До недавнего времени, обучение детей с ОВЗ носило исключительно индивидуальный характер. Группы данных детей курировались специальными педагогами в специальных учебных организациях.
В настоящее время каждый имеет право решать, где и как ему учиться. Образование стало доступным для всех.
На уроках математики использую дифференциацию заданий, то есть, все задания должны иметь разные уровни сложности. При решении и составлении задач учащимся предлагаю различные картинки, по которым им нужно составить и решить задачу. Оформлением дети занимаются самостоятельно, однако необходимо тщательно следить за работой учеников. При затруднении выполнить данное действие предполагается задавания наводящих вопросов.
В организации групповых видов активности, в том числе и игровых, наиболее приемлемыми в практической работе с учащимися, считаю объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникативный метод, а так же методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Для активизации деятельности учащихся и учащихся с ОВЗ на уроках математики использую следующие методы и приемы:
– Использование сигнальных карточек, при выполнении заданий, это могут быть цветовые сигналы, карточки со знаками «плюс» и «минус» и т.д. Карточки могут использоваться, при оценке детьми своей деятельности (рефлексия), при изучении новой темы, с целью проверки усвоения материала и выявления пробелов в знаниях у учащихся. При использовании данных карточек можно увидеть работу каждого ребенка;
– Использование вставок на доску при выполнении какого-либо задания, которая заключается в прикреплении детьми своих карточек на доску, при правильном ответе на вопрос, и детям очень нравится этот соревновательный момент, ведь есть возможность выполнить задание быстрее и лучше других ( вставьте пропущенное число, если известно, что число делится на 5, 3, 2; правила определения, с пропусками слов; решения примеров)
– Необходимо создавать алгоритм (карточка-инструктаж) для учащихся для большинства их действий. Он может быть представлен в наглядных схемах, таблицах, памятках, которые помогут в проверке самого себя и осознания ученика, на каком этапе у него возникает проблема и устранить (исправить) ее. Алгоритм так же может присутствовать в проведении всего урока, который потом станет привычным для учащихся и будет самостоятельно регулировать дисциплину и качество урока (план урок, и на каждом этапе урока оцениваем себя). Однако урок не должен представлять собой рутину и однообразие каждый день. В начале урока всегда нужно придумывать что-то, что привлечет внимание учащихся и настроит их на продуктивную работу, таким образом, вы организуете детей к уроку и к восприятию новой темы или продолжению изучения. (кроссворд, ребус, стих и т.д.)
- Устный счет, очень важен в изучении математики, развивает внимание и память, но не стоит перегружать урок устной работой, так как детям с ОВЗ эта работа дается трудно, следует проводить ее в игровой форме, которая повысит их внимание и интерес;
–Иллюстративный материал для смены вида деятельности, использующийся в ходе занятий, который развивает зрительное восприятие, внимание и память ребенка.
– Обязательно наличие физминуток на уроках математики, хорошо, когда их можно связать с темой, которая рассматривается на уроке, это поможет переключить внимание детей на другой вид деятельности, даст возможность учащимся отдохнуть и в то же время сделает акцент на использовании того, что изучается на уроке;
– Аудиал. Данный прием нацелен на восприятие детьми информации с закрытыми глазами, то есть на слух. Использую данный прием для развития слухового восприятия, внимания и памяти, а так же для переключения с активного вида деятельности к другому. Часто помогает в уравновешивании эмоционального состояния коллектива. (можно и устный счет организовать в этом приеме и поспрашивать определения и алгоритмы)
- Кинезиологические упражнения, которые включают в себя растяжку, глазодвигательные, дыхательные, телесные упражнения, а так же упражнения развития мелкой моторики, релаксация и массаж, также можно использовать в качестве физминутки. Эти упражнения очень важны для детей с ОВЗ, в силу особенностей развития
1. глаз путешественник (развесить в разных углах класса(доски), рисунки животных, дроби, геометрические фигуры и не поворачивая головы найти указанный предмет)
2. погреем палочку, способствует расслаблению и релаксации (взять в руку эстафетную палочку и катать между руками)
3. цветочек (расслабление)
4. дом-ежик-замок
5. кулак-ребро-ладонь
6. змейка
7. лягушки (одна в кулак, другая ладонь и менять)
- Проведение внеклассных мероприятий по математике, а также участие детей в олимпиадах для детей с ОВЗ;
- Также, считаю необходимым давать возможность развития творческого потенциала и развития личности и характера каждого учащегося, это заключается в представлении мысленных образов, творческих домашних работах, размышлений и сравнений темы математики с предметами окружающего мира и т.д.
−Рекомендую включать элементы геометрии почти в каждый урок математики, так как наглядный процесс повышает заинтересованность детей к предмету математики, и потом им будет проще развить умения в области геометрии;
Все наглядные материалы должны сопровождаться голосом учителя, однако высказывания должны быть краткими и четкими, ведь информация у детей ОВЗ усваивается в малом объеме.
Так же необходима специальная шкала оценок, которая затронет и успехи ребенка и его старательность и затраченные усилия для выполнения задания.
Таким образом, используя все вышеперечисленные методы и приемы работы с детьми с ОВЗ, можно добиться повышения познавательной активности учащихся, развить их творческие способности, активно вовлечь детей в образовательный процесс, стимулировать самостоятельную деятельность учащихся, тем самым повысить эффективность и качество образования.