Развитие пассивного и активного словаря

• Настольные игры.

Цель: расширение предметного словаря, развитие логического мышления.

«Лото», «Домино», «Парные картинки», «Кубики».

 Игра «Чудесный мешочек»

Цель: расширение предметного словаря, в процессе расширения словаря обратить внимание на правильность грамматического оформления слов.

«Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Им можно играть с другом или бросать об пол».

• Игра «Что не так?»

Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия, развивать слуховое внимание.

Дать детям инструкцию: «Внимательно слушайте, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц?» Дошкольники исправляли ошибки. Эта игра адаптируется под все изучаемые темы.

• Игра «Бюро находок» или «Найди по описанию».

Цель: пополнять пассивный словарь детей словами-признаками, научить подмечать ведущие признаки предметов.

Детям сообщить, например: «Вы потеряли предмет красного цвета круглой формы, сделанного из резины». Дошкольники узнают предмет по описанию, запоминая не только название предмета, но и его признаки.

• Игра «Одинаковый»

Цель: обогащение и активизация словарного запаса; развитие памяти, слухового внимания, мыслительных процессов, коммуникативной функции детей.

Ребёнку надо найти пары одинаковых или похожих предметов (или сюжетов) из данных 8-16 карточек. Игроки по очереди открывают одну за другой две карточки. Если картинки оказываются разными, то карточки опять переворачиваются картинкой вниз. Если же картинки оказываются одинаковыми (или похожими, то открывший их получает фишку. Поставить задачу: стараться запомнить изображения и 2 раза одну карточку не открывать.

В конце игры, подсчитав фишки, определяется победитель.

• Игра «Путаница»

Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия; закреплять названия частей целого предмета.

Детям раздаются конверты с деталями от разных видов одежды. Они меняются друг с другом и складывают свою одежду. Игра адаптирована под другие лексические темы.

• Упражнение «Покажи, где нарисовано?»

Цель: развивать пассивный словарь.

Детям предлагаются предметные картинки и сюжетные картинки.

Мяч, дерево, кружка, пирамида, ручка, блюдце, стакан, карандаш, книга, стул

Предусматривается вариант усложнения игры, когда ребёнок должен был показать предметы, которые не находились в поле зрения, например, дверь, окно. Он должен был найти их в окружающей обстановке и назвать.

• Упражнение «Подбери нужное слово»

Цель: развивать активный словарь детей, учить подбирать к названным определениям подходящие слова.

Мокрый; тяжёлый; радостный.

Светит; пишет; висит.

• Упражнение «Кто как кричит»

Цель: уточнить названия действий животных.

кошка – мяукает, кузнечик - стрекочет

• Упражнение «Запомни и назови»

Цель: развивать активный словарь детей.

Детям в определённом порядке показывались картинки с изображением фруктов (не более 5). Затем картинки убирались. Дети воссоздавали увиденное в нужной последовательности: лимон, виноград, апельсин, груша, яблоко.

• Упражнение «Часть - целое»

Цель: расширять предметный словарь, закреплять названия частей целого предмета или объекта.

Детям назывались части предмета или объекта, а они догадывались, о каком предмете идёт речь и назвали его. Например: Ствол, ветки, сучья - дерево.

Спинка, ножки, сиденье - стул. Крылья, клюв, хвост - птица.

• Упражнение «Что это?»

Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия.

Детям предлагается закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью. Берёза, осина, дуб — это. Ромашка, василёк, незабудка - это.

• Упражнение «Какой?»

Цель: развитие словаря признаков.

Детям предлагается подобрать прилагательные к слову лес (большой, зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий).

• Упражнение «Скажи правильно»

Цель: развитие глагольного словаря.

Машина (ехать) заяц (прыгать) и т.д.

• Упражнение «Исправь ошибку»

Цель: развитие глагольного словаря, логического мышления. Повар лечит, а врач готовит. Маляр рисует, а художник красит. Лётчик ездит, а шофёр летает и т. д.

• Упражнение «Снежный ком»

Цель: развитие активного словаря, закрепление «новых» слов применении их в связной речи.

Детям предлагается с «новыми» словами составить словосочетания, предложения, рассказ.

• Игра «Скажи по-другому». (С волшебной палочкой).

Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи.

Дети встают по кругу и, отвечают, передавая друг другу волшебную палочку.

Бой - битва, сражение. Буря - ураган, шторм. Доктор - врач. И т. д.

• Игра «Кто скажет иначе?» (с мячом).

Цель: учить детей понимать и запоминать слова синонимы.

Детям предлагается к слову найти синоним. Этот ребёнок отдает мяч следующему.

Бежать - мчаться, нестись. Беспокоиться- волноваться, переживать.

• Игра «Упрямые дети»

Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.

Детям сообщается, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».

Отъехал – приехал, вылетел – залетел, и т. д.

• Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.

Например, взрослый говорит: «Я вижу высокий дом». Ребёнок отвечает:

«Я вижу низкий дом». (У меня острый нож. - У меня тупой нож).

• Упражнение «Угадай слово». Образование антонимов.

Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.

Детям предлагается закончить предложение, а затем повторить его полностью.

Дуб большой, а рябина … Сосна высокая, а куст …

• Игра «Назови ласково»

Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.

блюдце - …, овца - …, собака - …, белка - … .

• Игра «Большой - маленький»

Цель: научить детей образовывать существительные с уменьшительным и ласкательным значением: замок - …, мяч - …, стул - …, заяц - … .

• Упражнение «Что приготовим?»

Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

Из яблока - яблочное повидло.

• Упражнение «Какой?»

Цель: научить детей образовывать качественные прилагательные.

Огурец зелёный, а помидор (какой).

• Упражнение «Что из чего?»

Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

из соломы -, из шерсти – … .

• Упражнение «Чей хвост?» (Чья лапа. Чьё ухо.)

Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

у кита - …, у волка - …, у барсука - …, у белки -… Усвоение лексической сочетаемости слов.

Упражнение «Запомни и измени слово по образцу»

Цель: учить изменять существительные по числам. 1 2 6 тетрадь тетради тетрадей

• Упражнение «Один - много»

Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении. Это лимон, а это …. лимоны.

• Упражнение «Какого цвета»

Цель: учить правильно, согласовывать название предмета с названием признака.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×