Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Методы проектный и исследовательский. Работа №253162

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье описаны методы работы  над проектами и исследовательскими работами

Работа:

Индивидуальные и групповые проекты

в начальной школе.

«Человек рождён для мысли и действия» - так говорили древние мудрецы.

«Если бы каждый человек на кусочке своей земли

сделал бы всё, что он может,

как прекрасна была бы земля наша!»

А.П. Чехов

Каждая личность проходит в своём развитии тот же путь, что и человечество в целом, но только времени у человека меньше, чтобы пройти свой путь познания и оставить свой личный вклад в эволюции, т.е. оставить полезный след после себя. Если это так, то исследовательской и проектной деятельностью необходимо заниматься с самого раннего детства. Почему с детства? Да потому что дети – прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно увлечь их предметом исследования.

Именно поэтому с 2011 года, с введением ФГОС нового поколения, с целью развивающего обучения в программу начальной школы официально включена проектная деятельность. Именно для реализации целей и задач развивающего обучения в своей работе учитель должен использовать деятельностные, проблемные, практико-ориентированные, рефлексивные, групповые методы. В настоящее время всё большую популярность приобретают исследовательские и проектные методы. Творчески работающий педагог всегда задумывается о выборе метода, т.е. о том, как лучше организовать учебный процесс, чтобы детям было не безразлично, интересно то, чем они занимаются.

О том, что метод проектов не является новым, мы знаем, а потому нам только остаётся задуматься над тем, как интереснее, с пользой для ученика, организовать проектную деятельность.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания нового объекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

В начальной школе мы формируем и развиваем умение планировать работу. Сначала дети учатся составлять план для себя и выполнять работу в соответствии с планом, а затем составляют план как инструкцию для других. Потом мы учимся составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учимся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблему.

Перед проведением работы по каждому из проектов руководителем должна быть чётко выстроена цепочка действий (логическая схема):

Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…

Методы: это виды деятельности.

Результат: проектная деятельность успешно сочетается с

исследовательской

.

Различие методов:

Проектный метод

Исследовательский метод

Процесс создания какого-либо заранее запланированного объекта.

Решение определённой, ясно осознаваемой задачи.

Процесс поиска, неизвестных знаний.

Бескорыстный поиск истины.

 

Этапы методов:

 

Проектный метод

Исследовательский метод

1. Выбор темы проекта.

Постановка целей и задач.

Планирование проектной деятельности.

Реализация проекта.

Оценка и самооценка проекта.

Презентация.

Выбор темы исследования.

Постановка целей и задач.

Выдвижение гипотезы.

Организация исследования:

Исследование гипотезы путём наблюдения, эксперимента, теоретического анализа.

Разрешение вопроса и проверка.

Фиксирование результатов исследования в форме записи, рисунка, коллекции.

Презентация.

 

Перед организаторами проектной деятельности учащихся иногда возникает дилема: "Какой вид проекта эффективнее использовать: индивидуальный или групповой?".

А на самом деле, какой из них более эффективен?

 

Преимущества каждого вида проекта.

Индивидуальный проект.

Групповой проект.

план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;

 

у обучаемого полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта и его качество зависят только от него самого;

 

 

учащийся приобретает опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;

 

у обучаемого полноценно формируются

общеучебные

умения и навыки (исследовательские, информационные, презентационные, оценочные) и их формирование оказывается вполне управляемым процессом.

 

у участников проектной деятельности формируются навыки сотрудничества, что очень важно для жизни в современном обществе;

 

проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

 

 

каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы, на котором может в полной мере раскрыть себя как личность;

 

в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

 

Как видим, каждый вид проекта имеет свои положительные и отрицательные стороны. Каждый учитель, в зависимости от особенностей своего класса или поставленных целей, может выбрать тот или иной проект, либо сочетать два вида проекта в течение учебного года.

 

Однозначного ответа  на поставленный выше вопрос нет.

 

Организация работы над проектом:

преимущества и проблемы

Проектная деятельность предполагает в основном самостоятельную работу учащихся. И здесь следует обратить внимание на различия в организации работы над групповым и индивидуальным проектом.

Чаще всего во внеурочной деятельности по какому-либо предмету предпочитают индивидуальные проекты. При организации индивидуальной работы учащегося над проектом учителю предоставляется возможность учитывать не только возрастные возможности учащегося, но и его индивидуальные особенности, личностные потребности и интересы. А значит, появляется шанс точечно воздействовать не только на дефицит в знаниях, умениях и навыках, но и на формирование личности учащегося в целом.

Учащиеся, склонные к научно-исследовательской деятельности, получают возможность исследовать свои предположения, находить доказательства для них, проводить свои собственные исследования, разрабатывать впоследствии собственные методики. Но главным условием реализации этой деятельности является работа на интерес ученика, а не подстраивание под цели педагога. Для этого учитель предварительно должен выяснить, каким багажом интересов и склонностей обладает ученик.

Исследовательская деятельность предоставляет большой простор для развития творческого, критического мышления ученика, расширяет его кругозор, приучает к самостоятельности в добывании знаний, готовит учащихся к дальнейшему обучению в вузах и колледжах. Ведь именно научно-исследовательская деятельность направлена на то, чтобы найти способы и пути развития активного, самостоятельного мышления ребёнка, научить не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт школа, а уметь применять их на практике (в методике это принцип политехнизма, на что в анализе урока обращается особое внимание).

В исследовательской деятельности от умения презентовать свой труд зависит оценка результата работы, поэтому ребята очень серьёзно готовятся к защите своих работ, сначала защищая их перед классом и отвечая на вопросы одноклассников. Юные исследователи имеют возможность использовать все доступные средства компьютерных технологий для того, чтобы сделать своё выступление более зрелищным. Защита исследовательской работы сопровождается презентацией, в подготовке которой ребята учатся составлять диаграммы, таблицы, текстовые рисунки и многое другое.

Научно-исследовательская деятельность с применением ИКТ – это ещё и творческий процесс, который позволяет реализовать межпредметные связи в обучении предмету и осуществить широкую опору на практические виды деятельности. В ходе подготовки работы учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Таким образом, у учащихся развивается креативная компетенция, как показатель коммуникативного владения предметом.

С другой стороны, групповая проектная работа на уроке и особенно исследовательские проекты представляют определённую трудность: формирование проектной группы, сотрудничество в группе, гибкость и проницательность, умение видеть точку зрения другого и убедительно отстаивать собственную позицию, идти на компромисс ради общей цели и т.п.

Преимущества и недостатки индивидуальных и групповых проектов.

Тип проекта

Преимущества

Проблемы

Групповой

● формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели;

● групповая работа позволяет распределить обязанности, и каждый участник группы может проявить свои сильные стороны в той работе, которая ему лучше всего удаётся;

● совместная работа даёт возможность обогащаться опытом других участников, видеть наиболее эффективные стратегии поведения и учебной деятельности;

● при успешном взаимодействии может подняться статус отдельных учащихся в группе сверстников;

● такой проект способствует групповому сплочению.

● отдельные ученики не проявляют активность, а «выезжают» за счёт более инициативных и ответственных;

● труднее организовать и координировать работу;

● нет возможности получить всесторонний опыт работы на всех этапах проекта для каждого участника группы;

● труднее оценить вклад каждого члена группы.

Индивидуальный

● автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы;

● развивается личная инициатива, ответственность, настойчивость, активность;

● тема проекта может быть выбрана в максимальном соответствии с интересами автора;

● ход работы и её результат зависят только от автора проекта;

● итоговая оценка наиболее полно отражает качество работы автора

● не вырабатывается опыт группового сотрудничества;

● нет возможности обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы;

● работа более трудоёмкая и ответственная на всех этапах проекта.

Таким образом, грамотно выбранная позиция учителя даст не только возможность оказывать на учеников воспитательное воздействие, но и вовлечёт их в проектный или исследовательский процесс на любом изучаемом предмете.

 

Литература.

М.К.

Господникова

и другие. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2011.

В.Ф. Феоктистова. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты. – Волгоград: Учитель, 2011.

М.Ю. Шатилова и другие. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты. – Волгоград: Учитель, 2012.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×