В статье описаны методы работы над проектами и исследовательскими работами
Индивидуальные и групповые проекты
в начальной школе.
«Человек рождён для мысли и действия» - так говорили древние мудрецы.
«Если бы каждый человек на кусочке своей земли
сделал бы всё, что он может,
как прекрасна была бы земля наша!»
А.П. Чехов
Каждая личность проходит в своём развитии тот же путь, что и человечество в целом, но только времени у человека меньше, чтобы пройти свой путь познания и оставить свой личный вклад в эволюции, т.е. оставить полезный след после себя. Если это так, то исследовательской и проектной деятельностью необходимо заниматься с самого раннего детства. Почему с детства? Да потому что дети – прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно увлечь их предметом исследования.
Именно поэтому с 2011 года, с введением ФГОС нового поколения, с целью развивающего обучения в программу начальной школы официально включена проектная деятельность. Именно для реализации целей и задач развивающего обучения в своей работе учитель должен использовать деятельностные, проблемные, практико-ориентированные, рефлексивные, групповые методы. В настоящее время всё большую популярность приобретают исследовательские и проектные методы. Творчески работающий педагог всегда задумывается о выборе метода, т.е. о том, как лучше организовать учебный процесс, чтобы детям было не безразлично, интересно то, чем они занимаются.
О том, что метод проектов не является новым, мы знаем, а потому нам только остаётся задуматься над тем, как интереснее, с пользой для ученика, организовать проектную деятельность.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания нового объекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
В начальной школе мы формируем и развиваем умение планировать работу. Сначала дети учатся составлять план для себя и выполнять работу в соответствии с планом, а затем составляют план как инструкцию для других. Потом мы учимся составлять инструкцию как способ решения проблемы и, наконец, учимся выполнять самостоятельно все этапы технологии проектирования: от рассмотрения проблемной ситуации до выстраивания последовательности действий, решающих проблему.
Перед проведением работы по каждому из проектов руководителем должна быть чётко выстроена цепочка действий (логическая схема):
Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…
Методы: это виды деятельности.
Результат: проектная деятельность успешно сочетается с
исследовательской
.
Различие методов:
Проектный метод
Исследовательский метод
Процесс создания какого-либо заранее запланированного объекта.
Решение определённой, ясно осознаваемой задачи.
Процесс поиска, неизвестных знаний.
Бескорыстный поиск истины.
Этапы методов:
Проектный метод
Исследовательский метод
1. Выбор темы проекта.
Постановка целей и задач.
Планирование проектной деятельности.
Реализация проекта.
Оценка и самооценка проекта.
Презентация.
Выбор темы исследования.
Постановка целей и задач.
Выдвижение гипотезы.
Организация исследования:
Исследование гипотезы путём наблюдения, эксперимента, теоретического анализа.
Разрешение вопроса и проверка.
Фиксирование результатов исследования в форме записи, рисунка, коллекции.
Презентация.
Перед организаторами проектной деятельности учащихся иногда возникает дилема: "Какой вид проекта эффективнее использовать: индивидуальный или групповой?".
А на самом деле, какой из них более эффективен?
Преимущества каждого вида проекта.
Индивидуальный проект.
Групповой проект.
план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;
у обучаемого полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта и его качество зависят только от него самого;
учащийся приобретает опыт деятельности на всех этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;
у обучаемого полноценно формируются
общеучебные
умения и навыки (исследовательские, информационные, презентационные, оценочные) и их формирование оказывается вполне управляемым процессом.
у участников проектной деятельности формируются навыки сотрудничества, что очень важно для жизни в современном обществе;
проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы, на котором может в полной мере раскрыть себя как личность;
в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Как видим, каждый вид проекта имеет свои положительные и отрицательные стороны. Каждый учитель, в зависимости от особенностей своего класса или поставленных целей, может выбрать тот или иной проект, либо сочетать два вида проекта в течение учебного года.
Однозначного ответа на поставленный выше вопрос нет.
Организация работы над проектом:
преимущества и проблемы
Проектная деятельность предполагает в основном самостоятельную работу учащихся. И здесь следует обратить внимание на различия в организации работы над групповым и индивидуальным проектом.
Чаще всего во внеурочной деятельности по какому-либо предмету предпочитают индивидуальные проекты. При организации индивидуальной работы учащегося над проектом учителю предоставляется возможность учитывать не только возрастные возможности учащегося, но и его индивидуальные особенности, личностные потребности и интересы. А значит, появляется шанс точечно воздействовать не только на дефицит в знаниях, умениях и навыках, но и на формирование личности учащегося в целом.
Учащиеся, склонные к научно-исследовательской деятельности, получают возможность исследовать свои предположения, находить доказательства для них, проводить свои собственные исследования, разрабатывать впоследствии собственные методики. Но главным условием реализации этой деятельности является работа на интерес ученика, а не подстраивание под цели педагога. Для этого учитель предварительно должен выяснить, каким багажом интересов и склонностей обладает ученик.
Исследовательская деятельность предоставляет большой простор для развития творческого, критического мышления ученика, расширяет его кругозор, приучает к самостоятельности в добывании знаний, готовит учащихся к дальнейшему обучению в вузах и колледжах. Ведь именно научно-исследовательская деятельность направлена на то, чтобы найти способы и пути развития активного, самостоятельного мышления ребёнка, научить не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт школа, а уметь применять их на практике (в методике это принцип политехнизма, на что в анализе урока обращается особое внимание).
В исследовательской деятельности от умения презентовать свой труд зависит оценка результата работы, поэтому ребята очень серьёзно готовятся к защите своих работ, сначала защищая их перед классом и отвечая на вопросы одноклассников. Юные исследователи имеют возможность использовать все доступные средства компьютерных технологий для того, чтобы сделать своё выступление более зрелищным. Защита исследовательской работы сопровождается презентацией, в подготовке которой ребята учатся составлять диаграммы, таблицы, текстовые рисунки и многое другое.
Научно-исследовательская деятельность с применением ИКТ – это ещё и творческий процесс, который позволяет реализовать межпредметные связи в обучении предмету и осуществить широкую опору на практические виды деятельности. В ходе подготовки работы учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Таким образом, у учащихся развивается креативная компетенция, как показатель коммуникативного владения предметом.
С другой стороны, групповая проектная работа на уроке и особенно исследовательские проекты представляют определённую трудность: формирование проектной группы, сотрудничество в группе, гибкость и проницательность, умение видеть точку зрения другого и убедительно отстаивать собственную позицию, идти на компромисс ради общей цели и т.п.
Преимущества и недостатки индивидуальных и групповых проектов.
Тип проекта
Преимущества
Проблемы
Групповой
● формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели;
● групповая работа позволяет распределить обязанности, и каждый участник группы может проявить свои сильные стороны в той работе, которая ему лучше всего удаётся;
● совместная работа даёт возможность обогащаться опытом других участников, видеть наиболее эффективные стратегии поведения и учебной деятельности;
● при успешном взаимодействии может подняться статус отдельных учащихся в группе сверстников;
● такой проект способствует групповому сплочению.
● отдельные ученики не проявляют активность, а «выезжают» за счёт более инициативных и ответственных;
● труднее организовать и координировать работу;
● нет возможности получить всесторонний опыт работы на всех этапах проекта для каждого участника группы;
● труднее оценить вклад каждого члена группы.
Индивидуальный
● автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы;
● развивается личная инициатива, ответственность, настойчивость, активность;
● тема проекта может быть выбрана в максимальном соответствии с интересами автора;
● ход работы и её результат зависят только от автора проекта;
● итоговая оценка наиболее полно отражает качество работы автора
● не вырабатывается опыт группового сотрудничества;
● нет возможности обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы;
● работа более трудоёмкая и ответственная на всех этапах проекта.
Таким образом, грамотно выбранная позиция учителя даст не только возможность оказывать на учеников воспитательное воздействие, но и вовлечёт их в проектный или исследовательский процесс на любом изучаемом предмете.
Литература.
М.К.
Господникова
и другие. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2011.
В.Ф. Феоктистова. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты. – Волгоград: Учитель, 2011.
М.Ю. Шатилова и другие. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты. – Волгоград: Учитель, 2012.