Букварный период – это тот этап обучения, когда можно и нужно закладывать основы способности ребенка различать «умею – не умею», «знаю – не знаю», т.е. формировать умение ставить орфографическую задачу. Для воспитания привычки обращения к учителю с познавательными вопросами нужны задания, переворачивающие привычный вопросно- ответный стиль работы класса, создающие условия, при которых спрашивают дети, а отвечает учитель. Для воспитания самостоятельности детского мышления ценны такие учебные ситуации, где нет готовых способов действий, где учащиеся не копируют образцы, заданные учителем, а где необходимо искать собственные приемы работы. Создается ситуация открытого незнания, иначе человек, не знающий о своем незнании, не стремится учиться. Многие педагоги и психологи работали над проблемой подготовки детей к обучению грамоте. Большой вклад внес К.Д. Ушинский, предложивший новый метод обучения - от звука к букве, т.е. разработал аналитико-синтетический метод. Этот метод обеспечивал сознательное обучение чтению, а не механическое заучивание. Последователи К.Д. Ушинского конкретизировали его метод, устраняя некоторые недостатки.
ГКОУ РМ “Ширингушская санаторная школа-интернат”
Доклад
«Методы и приёмы обучения грамоте»
Учитель начальных классов: Ануфриева В.И.
2023 г.
Букварный период – это тот этап обучения, когда можно и нужно закладывать основы способности ребенка различать «умею – не умею», «знаю – не знаю», т.е. формировать умение ставить орфографическую задачу ( задавать вопросы, побуждать спрашивать).
Для воспитания привычки обращения к учителю с познавательными вопросами нужны задания, переворачивающие привычный вопросно- ответный стиль работы класса, создающие условия, при которых спрашивают дети, а отвечает учитель: «Я задумала букву, отгадай, задав не более 5 вопросов».
Для воспитания самостоятельности детского мышления ценны такие учебные ситуации, где нет готовых способов действий, где учащиеся не копируют образцы, заданные учителем, а где необходимо искать собственные приемы работы. Создается ситуация открытого незнания, иначе человек, не знающий о своем незнании, не стремится учиться.
Многие педагоги и психологи работали над проблемой подготовки детей к обучению грамоте.
Большой вклад внес К.Д. Ушинский, предложивший новый метод обучения - от звука к букве, т.е. разработал аналитико-синтетический метод. Этот метод обеспечивал сознательное обучение чтению, а не механическое заучивание. Последователи К.Д. Ушинского конкретизировали его метод, устраняя некоторые недостатки.
Методы и технологии, используемые на уроках по обучению грамоте первоклассников.
Организация учебного процесса может стать качественно иной, если помимо традиционных форм организации обучения будут использованы новые технологии, которые наиболее оптимальны для построения и конструирования уроков.
Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям (видеофрагмент урока).
В начальной школе я использую презентации на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
С прошлого учебного года я пробую внедрять в свою педагогическую деятельность элементы технологии критического мышления в 1 классе, на уроках обучения грамоте.
Важнейшей задачей уроков обучения грамоте является осознание учащимися звуковой основы языка, освоение действий звукового анализа, знакомство с такими понятиями как «речь», «предложение», «слово».
Всё это ребёнок познаёт с помощью особых умственных операций, которыми являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение.
И цель технологии «Развитие критического мышления» состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Применяя эту технологию в педагогической деятельности, посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций мы развиваем познавательные способности и процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.
Основу технологии составляет трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
Но опыт показывает, что моделировать урок в этой технологии не просто (особенно в 1 классе, в начальной школе). Поэтому я ограничилась только элементами
Приём «Верите ли вы, что…»
Этот приём позволяет анализировать, сравнивать, развивать воображение, умение доказательно обосновывать своё мнение (можно использовать квадрат зеленого цвета – да, квадрат красного цвета – нет).
Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных?
Верите ли вы, что в русском языке 36 букв?
Верите ли вы, что буква П следует за буквой О?
Верите ли вы, что Ь (мягкий знак) имеет звук? и т.д
В первом классе я использовала только эти элементы, но существуют ещё, не менее интересные. Обобщая всё вышесказанное, я думаю, что эта технология заинтересовала многих так, как она отвечает целям современного образования и является одной из приоритетных, способствует интерактивному включению учащихся в образовательный процесс (видеофрагмент урока).
Для воспитания самостоятельности детского мышления чрезвычайно ценны такие учебные ситуации, где нет готовых способов действия, где ученики должны делать не то, что делает учитель (не копировать его образцы), а искать собственные способы работы. Назовем основные ситуации, встречающиеся в Букваре и направленные на воспитание у детей учебной самостоятельности.
Задания - «ловушки» учат ребенка самостоятельному, не имитационному ответу на любой вопрос. Учитель спрашивает и сам предлагает неверный ответ. Дети либо копируют ответ, либо отвечают по-своему. Это своеобразный метод портативной диагностики и коррекции имитационно-репродуктивных ориентаций в классе. Для ученика это ситуация, требующая не имитационного поведения, при котором необходимо сопоставлять свою и любую другую высказанную точку зрения. При этом происходит воспитание привычки доверять себе и не считать всякое слово истиной в последней инстанции.
Задачи, не имеющие решения, помогают и учителю, и детям отличить разумное поведение, ориентированное на логику задачи (в данном случае отказ от ее решения), от школярской исполнительности, направленной на буквальное понимание слов учителя: «Реши эту задачу». К примеру, когда перед ребенком нарисованы схемы трех- и пятизвуковых слов, а учитель просит найти «звуковой домик» для слова ПЕТЯ. Разумный ученик с начатками учебной самостоятельности не будет наугад выбирать схему, а объяснит учителю, почему задание невыполнимо.
Задачи с недостающими данными усложняют ту же линию воспитания умения учиться самостоятельно. В данном случае ученик должен не только отказаться от исполнительских установок, но и задать вопрос учителю для выяснения недостающих данных. Например, на вопрос учителя: «Назови первый звук слова, если оно начинается на букву Т» — ученик должен ответить вопросом: «Какая следующая гласная буква?» То, что ребенок предвидит возможность двух ответов и не желает гадать, есть четкий критерий сформированности умения учиться.
Игры, которые в настоящее время применяются на уроках, преследуют в основном физиологические цели: снять напряжение, переключить внимание детей с одного задания на другое. Такие игры служат для оживления урока. Они вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный эмоциональный фон.
Одним из важнейших элементов урока является работа в группах.
Такой подход даёт учителю возможность вовлечь учащихся в содержание обучения и органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить и человеческие, и деловые отношения детей.
Общие правила организации групповой работы.
При построении учебного сотрудничества детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует организовывать с той же тщательностью, что и любой другой учебный навык, не игнорируя «мелочей». Поэтому с самого начала знакомлю детей с правилами работы в группах.
Психолого-педагогическими условиями организации совместно-разделенной деятельности учеников являются следующие:
- отношения между учащимися, объединяющимися в группу должны быть положительными или нейтральными;
- групповое обучение будет эффективным при организации совместной деятельности с динамикой ролей;
- необходимо разработать и последовательно предъявлять систему задач, создающую возможность смены ролевых функций при решении каждой задачи;
- каждый член группы, независимо от выполняемой им роли, должен участвовать в практической реализации замысла.
Групповая работа младших школьников предполагает свои правила. Например, при организации групповой работы нельзя принуждать или высказывать неудовольствие, если кто-то не хочет работать в группе (позднее нужно выяснить причину отказа от работы); совместная работа не должна превышать 10-15 минут, так как если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается; не стоит требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием и т.д.
Хочется более подробно остановиться еще на одном методе, который широко использую на своих уроках – это игра.
Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности, писал В.А.Сухомлинский.
Игра – переходная форма от наглядно-образного мышления дошкольников к словесно-логическому мышлению школьников. Разницу между дошкольным и школьным отношением ребёнка к себе, к учителю, к ситуации обучения, к предмету обучения невозможно преодолеть без особого типа игр – учебных (Г.А.Цукерман).
На уроках обучения грамоте с целью развития фонематического слуха можно использовать следующие игры.
Упражнение 1. «Внимательные покупатели»
Учитель раскладывает на своём столе различные предметы. Среди них те, названия которых начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; маска, мишка, мяч, миска и т. п. – Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили! Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, допустим, на звук [м](матрёшка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м,] (мяч, мишка).Вариант: покупатели и продавец –дети, изображающие литературных персонажей.
Упражнение 2. Лото «Читаем сами»
I. вариант.
Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? ( У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.
II. вариант.
Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов.
Упражнение 3. «Волк, собака охотник».
Предварительно дети находят в слове первый звук.– Сейчас в лесу идёт большая охота: волки охотятся за зайцами, а охотники с собаками – за волками. Пусть волком будет звук [р], собакой – [р], остальные звуки – зайцами, а вы –охотниками. Теперь будьте внимательны. Как только услышите[р] в словах, которые я произношу, «стреляйте» – хлопайте в ладоши! Только не задевайте зайца или свою охотничью собаку. Внимание! Начинаем охоту!
Упражнение 4. «Звери заблудились».
– Заблудились, потерялись в лесу осёл, петух, лошадь, мышка, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет звать зверей, а Коля пусть слушает внимательно и рисует на доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала зверей. Если они верно выполнят работу, звери снова соберутся вместе.
Упражнение 5. «Математическая грамматика».
Ребёнок должен выполнить действия на карточке («+», «–») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово. Например:с + том – м + лиса – са + ца ? (столица).
Упражнение 6. Игра «Один звук, марш!».
1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть –гость. (Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)
2. Теперь, наоборот, добавьте один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Например: роза – гроза.(Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар.)
3. В словах замените один согласный звук. Например: корж – морж.(Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).
Упражнение 7. «Собери цветок».
На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц],[ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].
Использование перечисленных выше игр позволяет первоклассникам овладеть следующими умениями:
1)называть звуки, из которых состоит слово;
2) не смешивать понятия «звук» и «буква»;
3) определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости;
4) определять количество букв и звуков в слове и т.д.
Игровые приёмы и упражнения, способствующие развитию навыков самопроверки и орфографической зоркости у учащихся
Появлению у учащихся орфографической зоркости способствуют упражнения, требующие от них внимательной работы со звукобуквенным составом слова и развивающие фонематический слух.
«Зоркий Глаз помогает Чуткому Уху»
Орфографический диктант. Учитель диктует слова, а ученики записывают только орфограммы, которые встречаются в них.
Например: машина - ши, часы - ча, Глеб - Г, б и т.д.
Учитель показывает предметные картинки и предлагает запомнить только те, в названии которых есть изучаемая орфограмма. Например: предметные картинки: лыжи, стул, карандаши, часы, шишка, ваза, щука. Учащиеся получают задание запомнить только те названия картинок, в которых есть сочетания гласных с шипящими, а затем записать эти названия.
Учитель предлагает прослушать слова. Затем просит запомнить и записать те слова, в которых есть безударная гласная а, о или е.
Взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют диктант, исправляя ошибки товарища карандашом.
Дифференциация звучания и написания слов. Учитель читает слово .Затем даёт задание ученику:»Произнеси слово так ,как услышал; произнеси слово так ,как напишешь; объясни почему(выдели орфограмму); запиши слово ,а буквы, которые пишутся по правилу ,напиши другим цветом.
«Сосчитай сколько слов». Упражнение можно использовать на уроке чтения. Учитель читает небольшой текст. Задание: сосчитать, сколько слов в нём начинается или заканчивается на определённый звук. Затем предлагается пересказать услышанное. Главное, чтобы ребёнок натренировался быстро улавливать основной смысл, мог его словесно выразить, не допуская грамматических ошибок.
«Где же спрятались слова?». Упражнение можно использовать на уроках русского языка, чтения. Предлагаются слова с недописанными элементами. Надо прочитать слова и правильно их написать. Упражнение способствует усилению концентрации и устойчивости внимания.
«Игра на рояле». Упражнение можно использовать на уроке русского языка. Учитель называет слово. Ученики определяют количество звуков в слове, выполняя упражнение «Игра на рояле» (кончики пальцев рук последовательно касаются стола). Упражнение способствует развитию мелкой моторики и фонематического анализа.
Основной этап - использование игровых упражнений на уроках русского языка
I. «Выбери три слова» (игру можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)
Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.
Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
На 9 карточках записаны девять слов:
1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.
2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.
Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.
Как сделать так, чтобы правила не страшили ученика начальных классов своим количеством? Как сделать так, чтобы правила не разлетались по разным уголкам детского сознания? Кто может их объединить? Сама орфография, которая подчиняется строгим законам - принципам орфографии. Важно все изученные ребенком орфографические правила объединить в его сознании более или менее определенные группы, в соответствии с логикой языка, с законами самой русской орфографии. И так, как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые я применяю на уроках русского языка.
1.Увидеть орфограмму в слове.
2.Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило.
3.Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.
4.Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.
5.Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.
6.Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.
Приведем примеры упражнений, необходимых для формирования орфографической зоркости:
Ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе, постоянно показывать образец анализа звучащего слова (аксиома - что в опыте ребёнка нет, надо дать этому образец),использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р,на первом этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля, приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получиться?) , при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Класс в это время может работать в паре со своими модельками (кинестетически прочувствовать), подбор слов к звуковым моделям, использовать задания ловушки (сколько звуков в слове “ два”?; какое слово длиннее: час или минута?; мне кажется, что все звуки в слове “вата” мягкие?
Игровые приёмы: “Найди одинаковый звук”, “Определи место звука в слове”, “ Найди предметы с заданным звуком”, “ Шифровальщики” с пропусками "опасных" мест сразу по слуху.
Найди опасное место.
Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и опасное место.
Светофор.
Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонёк, как только найдут опасное место.
“ Зажги маячок”
Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются “опасные места”
Знаете, какой самый распространенный вид упражнения по русскому языку? Конечно - “Вставьте пропущенную букву ”. На наш взгляд, малополезный способ работы в плане развития орфографической зоркости и формирования навыка грамотного письма. Основная работа здесь уже выполнена, “зоркость” кем-то уже проявлена, т.е., место, где может быть допущена ошибка, найдено и “подсказано”. При такой работе овладение орфографической зоркостью возможно лишь на уровне непроизвольного (а часто и специального) запоминания слов с орфограммами. А ведь пишущему следует самому обнаруживать места орфограмм. Умение это делать - и есть орфографическая зоркость.
Я считаю более эффективным другое упражнение: поиск орфограмм в “чистом” тексте.
Предлагаемые карточки позволяют преодолеть эту трудность, а также они позволяют:
-развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;
-самостоятельно проверить результат работы;
-видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия;
-если же ребенок не может найти заданные орфограммы, у него есть возможность “подглядеть” их. На короткое время приложив проверочный лист, а затем выполнять работу вновь. Такая функция карточки-самоучителя особенно пригодится для медленно движущихся детей. Для детей, болезненно реагирующих на указывание им их ошибки.
Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст.
Для работы по формированию орфографической зоркости на втором этапе тексты составляются так, чтобы с ними можно было работать по поводу разных орфограмм. В этом случае к одной карточке-тексту прилагается две - три проверочных карточки.
Орфографическое чтение.
Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения (Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.). Автором разработана система тренировки орфографической зоркости.
Если ежедневно на каждом уроке (математике, русскому языке, чтении, природоведении) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.)
Комментированное письмо с указанием орфограмм
При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование -- это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.
Письмо с проговариванием
Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание - своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.
Зрительный диктант
Считаю весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся зрительный диктант, цель которого - предупреждение ошибок.
На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений).
Затем учащимся предлагается сфотографировать отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. Но если вдруг ученик засомневается в написании какого-то слова, то он все равно имеет право поставить точку на месте сомнительной буквы.
Диктант “ Проверяю себя”
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта «Проверяю себя». Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм.
Первое и главное достоинство диктанта «Проверяю себя» состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их.
Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.
Специально организованное списывание
Предлагаемый прием списывания разработан группой психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек. Для того чтобы данная работа принесла желаемый результат, во-первых, она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы, во-вторых, должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, так как каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка. Только полное воспроизведение алгоритма гарантирует успех.
В классе алгоритм списывания составляется с детьми коллективно и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании.
Памятка
1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2.Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3.Выдели орфограммы в списываемом тексте.
4. Прочитай предложение так, как оно написано.
5.Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.
6.Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.
7. Проверь написанное:
а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;
б) подчеркни орфограммы в написанном;
в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Какографические упражнения
В практике своей работы использую какографические упражнения, которые предусматривают исправление учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.
Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
Выборочный диктант, самодиктант, взаимодиктант
Провожу на уроках выборочный диктант, когда дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста. Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.
Особое место в ряду диктантов занимают самодиктанты, взаимодиктанты и графические диктанты.
Самодиктант - это вид диктанта, при котором:
1. Текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;
2. Проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3 - 5 слов с данной орфограммой. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий ее выбора, подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем - самоподготовка и сравнение своей записи с исходной.
Взаимодиктант проводится после подготовки, описанной для самодиктанта:
1. В парах с взаимопроверкой при использовании образца;
2. Одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителю.
Обострению орфографической зоркости способствует прием Секрет письма зеленой пастой, с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило - начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет зажигается в тетрадях учеников.
Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости: низкий уровень развития произвольности внимания, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), низкий уровень объёма и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти.
Для быстрого и безошибочного применения правил необходимо еще одно условие: надо, чтобы дети владели приемами умственной работы. Если ученик смог «открыть» для себя прием умственной работы, который соответствует правилу или же группе правил, он сможет применять это правило успешно. Однако «открыть» такие приемы самостоятельно могут не все, некоторым надо помочь. Можно предложить детям игру в «составление инструкций» из двух или трех действий для объяснения орфограммы. Такая работа помогает ученику усваивать правила более осознанно и прочно, а применять их более уверенно и успешно. Например, постановка знаков препинания в конце предложения:
1. Прочитай предложение. О ком, о чем в нем говорится?
2. Как произносится предложение?
3. Какой знак нужно поставить в конце предложения?
Алгоритмы-памятки. Они помогают учащимся развить навык самопроверки, например: Проверь!
1. Не пропустил ли ты букву?
2. Правильно ли ты написал безударные гласные, парные согласные, непроверяемые согласные?
3. Не уверен -- спроси у учителя! Или вот такая памятка, которая помога-ет детям правильно написать слова в пред-ложении:
1. С какой буквы пишу слово?
2. Есть ли в слове приставка? Как прис-тавки пишутся со словами?
3. Есть ли в слове другие орфограммы? Какие? Назови.
Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации учения.
Например:
1) Игра «Третий лишний». Вычеркни лишние слова.
Лес, лестница, лесничий. Смешной, смешать, смешить.
2) Игра «Назови ошибку». Выдели слова, обозначающие предметы.
Кукла, дом, море, вышла, ученик. Парта, солнце, железный, дверь, моряк.
3) Найди «опасное место». (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)
Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима. Сосна, стол, парта, лесной, ком.
Данная работа представляет собой не всеобъемлющее описание процесса формирования орфографической зоркости младших школьников, а лишь один из его методов.
На уроках русского языка в начальной школе для этих целей применяется несколько методик. Назовем некоторые:
письмо под диктовку,
определение орфограмм на слух и выделение их в тексте;
списывание текста и выделение орфограммы;
постановка пропущенных букв в места орфограмм.
письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм;
классификация слов в соответствии с орфограммами;
исправление деформированного текста (текста с ошибками);
выбор слов из текста с заданной орфограммой;
Причем здесь важно отметить, что это умение полезно в том случае. Если оно развито на уровне чутья. А не существует в виде развернутого способа определения орфограммы. Любому учителю известны дети, знающие способ работы с орфограммой (знающие правило), но допускающие большое количество ошибок. Они могут, например, поставить ударение, затем выделить корень слова, определить слабую позицию гласного, определить в какой части слова он находится, выбрать соответствующий способ проверки, выполнить его и, наконец, правильно написать букву. Только это не навык и не зоркость. При письме им их знание не помогает.
Увлекательные путешествия по «Орфографии»
1.Жила-была бабушка Орфографушка, и была у нее внучка Орфограммушка. Орфограммушка очень любила прятаться, и бабушке приходилось ее искать».
«Ребята, а кто помнит, что такое орфограмма?»- спрашивает учитель. Ученики правильно отвечают на поставленный вопрос. Приводят примеры различных орфограмм.
Ребята пускаются вместе с учителем в увлекательные путешествие по «Орфографии». Почти на каждом уроке они помогают бабушке Орфографушке искать ее хитрую внучку в словах. Это поможет им развивать орфографичскуюзоркость , тренироваться в подборе проверочных слов, применять на практике правила орфографии.
Игры-соревнования
1.Игра на внимание: «Кто меньше сделает ошибок в написании, произношении, употреблении слов…?»При ее проведении могут использоваться сигнальные карточки, перфокарты, запись диктуемых слов на доске ( представителями команд) ит.д.
2.Игра «Поднимаем руку, если в окончании глаголов пишется е ( пишется разделительный ъ, после шипящих на конце пишется ь и т.д.)»
Подсчитывается количество ошибочно поднятых(неподнятых) рук ( по командам или по рядам0. В итоге подсчитываются очки, определяется победитель.
3.Игра-эстафета. С последней парты передается по рядам листочек с примерами на какое-либо правило( например, на разделительный ъ и ь ). Выигрывает тот, кто :1) быстрее вручит учителю листочки 2) с меньшим количеством ошибок в записанных словах.
Компьютерная игра «Восхождение на пик орфографии»
Для подведения итога полезна игровая компьютерная программа: дети с удовольствием играют, а мы получим дополнительную информацию о том, насколько сформирован навык.
На экране монитора изображение горы с девятью уступами, у подножия- фигурка «альпиниста». На первом уступе появляется слово с пропущенной буквой . Ученик вводит ее в компьютер (нажимает клавишу). Если ответ правильный, «альпинист» поднимается на первую ступеньку, а на второй возникает новое слово( тоже с пропущенной буквой). Правильный ответ- перемещаемся на верхнюю ступеньку, ошибка- вынужденный спуск. Когда добираемся до шестой ступеньки, попадаем в зону тумана. «ограниченной видимости»: верхние уступы закрывают облака, слово появляется целиком, без пропусков, но лишь на короткое время. Задача усложняется: надо набрать ( без ошибок!) исчезнувшее слово, правильно напечатать его. В случае ошибки слово «выплывает из тумана», какое-то время снова светится на экране, потом опять исчезает. При повторной ошибке «альпинист» скатывается сразу на две ступеньки вниз. И все-таки постепенно добирается до вершины пика, получает поздравления компьютера и сообщение о том, сколько же времени длился его подъем. Если это время меньше того, которое предусмотрено составителем, компьютер поздравляет победителя с мировым рекордом. Так что игра по правилам!
Какой же языковой материал ( по данной теме) можно предложить для этой игры? Слова ( с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением), тематически связанные с путешествием, с воображаемым маршрутом ( с тем. Что может встретиться на пути, что может потребоваться для описания путешествия), например:
Г…ра, р…ка, тр…па, гр…за, ск…ла,оз…ро, п…ляна, д…лина, цв…ты, д…ревья, ,в…допад, д…жди,сн…га,ж…ра,зв…рек, л…сной, с…сновый, в…здушный, л…дяной, подт…нуться,в…схождение,сп…ртсмен ,х…лодный, ст…рожка, гр…ница ,ост…новка, осл..беть, уд…ржаться,в…ршина, т…мнеть, св…тлеть, в…черний, осм…треть, тр…нироваться, сок…льзнуть и др.
Дополните этот перечень, отберите из него то, что считаете удачным. Причем для зоны « ограниченной видимости» возьмите самые сложные слова( содержащие две-три орфограммы), например: восхождение, подтянуться, спортсмен, тренироваться, соскользнуть и др.
После игры желательно, чтобы дети вспомнили и записали слова, которые были на экране монитора( тренируем зрительную память!). манипуляции с клавишами не вырабатывают моторных навыков, которые, в свою очередь, облегчают формирование навыков орфографических. Запись слов восполняет этот недостаток при работе с компьютером.
Кто вспомнит быстрее и больше слов? Кто сделает при этом ни одной ошибки? Кто предложит новые слова (стой же, а может быть. И с другой орфограммой) для этого путешествия?
Полезное игровое задание; его можно использовать и без компьютера: нарисовать на доске фигурку и лесенку, записывать на ступеньках слова, совершать коллективное восхождение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аргунова В. И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся // Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004.
2. Безруких, М. М. Прописи для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей / М. М. Безруких. - М.: Ювента, 2007. - 80 с.
3. Болотов В.А. О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях // Мир русского слова. – №02. – 2002.
4. Болтасева Т.А. Словарная работа на уроках русского языка // Начальная школа. – №8. – 1999.
5. Бондаренко А.А. Учим русскому языку по-новому! // Сибирский учитель. – №6. – 1999.
6.Бондаренко С.М. Урок-творчество учителя // Серия «Педагогика и психология». – «Знание». – №3. – 1994.
7.Бударный, А.А. Индивидуальный подход в обучении / А. А. Бударный // Начальная школа. - 2005. № 7 - С. 11 - 14
8. Кочеткова, А.В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников / А.В. Кочеткова // Начальная школа. - 2002. - № 9. - С. 64 - 68.