Воспитание у детей интереса к книге, к художественной литературе, воспитение их художественного вкуса в настоящее время является очень важным. В докладе представлены наиболее распространенные методы и приемы, которые можно использовать при работе с детьми. Это конечно же весь спектр словесных методов, из которых можно выбрать то, что подходит в конкретном случае, а также методы работы с иллюстрацией, книжной графикой. Эта статья представляет интерес как для родителей, так и для педагогов.
Работа:
Методы и приемы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.
Художественная литература – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Произведения литературы способствуют формированию отношения ребенка к окружающему, обобщая реальные жизненные факторы, помогают познавать жизнь, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащая его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. запорожец, А.А.Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнорович, Л.И. Айдарова, Л.М. Гурович, М.М. Конина и др.).
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. С малых лет через художественное слово детям становится доступным широкое духовное общение с писателями. Ребенок начинает понимать их идеи и чувства, строй мыслей и язык. В понимании смысла литературных форм детям нужна помощь взрослого.
Исследователи отмечают, что дошкольники способны увидеть некоторые особенности формы литературного произведения, устойчивые обороты речи в сказке, ритм, рифму и др. Восприятие литературного материала зависит от некоторых индивидуальных особенностей, склонностей детей: они избирательно относятся не только к содержанию но и к форме произведения. Установлена способность дошкольников к овладению поэтическим слухом, они уже могут понять основные различия между прозой и поэзией.
Для выработки избирательного отношения детей к литературным произведениям, их художественного вкуса, умения ориентироваться в мире книг, немаловажное место отводится тем методам и приемам, которые педагог будет использовать в своей работе. Задача воспитателя так организовать свою деятельность, чтобы воспитание у детей тяги к книге, любознательность, желание и умение рассматривать иллюстрации стало неотъемлемой частью жизни каждого человека.
Методы ознакомления детей с произведением.
При ознакомлении детей с художественными произведениями самыми распространенными являются словесные методы. Чтениевоспитателя, т. е. дословная передача текста - один из основных методов. Небольшие произведения воспитатель читает детям наизусть, при этом достигается наилучший контакт со всей группой. Большая же часть произведений читается по книге. Бережное обращение воспитателя с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод - рассказывание. Это более свободная передача текста. В ней допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д. Таким способом знакомят детей со многими сказками, некоторыми познавательными рассказами, газетными или журнальными материалами (в подготовительной группе). На занятиях применяют также различного рода инсценировки, помогающие полюбить то или иное произведение, усвоить его.
Метод заучивания наизустьприменим к небольшим стихотворениям. Часто на одном занятии используют различные методы. Основой всех методов ознакомления с художественной литературой является выразительное чтениевоспитателя. Оно помогает донести интерпретацию художественного произведения воспитателем, что может усилить или уменьшить влияние этого произведения на детей. Поэтому выразительное чтение требует от воспитателя серьезной предварительной подготовки: разбора произведения и тренировочного чтения вслух, длительных тренировочных упражнений.
Выразительное чтение часто сопровождается показом наглядного материала.В этом случае воспитателю нужно заблаговременно потренироваться, добиваясь четкой связи текста и показа наглядного материала (расстановка силуэтов или игрушек в настольном театре, смена кадров диафильма и т. д.).
Приемы формирования восприятия произведений детьми.
Художественное произведение как произведение искусства ценно непосредственным воздействием на ребенка. Эмоциональное, понятное повествование, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев, самостоятельно усваивается детьми.
Назначение многих методических приемов - облегчить детям процесс слушания и понимания текста, помочь запомнить произведение, глубже пережить его в целом.
Для решения этих целей используют такой прием, как выразительность чтения.Его сущность по сравнению с деловым, логическим чтением, заключается в его эмоциональной насыщенности. Выразительное чтение - первая ступень профессионального искусства художественного чтения, которое характеризуется наибольшей глубиной и яркостью передачи чувств и настроений, отраженных в тексте. Каждый воспитатель должен овладеть этой первой ступенью и стремиться постичь мастерство художественного чтения.
Следующий прием - повторность чтения.Небольшое произведение, которое вызвало интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1-2 раза. Из большого произведения повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Необходимо повторение этого материала и на других занятиях, чтобы достичь наиболее глубокого восприятия детьми, предотвратить забывание. М. М. Конина, изучавшая влияние художественной литературы на нравственное воспитание старших дошкольников, пишет: Эпизодическое чтение художественных произведений не дает воспитательного эффекта, даже если они оказывают на детей сильное воздействие при непосредственном восприятии. Когда чтение ценного в воспитательном отношении произведения не подкрепляется чтением других, близких ему по нравственной идее, первоначальное влияние произведения снижается, вытесненное другими впечатлениями, и работу нужно начинать вновь, опять пробуждая в ребенке те морально-эстетические чувства, которые были у него на начальной ступени и в известной степени угасли без соответствующего подкрепления.
Повторно использовать, произведения желательно в течение ближайших 2-3 недель. Это легко осуществимо, если на одном занятии детям читается несколько произведений. Е. А. Флерина рекомендовала новые рассказы давать реже, повторные – чаще и в течение месяца повторить весь материал несколько раз. Она считала, что в старших группах достаточно в месяц прочитать 2-З небольшие книги и несколько небольших стихотворений и рассказов. В младших группах количество произведений, с которыми знакомят детей, примерно то же (сюда включаются потешки, шутки, песенки), но они меньше по размеру и повторять их нужно чаще.
Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, - выборочное чтение(отрывков, песенок, концовок).
В старших группах выборочное чтение может преподноситься детям игровым путем, в виде загадок, викторин (Из какого произведения этот отрывок? Чем закончился этот рассказ, сказка? Из рассказа или сказки этот отрывок?).
Если произведение после первого чтения понятно детям, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие произведения - показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками (в младших группах эти приемы употребляются чаще); используются словесные приемы- напоминание сходного случая из жизни, в старших группах вспоминают произведения, близкие по содержанию этой теме, воспитатель задает вопросы: кто тебе больше всех понравился? Почему? и др.
Иногда детям могут быть непонятны некоторые слова или выражения. Нужно дать им возможность понять новое слово, строй фразы, осмысливая ситуацию. Так мы вовлекаем их в активную работу над языком произведения. Само же художественное произведение никогда не должно превращаться в средство освоения новых слов.
Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов, особенно в стихах, так как это нарушает восприятие художественного образа и ритма. Как исключение это допускается при чтении познавательных книг, если непонятные слова затрудняют понимание основной мысли отрывка или всего произведения. Иногда новые слова объясняются до чтения.
Чтобы дети лучше запомнили имена героев или их образные характеристики, воспитатель может задать вопросы: Какой выросла снегурочка? Какой она стала весной? Можно повторить вместе с детьми незнакомое имя (Ясочка, Жихарка, Петрусь, Анна Ванна) или пояснить его. Психологи отмечают, что в переосмыслении рассказа огромную роль играют эмоции. В запоминании образа важно яркое слово, слово-эпитет, которое указывает ребенку на самую существенную черту образа (храбрец, отважный, растеряша, рукодельница и др.). При этом ребенок опирается не только на чувственный образ, но и на смысловой, выраженный в слове - обобщении.
В подготовительной к школе группе нужно обратить внимание детей на образность, выразительность языка (определения, сравнения, фразеологизмы), отметить, что язык автора точный, понятный.
Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстрацийв книге. Иллюстрация - рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент. Иллюстрация всегда привлекает детей: смотреть легче, чем слушать. Они рассматривают иллюстрации, с интересом о них говорят; про любимые интересные картинки охотно слушают рассказ или чтение воспитателя.
В большинстве случаев иллюстрации показываются в той последовательности, в которой размещены художником, но после чтения текста. Познавательное и воспитательное значение иллюстрации теряет свою ценность, если детям неизвестен соответствующий ей литературный текст.
Нужно учить внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них знакомых героев книг и т. д. Этому способствуют вопросы: что, кто это? Что делает? Что у него в руках? Какого цвета? А у нас есть мячик? В средней группе детям можно предлагать угадать, к какому произведению эта картинка.
Начиная со старшей группы, детям задаются вопросы, направляющие их внимание на средства выразительности в рисунках (жест, расположение фигур, цвет). Показывая иллюстрацию, нужно вновь обратиться к тексту, повторно выборочно прочитать эпизоды, в которых описывается изображенное на рисунках. В этом случае осуществляется взаимосвязь между восприятием текста и иллюстрацией.
Для показа всей группе на занятиях отбирается несколько крупных, ярких, наиболее характерных иллюстраций, подготавливается необходимое оборудование (мольберт или подставка, кусок плотного картона, чтобы накрыть соседнюю страницу, указки, закладки в книге).
Воспитатель руководит рассматриванием иллюстраций: проносит иллюстрацию по рядам, вызывает детей для показа отдельных деталей, сопровождает показ жестом, подсказывает необходимое слово.
Со старшими детьми возможно сравнительное рассматриваниеиллюстрацийк одному и тому же произведению, выполненных разными художниками или разными полиграфическими способами (черно-белые, цветные). Под руководством воспитателя они рассматривают книги, одновременно перевертывая страницы. Попутно активизируются некоторые слова (страница, лист, обложка, автор, название, иллюстрация, строчка, правая и левая страница и т. д.). На этом занятии закрепляются правила обращения с книгой.
Учебная работа с иллюстрацией продолжается в уголке книги. Воспитатель рассматривает с желающими иллюстрации, не показанные на занятии (а также заставки, виньетки). Иногда, чтобы возбудить у детей любознательность, воспитатель может незаметно поставить на полку новую книгу, рассмотреть в ней рисунки и поговорить о предполагаемом содержании.
Важная задача воспитателя — научить детей понимать художественное произведение с его специфическими словесными изобразительными средствами, воспринимать его на слух без дополнительных наглядных средств. Переключение детей на зрительное восприятие по ходу чтения, остановки в процессе первоначального знакомства с произведением может тормозить развитие художественного восприятия, мешать его усвоению. Все это еще раз напоминает о правильном, тактичном применении наглядных приемов при ознакомлении с художественной литературой.
В процессе ознакомления детей с художественным произведением необходимо активизировать не только их образное мышление, память и чувства, но и аналитическое мышление, углублять понимание текста. Есть ряд произведений повышенной сложности, где рассказывается об объектах, далеких от опыта данных детей (явления природы, жизнь животных и растений), или тонко завуалирована мораль (рассказы В. Осеевой, Е. Пермяка). Чтобы правильно осмыслить содержание таких произведений, детям нужна помощь взрослого, например: заблаговременное наблюдение с детьми аналогичного явления, вводная беседа перед чтением, предварительное рассматривание картин. Для лучшего понимания произведения можно использовать также беседу по произведению. После первого чтения дети обычно находятся под сильным впечатлением, естественны их реплики, просьбы почитать еще. Воспитатель поддерживает непринужденный разговор, напоминает ряд ярких эпизодов, читает произведение вторично, рассматривает с детьми иллюстрации.
В старших группах после повторного чтения может состояться более развернутая беседа, если дети не восприняли идею произведения во всей полноте. Нужно задать несколько вопросов, которые помогут им понять, кто из персонажей поступил правильно, почему, какие хорошие или плохие поступки совершили герои и т. д. Чтобы дети яснее представляли себе смысл происшедшего, можно предложить им представить, что они являются одним из персонажей.
Если на занятии читали повторно и другое, близкое по теме произведение, то в беседе сравниваются поступки изображенных в них героев. Исследования ученых показали, что ребенок старшего дошкольного возраста способен понять мотивы поведения литературных героев, правильно оценить их нравственные качества. Ребенок способен не только определить, кто хороший и кто плохой, но и мотивировать свою оценку.
В беседах очень важно задавать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок: почему неправильно поступили ребята, забросав шапками утят? (М. Пришвин, Ребята и утята); Чем тебе понравился дядя Степа? Хотел бы ты иметь та кого друга, почему?
В подготовительной группе в конце года желательно провести 1-2 обобщающие беседы (о наших книгах, о любимых героях).
В беседах такого типа можно рассматривать детские работы по изобразительной деятельности на темы знакомых произведений. Воспитателю при проведении бесед не следует забывать слова Е. А. Флериной: Художественный образ говорит всегда лучше, убедительнее, чем все его толкования, объяснения. Это должно предостеречь педагога от увлечения беседой при чтении, рассказывании, от излишних растолковываний и в особенности от морализирующих выводов.
Среди методов и приемов работы по пропаганде детской книги, по формированию интереса к чтению у детей, предложенных исследователями, наиболее целесообразными также являются: чтение литературы в свободное время, литературные праздники, работа в книжном уголке, разные виды театрализованных игр.
Литература, как вид искусства, оказывает на маленького читателя латентное воздействие, результаты которого проявятся в будущем.
Скачать работу
Художественная литература – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Произведения литературы способствуют формированию отношения ребенка к окружающему, обобщая реальные жизненные факторы, помогают познавать жизнь, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащая его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. запорожец, А.А.Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнорович, Л.И. Айдарова, Л.М. Гурович, М.М. Конина и др.).
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. С малых лет через художественное слово детям становится доступным широкое духовное общение с писателями. Ребенок начинает понимать их идеи и чувства, строй мыслей и язык. В понимании смысла литературных форм детям нужна помощь взрослого.
Исследователи отмечают, что дошкольники способны увидеть некоторые особенности формы литературного произведения, устойчивые обороты речи в сказке, ритм, рифму и др. Восприятие литературного материала зависит от некоторых индивидуальных особенностей, склонностей детей: они избирательно относятся не только к содержанию но и к форме произведения. Установлена способность дошкольников к овладению поэтическим слухом, они уже могут понять основные различия между прозой и поэзией.
Для выработки избирательного отношения детей к литературным произведениям, их художественного вкуса, умения ориентироваться в мире книг, немаловажное место отводится тем методам и приемам, которые педагог будет использовать в своей работе. Задача воспитателя так организовать свою деятельность, чтобы воспитание у детей тяги к книге, любознательность, желание и умение рассматривать иллюстрации стало неотъемлемой частью жизни каждого человека.
Методы ознакомления детей с произведением.
При ознакомлении детей с художественными произведениями самыми распространенными являются словесные методы. Чтениевоспитателя, т. е. дословная передача текста - один из основных методов. Небольшие произведения воспитатель читает детям наизусть, при этом достигается наилучший контакт со всей группой. Большая же часть произведений читается по книге. Бережное обращение воспитателя с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод - рассказывание. Это более свободная передача текста. В ней допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д. Таким способом знакомят детей со многими сказками, некоторыми познавательными рассказами, газетными или журнальными материалами (в подготовительной группе). На занятиях применяют также различного рода инсценировки, помогающие полюбить то или иное произведение, усвоить его.
Метод заучивания наизустьприменим к небольшим стихотворениям. Часто на одном занятии используют различные методы. Основой всех методов ознакомления с художественной литературой является выразительное чтениевоспитателя. Оно помогает донести интерпретацию художественного произведения воспитателем, что может усилить или уменьшить влияние этого произведения на детей. Поэтому выразительное чтение требует от воспитателя серьезной предварительной подготовки: разбора произведения и тренировочного чтения вслух, длительных тренировочных упражнений.
Выразительное чтение часто сопровождается показом наглядного материала.В этом случае воспитателю нужно заблаговременно потренироваться, добиваясь четкой связи текста и показа наглядного материала (расстановка силуэтов или игрушек в настольном театре, смена кадров диафильма и т. д.).
Приемы формирования восприятия произведений детьми.
Художественное произведение как произведение искусства ценно непосредственным воздействием на ребенка. Эмоциональное, понятное повествование, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев, самостоятельно усваивается детьми.
Назначение многих методических приемов - облегчить детям процесс слушания и понимания текста, помочь запомнить произведение, глубже пережить его в целом.
Для решения этих целей используют такой прием, как выразительность чтения.Его сущность по сравнению с деловым, логическим чтением, заключается в его эмоциональной насыщенности. Выразительное чтение - первая ступень профессионального искусства художественного чтения, которое характеризуется наибольшей глубиной и яркостью передачи чувств и настроений, отраженных в тексте. Каждый воспитатель должен овладеть этой первой ступенью и стремиться постичь мастерство художественного чтения.
Следующий прием - повторность чтения.Небольшое произведение, которое вызвало интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1-2 раза. Из большого произведения повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Необходимо повторение этого материала и на других занятиях, чтобы достичь наиболее глубокого восприятия детьми, предотвратить забывание. М. М. Конина, изучавшая влияние художественной литературы на нравственное воспитание старших дошкольников, пишет: Эпизодическое чтение художественных произведений не дает воспитательного эффекта, даже если они оказывают на детей сильное воздействие при непосредственном восприятии. Когда чтение ценного в воспитательном отношении произведения не подкрепляется чтением других, близких ему по нравственной идее, первоначальное влияние произведения снижается, вытесненное другими впечатлениями, и работу нужно начинать вновь, опять пробуждая в ребенке те морально-эстетические чувства, которые были у него на начальной ступени и в известной степени угасли без соответствующего подкрепления.
Повторно использовать, произведения желательно в течение ближайших 2-3 недель. Это легко осуществимо, если на одном занятии детям читается несколько произведений. Е. А. Флерина рекомендовала новые рассказы давать реже, повторные – чаще и в течение месяца повторить весь материал несколько раз. Она считала, что в старших группах достаточно в месяц прочитать 2-З небольшие книги и несколько небольших стихотворений и рассказов. В младших группах количество произведений, с которыми знакомят детей, примерно то же (сюда включаются потешки, шутки, песенки), но они меньше по размеру и повторять их нужно чаще.
Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, - выборочное чтение(отрывков, песенок, концовок).
В старших группах выборочное чтение может преподноситься детям игровым путем, в виде загадок, викторин (Из какого произведения этот отрывок? Чем закончился этот рассказ, сказка? Из рассказа или сказки этот отрывок?).
Если произведение после первого чтения понятно детям, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие произведения - показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками (в младших группах эти приемы употребляются чаще); используются словесные приемы- напоминание сходного случая из жизни, в старших группах вспоминают произведения, близкие по содержанию этой теме, воспитатель задает вопросы: кто тебе больше всех понравился? Почему? и др.
Иногда детям могут быть непонятны некоторые слова или выражения. Нужно дать им возможность понять новое слово, строй фразы, осмысливая ситуацию. Так мы вовлекаем их в активную работу над языком произведения. Само же художественное произведение никогда не должно превращаться в средство освоения новых слов.
Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов, особенно в стихах, так как это нарушает восприятие художественного образа и ритма. Как исключение это допускается при чтении познавательных книг, если непонятные слова затрудняют понимание основной мысли отрывка или всего произведения. Иногда новые слова объясняются до чтения.
Чтобы дети лучше запомнили имена героев или их образные характеристики, воспитатель может задать вопросы: Какой выросла снегурочка? Какой она стала весной? Можно повторить вместе с детьми незнакомое имя (Ясочка, Жихарка, Петрусь, Анна Ванна) или пояснить его. Психологи отмечают, что в переосмыслении рассказа огромную роль играют эмоции. В запоминании образа важно яркое слово, слово-эпитет, которое указывает ребенку на самую существенную черту образа (храбрец, отважный, растеряша, рукодельница и др.). При этом ребенок опирается не только на чувственный образ, но и на смысловой, выраженный в слове - обобщении.
В подготовительной к школе группе нужно обратить внимание детей на образность, выразительность языка (определения, сравнения, фразеологизмы), отметить, что язык автора точный, понятный.
Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстрацийв книге. Иллюстрация - рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент. Иллюстрация всегда привлекает детей: смотреть легче, чем слушать. Они рассматривают иллюстрации, с интересом о них говорят; про любимые интересные картинки охотно слушают рассказ или чтение воспитателя.
В большинстве случаев иллюстрации показываются в той последовательности, в которой размещены художником, но после чтения текста. Познавательное и воспитательное значение иллюстрации теряет свою ценность, если детям неизвестен соответствующий ей литературный текст.
Нужно учить внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них знакомых героев книг и т. д. Этому способствуют вопросы: что, кто это? Что делает? Что у него в руках? Какого цвета? А у нас есть мячик? В средней группе детям можно предлагать угадать, к какому произведению эта картинка.
Начиная со старшей группы, детям задаются вопросы, направляющие их внимание на средства выразительности в рисунках (жест, расположение фигур, цвет). Показывая иллюстрацию, нужно вновь обратиться к тексту, повторно выборочно прочитать эпизоды, в которых описывается изображенное на рисунках. В этом случае осуществляется взаимосвязь между восприятием текста и иллюстрацией.
Для показа всей группе на занятиях отбирается несколько крупных, ярких, наиболее характерных иллюстраций, подготавливается необходимое оборудование (мольберт или подставка, кусок плотного картона, чтобы накрыть соседнюю страницу, указки, закладки в книге).
Воспитатель руководит рассматриванием иллюстраций: проносит иллюстрацию по рядам, вызывает детей для показа отдельных деталей, сопровождает показ жестом, подсказывает необходимое слово.
Со старшими детьми возможно сравнительное рассматриваниеиллюстрацийк одному и тому же произведению, выполненных разными художниками или разными полиграфическими способами (черно-белые, цветные). Под руководством воспитателя они рассматривают книги, одновременно перевертывая страницы. Попутно активизируются некоторые слова (страница, лист, обложка, автор, название, иллюстрация, строчка, правая и левая страница и т. д.). На этом занятии закрепляются правила обращения с книгой.
Учебная работа с иллюстрацией продолжается в уголке книги. Воспитатель рассматривает с желающими иллюстрации, не показанные на занятии (а также заставки, виньетки). Иногда, чтобы возбудить у детей любознательность, воспитатель может незаметно поставить на полку новую книгу, рассмотреть в ней рисунки и поговорить о предполагаемом содержании.
Важная задача воспитателя — научить детей понимать художественное произведение с его специфическими словесными изобразительными средствами, воспринимать его на слух без дополнительных наглядных средств. Переключение детей на зрительное восприятие по ходу чтения, остановки в процессе первоначального знакомства с произведением может тормозить развитие художественного восприятия, мешать его усвоению. Все это еще раз напоминает о правильном, тактичном применении наглядных приемов при ознакомлении с художественной литературой.
В процессе ознакомления детей с художественным произведением необходимо активизировать не только их образное мышление, память и чувства, но и аналитическое мышление, углублять понимание текста. Есть ряд произведений повышенной сложности, где рассказывается об объектах, далеких от опыта данных детей (явления природы, жизнь животных и растений), или тонко завуалирована мораль (рассказы В. Осеевой, Е. Пермяка). Чтобы правильно осмыслить содержание таких произведений, детям нужна помощь взрослого, например: заблаговременное наблюдение с детьми аналогичного явления, вводная беседа перед чтением, предварительное рассматривание картин. Для лучшего понимания произведения можно использовать также беседу по произведению. После первого чтения дети обычно находятся под сильным впечатлением, естественны их реплики, просьбы почитать еще. Воспитатель поддерживает непринужденный разговор, напоминает ряд ярких эпизодов, читает произведение вторично, рассматривает с детьми иллюстрации.
В старших группах после повторного чтения может состояться более развернутая беседа, если дети не восприняли идею произведения во всей полноте. Нужно задать несколько вопросов, которые помогут им понять, кто из персонажей поступил правильно, почему, какие хорошие или плохие поступки совершили герои и т. д. Чтобы дети яснее представляли себе смысл происшедшего, можно предложить им представить, что они являются одним из персонажей.
Если на занятии читали повторно и другое, близкое по теме произведение, то в беседе сравниваются поступки изображенных в них героев. Исследования ученых показали, что ребенок старшего дошкольного возраста способен понять мотивы поведения литературных героев, правильно оценить их нравственные качества. Ребенок способен не только определить, кто хороший и кто плохой, но и мотивировать свою оценку.
В беседах очень важно задавать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок: почему неправильно поступили ребята, забросав шапками утят? (М. Пришвин, Ребята и утята); Чем тебе понравился дядя Степа? Хотел бы ты иметь та кого друга, почему?
В подготовительной группе в конце года желательно провести 1-2 обобщающие беседы (о наших книгах, о любимых героях).
В беседах такого типа можно рассматривать детские работы по изобразительной деятельности на темы знакомых произведений. Воспитателю при проведении бесед не следует забывать слова Е. А. Флериной: Художественный образ говорит всегда лучше, убедительнее, чем все его толкования, объяснения. Это должно предостеречь педагога от увлечения беседой при чтении, рассказывании, от излишних растолковываний и в особенности от морализирующих выводов.
Среди методов и приемов работы по пропаганде детской книги, по формированию интереса к чтению у детей, предложенных исследователями, наиболее целесообразными также являются: чтение литературы в свободное время, литературные праздники, работа в книжном уголке, разные виды театрализованных игр.
Литература, как вид искусства, оказывает на маленького читателя латентное воздействие, результаты которого проявятся в будущем.