У значительной части студентов наблюдается низкий уровень развития познавательного интереса. Поэтому одна из ключевых проблем развития современных студентов связана с необходимостью создания и поддержания внутренней мотивации к познавательной деятельности. Поэтому, для формирования общих компетенций у студентов необходимо применять такие формы обучения, методы и приемы, которые позволяют повысить эффективность усвоения исторических и обществоведческих знаний, которые помогут распознать в каждом обучающимся его индивидуальные особенности и на этой основе воспитать у него стремление к познанию и творчеству.
Работа:
МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Пикалова Елена Геннадьевна,
преподаватель общественных дисциплин
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области Чапаевский губернский колледж им. О.Колычева
Мы живемв эпоху великих перемен и наши студенты – это люди нового поколения, современникиинформационного общества. Следовательно, главная задача современного педагога – это не дать максимально большое количество знаний, а научить студента ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию.
Я заметила, что у значительной части студентов наблюдается низкий уровень развития познавательного интереса. Поэтому одна из ключевых проблем развития современных студентов связана с необходимостью создания и поддержания внутренней мотивации к познавательной деятельности. Поэтому, для формирования общих компетенций у студентов необходимо применять такие формы обучения, методы и приемы, которые позволяют повысить эффективность усвоения исторических и обществоведческих знаний, которые помогут распознать в каждом обучающимся его индивидуальные особенности и на этой основе воспитать у него стремление к познанию и творчеству.
В арсенале преподавателя общественных дисциплин достаточно возможностей для использования современных технологий или их элементов на уроках:
- компетентностное обучение, включающее в себя развитие ключевых компетенций;
- контекстное обучение - рассматривание изучаемые вопросы в контексте будущей профессиональной деятельности студентов;
- личностно - ориентированное обучение, создающее условие для самосовершенствования студентов о формирующее навыки самообразования;
- проблемное обучение, формирующее навыки решения проблем;
- информационно - коммуникационные технологии, дающие возможность применять электронно-образовательные ресурсы виде электронных учебников, видеофильмов, мультимедийных презентаций, онлайн - тестирования и т.д.;
- деятельностное обучение, позволяющее использовать ролевые и деловые игры;
- адаптивное обучение - усвоение учебного материала через рефлексию полученных знаний в виде тестовых заданий, терминологических кроссвордов, логических схем и т.п.;
- дискуссионное обучение - использование дискуссий, дебатов, семинаров, конференций;
- проектное обучение - формирование информационных компетенций, навыков проектирования;
- акмеологическое обучение - создание ситуации успеха на уроке и во внеурочное время;
- интерактивное обучение - диалоговое сотворчество преподавателя и студента.
Компетентность в определенной области – это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
При формировании ОК.1 использую:
-дискуссии об имидже современного профессионала;
- решение практических ситуационных задач по вопросам профессионального самоопределения;
- психологические тренинги, тестирование;
При формировании ОК.2 использую:
- проектную и исследовательскую деятельность студентов в аудиторной и внеаудиторной работе, которая формирует навыки организации собственной деятельности. Многие студенты реализуют себя в ходе проектной деятельности. Свои проекты они представляют на уроках, внеклассных мероприятиях, предметных неделях. Различные краткосрочные проекты учащиеся представляют на уроках: Семья и брак как социальный институт, Права человека, Правоотношения и правонарушения и др.
Формированию ОК.3 способствует:
- выполнение разнообразных видов практических работ;
- применение ролевых и деловых игр, когда студент включается в ситуацию, которая требует от него оптимального решения проблемной ситуации.
Для формирования ОК.4 используются:
- опережающие задания, формирующие у студентов умение отбирать ключевые моменты в информационном материале. Так, при подготовке к уроку по обществознанию Глобализация человеческого общества студенты получают задания по изучению интернет - ресурсов с целью систематизации, анализа, классификации, проверки истинности знаний по проблемам глобалистики и футурологии.
- задания с использованием электронных образовательных интернет - ресурсов (составление терминологических кроссвордов, библиографических каталогов, написание сообщений, составление презентаций, выполнение проектов);
- учебная дискуссия по актуальным проблемам общечеловеческого, нравственного характера о взаимоотношениях власти и общества, о глобализации, о поведении человека в трудной жизненной ситуации и т. д.
- научно - исследовательская работа: авторы научно - исследовательских работ Религия и мы, Церковь Св. Преподобного Сергия Радонежского, Основы конституционного строя, Исследование развития и формирования личности подростка в процессе социализации, Православная культура: истоки, традиции, Связующая нить времен, Особенности поведения обучающихся, посещающих воскресную школу, Планирование семейного бюджета - путь к успеху и благосостоянию - участники международных, всероссийских, региональных, областных, окружных и внутриколледжных конференций по широкому спектру социально - гуманитарных проблем современности.
Формированию ОК. 5 способствует:
- подготовка мультимедийных презентаций, проектов по темам дисциплин.
При формировании ОК.6 использую:
- коллективную работу в группах на учебных занятия, когда результат работы команды зависит от участия каждого ее представителя;
- проведение деловых и ролевых игр в форме конкурсов, викторин.
Учебно-познавательная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека. Формирование данного вида компетенций предполагает развитие умений и навыков.
Таким образом, использование инновационных методов и приемов обучения для развития общих и познавательных компетенций открывает возможности для формирования жизненного опыта:
стимулирует творчество и самостоятельность;
потребность в самореализации и самовыражении;
вызывает интерес к предмету.
Важно построить урок таким образом, чтобы студент осознал – мне это важно! Мне это интересно!
Библиографический список
1. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно - воспитательного и метадического процессов в школе. - Волгоград: учитель, 2015. - 91 с.
2. Панина Т.С. Современные подходы активизации обучения.- М.: Академия, 2016. - 176 с.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2015.
4. Интернет - ресурсы: www.edu.ru образовательные ресурсы.
Скачать работу
Пикалова Елена Геннадьевна,
преподаватель общественных дисциплин
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области Чапаевский губернский колледж им. О.Колычева
Мы живемв эпоху великих перемен и наши студенты – это люди нового поколения, современникиинформационного общества. Следовательно, главная задача современного педагога – это не дать максимально большое количество знаний, а научить студента ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию.
Я заметила, что у значительной части студентов наблюдается низкий уровень развития познавательного интереса. Поэтому одна из ключевых проблем развития современных студентов связана с необходимостью создания и поддержания внутренней мотивации к познавательной деятельности. Поэтому, для формирования общих компетенций у студентов необходимо применять такие формы обучения, методы и приемы, которые позволяют повысить эффективность усвоения исторических и обществоведческих знаний, которые помогут распознать в каждом обучающимся его индивидуальные особенности и на этой основе воспитать у него стремление к познанию и творчеству.
В арсенале преподавателя общественных дисциплин достаточно возможностей для использования современных технологий или их элементов на уроках:
- компетентностное обучение, включающее в себя развитие ключевых компетенций;
- контекстное обучение - рассматривание изучаемые вопросы в контексте будущей профессиональной деятельности студентов;
- личностно - ориентированное обучение, создающее условие для самосовершенствования студентов о формирующее навыки самообразования;
- проблемное обучение, формирующее навыки решения проблем;
- информационно - коммуникационные технологии, дающие возможность применять электронно-образовательные ресурсы виде электронных учебников, видеофильмов, мультимедийных презентаций, онлайн - тестирования и т.д.;
- деятельностное обучение, позволяющее использовать ролевые и деловые игры;
- адаптивное обучение - усвоение учебного материала через рефлексию полученных знаний в виде тестовых заданий, терминологических кроссвордов, логических схем и т.п.;
- дискуссионное обучение - использование дискуссий, дебатов, семинаров, конференций;
- проектное обучение - формирование информационных компетенций, навыков проектирования;
- акмеологическое обучение - создание ситуации успеха на уроке и во внеурочное время;
- интерактивное обучение - диалоговое сотворчество преподавателя и студента.
Компетентность в определенной области – это обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
При формировании ОК.1 использую:
-дискуссии об имидже современного профессионала;
- решение практических ситуационных задач по вопросам профессионального самоопределения;
- психологические тренинги, тестирование;
При формировании ОК.2 использую:
- проектную и исследовательскую деятельность студентов в аудиторной и внеаудиторной работе, которая формирует навыки организации собственной деятельности. Многие студенты реализуют себя в ходе проектной деятельности. Свои проекты они представляют на уроках, внеклассных мероприятиях, предметных неделях. Различные краткосрочные проекты учащиеся представляют на уроках: Семья и брак как социальный институт, Права человека, Правоотношения и правонарушения и др.
Формированию ОК.3 способствует:
- выполнение разнообразных видов практических работ;
- применение ролевых и деловых игр, когда студент включается в ситуацию, которая требует от него оптимального решения проблемной ситуации.
Для формирования ОК.4 используются:
- опережающие задания, формирующие у студентов умение отбирать ключевые моменты в информационном материале. Так, при подготовке к уроку по обществознанию Глобализация человеческого общества студенты получают задания по изучению интернет - ресурсов с целью систематизации, анализа, классификации, проверки истинности знаний по проблемам глобалистики и футурологии.
- задания с использованием электронных образовательных интернет - ресурсов (составление терминологических кроссвордов, библиографических каталогов, написание сообщений, составление презентаций, выполнение проектов);
- учебная дискуссия по актуальным проблемам общечеловеческого, нравственного характера о взаимоотношениях власти и общества, о глобализации, о поведении человека в трудной жизненной ситуации и т. д.
- научно - исследовательская работа: авторы научно - исследовательских работ Религия и мы, Церковь Св. Преподобного Сергия Радонежского, Основы конституционного строя, Исследование развития и формирования личности подростка в процессе социализации, Православная культура: истоки, традиции, Связующая нить времен, Особенности поведения обучающихся, посещающих воскресную школу, Планирование семейного бюджета - путь к успеху и благосостоянию - участники международных, всероссийских, региональных, областных, окружных и внутриколледжных конференций по широкому спектру социально - гуманитарных проблем современности.
Формированию ОК. 5 способствует:
- подготовка мультимедийных презентаций, проектов по темам дисциплин.
При формировании ОК.6 использую:
- коллективную работу в группах на учебных занятия, когда результат работы команды зависит от участия каждого ее представителя;
- проведение деловых и ролевых игр в форме конкурсов, викторин.
Учебно-познавательная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека. Формирование данного вида компетенций предполагает развитие умений и навыков.
Таким образом, использование инновационных методов и приемов обучения для развития общих и познавательных компетенций открывает возможности для формирования жизненного опыта:
стимулирует творчество и самостоятельность;
потребность в самореализации и самовыражении;
вызывает интерес к предмету.
Важно построить урок таким образом, чтобы студент осознал – мне это важно! Мне это интересно!
Библиографический список
1. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно - воспитательного и метадического процессов в школе. - Волгоград: учитель, 2015. - 91 с.
2. Панина Т.С. Современные подходы активизации обучения.- М.: Академия, 2016. - 176 с.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2015.
4. Интернет - ресурсы: www.edu.ru образовательные ресурсы.